Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Это письмо я отправлю всем мужчинам, которые находятся в списке моих рассылок. (Я хотел бы, чтобы текст письма дошел не только до братьев, но и до сестер, которым небезразлична тема многоженства).
Наблюдая за тем, как мусульмане относятся к теме многоженства (в нашем случае чаще - двоеженства), я составил несколько мыслей, с которыми хотел бы поделиться с джамаатом.
К великому сожалению, современные мусульмане, не имеющие глубоких знаний в Исламе, выросшие в среде, далекой от Ислама, и не видевшие пример исламского поведения в реальных людях, а лишь в образах, сохранившихся в книгах, склонны интерпретировать великие принципы Ислама под своё маленькое «Я». В результате получается не что иное, как следование своим капризам и прихотям, хотя Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) говорил: «Не уверует никто из вас, пока его желания не будут подчинены тому, с чем пришел я». (لا يُؤمن أحدكم حتى يكون هواه تبعا لما جئت به). Хадис достоверен.
То, как мы изучаем Коран, рассуждаем, решаем свои тяжбы, возвращаем долги, относимся к родителям и близким, указывает на степень нашей подчиненности заповедям Всевышнего. Если во всех перечисленных пунктах у нас наблюдаются провалы и джахилийское поведение, значит, мы не покорились полностью тому, с чем пришел Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم). И не нужно тешить свое самолюбие, говоря, например, что даже арабы позволяют себе праздную жизнь, чрезмерную роскошь, празднование маулида, то есть дня рождения Пророка (صلى الله عليه وسلم), Санта Клаусов и всякие другие неугодные Аллаху вещи. Ислам – он и есть Ислам; если кто подчинился его законам, тот – хороший мусульманин, а кто не подчинился, тот наживет себе трудности и здесь, и там, и такой человек – не пример нам. Твое дело – жить правильно, и если кто-то смеется или не понимает, то это только и только его проблемы.
Относительно многоженства.
Как и во всех остальных вопросах, в этом деле тоже нужны правильное намерение, обдуманность и соблюдение всех условий, которые ставит Ислам людям (мужчинам и женщинам), собравшимися жениться/выйти замуж. Конечно, про никах можно было бы сказать очень многое и мужчинам, и женщинам; это тема нескольких лекций, но попробую сказать коротко.
Братья! Перед тем, как взять вторую жену, составьте реалистичный, а не утопичный план. Не скрывайте это с самого начала, так как ваша женитьба на второй всё равно станет достоянием гласности, причём – судя по способности современных мусульман хранить тайны – широкой гласности. Поговорите с первой женой сразу и постарайтесь объяснить причины, побудившие вас на новый брак. Не надо бояться заводить этот разговор, ведь вы собираетесь сделать шаг, который дозволен Исламом. Больше надо стесняться перед жёнами тогда, когда вы совершаете внутри дома какой-то грех, пусть даже мелкий. Любой мелкий грех страшнее (если можно так выразиться) вашего желания жениться на второй, потому что не могут быть равны харам и халяль. Если вы не найдёте понимания у первой жены, и вам покажется, что второй брак скорее всего разрушит первый, то откажитесь от вашего намерения до лучших времён, если, конечно, в будущем ваше намерение ещё будет актуально. Войдите в положение жены, если она пока не готова: не нужно идти напролом, как танк, говоря: «Это халяль, и мне все равно, как ты отреагируешь!». Понятно, что халяль, но не забывайте, что бывают ещё конкретные случаи, при которых не нужно совершать чего-либо, даже если это – халяль. От вашего второго брака могут страдать не только ваша жена, но и дети, так что приготовьтесь к нему основательно. Я уж не стану копать другие вопросы, такие как ваш доход – если его едва хватает на первую семью (к примеру, жена не работает, вы сами зарабатываете 20 тысяч, квартира съемная, ребенок), то не думаю, что вам стоит брать вторую. Жену нужно содержать, а в этом случае вряд ли это получится. Но повторяюсь: конкретный случай – это дело другое. Если в Уфе 20 тыс. – это мало, то для деревенской семьи это немало; словом, вы сами лучше знаете про свой случай. Я не стану копать и такие вопросы, как социальное происхождение невесты, условия, с которыми вы взяли её в жёны и т. д. Если до замужества с вами девушка жила на отцовские 50 тыс. в месяц, а выйдя за вас родила ребенка, стала жить на 30 тыс. на семью из трех человек, то не стоит вам пока думать о второй жене. Если ваша первая жена начнет говорить «и так живём на гроши!», не обижайтесь – выбирая девушку из обеспеченной семьи, вы обязаны были предвидеть такой расклад. Ладно, я ушел в детали, но они тоже важны для придания красок картине.
Сестры нашего региона!
Ваша проблема в том, что часто вы даже не представляете, что такое вообще покорность мужу. Не обижайтесь, но многие из вас выросли в семьях, где мама могла не пустить пьяного папу в дом, влезть с ним в драку (обычные семьи пролетариев) или обижаться на него за то, что он де не вспомнил «день, в который сделал ей предложение», ну и прочая идиллия советской жизни. Жизни, где устами Достоевских, Тургеневых, Пушкиных и др. «заменителей» пророков женщине придавался статус культа поклонения, а любви между мужчиной и женщиной – статус религии.
Представьте такую картину (хотя она более понятна для мужских мозгов). Заходит генерал в казарму, а там, на кровати лежит восемнадцатилетний новобранец. Форма на полу, сапоги не чищены, в казарме – бардак. Генерал ему: «Рядовой Петров, встать!». А солдатик ему: «Да что ты разорался, не видишь – я сплю!». Абсурд? Не то слово. А вот грубить мужу, обижать его, не реагировать на его приказы, перечить, издеваться, оскорблять и т. д. ещё более абсурдно. Я хотел бы, чтобы этот пример запомнили и мужья, а то в нашем регионе многие из них забиты настолько, что в глазах читаешь робкий вопрос раба в пятом поколении «а я имею право повысить на неё голос?», когда объясняешь им, кто он, и кто она.
Так что, давайте, жёны, с сегодняшнего дня займите своё достойное положение, заключающееся в подчинении любящему и справедливому мужу-мусульманину.
Насчет многоженства. Если разговор, про который я объяснял выше мужчинам, придётся в какой-нибудь день услышать и вам, то запаситесь терпением и вспомните хадис «Не уверует никто из вас, пока его желания не будут подчинены тому, с чем пришел я». Понятно, что от такого разговора ваше лицо не расплывётся в улыбке, а вы не рассыплетесь в поздравлениях, но устраивать истерику не стоит. Лучше возьмите себя в руки и задайте мужу все интересующие вас вопросы. Именно те, что потом задают разгневанные жены мужьям, «обрадовавшим» их новостью о второй жене. Задайте их сегодня в спокойной обстановке – «кто она?», «почему?», «а деньги?», «а где?» и т. д. Может, что-то ваш муж упустил и не учёл, а вы поможете ему найти недостающий пазл. Может, он на самом деле поторопился с решением и забыл сделать финансовый анализ, или забыл, что в этом году обещал свозить вас в хадж, или забыл обещание не жениться до тридцати лет и т. д. Если ваш муж не готов, а вы помогли ему понять это, то выиграют все. Ну а если вы видите, что намерение вашего мужа жениться на второй взвешено, обдуманно, и есть варианты решений на все случаи, которые могут при этом возникнуть, то извиняйте, сестры, но вы не имеете права бойкотировать его решение, придумывая миллионы отговорок, которые есть не что иное, как мысли от лукавого – «я не смогу», «с кем угодно, только не со мной», «что подружки скажут?», «меня мама домой не впустит» и т. д. На одном из ваших козырей я хотел бы заострить внимание, так как он – в рукаве каждой из вас. Это – «ты сначала первую должен обеспечить!»... Вот эту фразу говорят жёны, живущие в однокомнатных съёмных хрущёвках; жёны в своей трёхкомнатной квартире с видом на Белый дом; эмиратки Абу Даби в своём доме со служанками-филиппинками... Короче, слова-то верные, но не используйте их, пожалуйста, так, что получается странная картина: сподвижники, жившие в домах с потолками на уровне вытянутой руки и не видавшие мяса месяцами, могли жениться на вторых, а вот в Башкортостане это нереально! Повторяюсь в третий раз: у каждого свой конкретный случай, но многоженство – халяль даже в наше время и даже в Башкортостане, и это факт.
Напоследок скажу, что мне не раз намекали на то, что якобы я культивирую в джамаате полигамию. Хочу обозначить свою позицию: когда речь идёт об общем случае, я не уговариваю и не отговариваю от этого никого. Когда же речь идет о
конкретных людях, я анализирую ситуацию и даю совет. Некоторым я читаю никах со второй женой, а некоторых отговариваю даже от первого брака, так как вижу, что мусульманин пока к этому не готов. Я понимаю, что по прочтении всего написанного найдутся мужчины, которые обвинят меня защите интересов только женщин, ровно как найдутся женщины, которые обвинят меня в защите интересов только мужчин, но правильный вывод сделают те, кто прочитает всё письмо в совокупности, вдумчиво, с контекстом и без буквализма. Но уверяю, что жалеть никого я не собирался, а только хотел донести максимально правильное понимание темы с учётом местных реалий. Главное, хорошо запомните хадис, который проходит красной нитью по всему тексту: «Не уверует никто из вас, пока его желания не будут подчинены тому, с чем пришел я».
(Ишмурат хазрат, 16. 03. 13).
Да воздаст тебе Аллах добром, а мусульманам умом и мудростью!
УаАллау аалям!