Среда обитания

Независимые адвокаты на Северном Кавказе: беззащитная защита

Дагестанский адвокат Сапият Магомедова привлечена к уголовной ответственности за оскобление сотрудников милиции при исполнении ими служебных обязанностей, суд наложил запрет на передвижения обвиняемой подпиской о невыезде. В случае признания ее виновной, Магомедовой грозит до пяти лет лишения свободы.

У уголовного дела против Сапият Магомедовой есть предыстория. В июне этого года адвокат пришла на встречу со своей подзащитной в городское отделение полиции в Хасавюрте. Магомедову впустили во двор ГОВД, но к клиенту не пропустили. Во дворе полицейского управления молодую женщину жестоко избили пять сотрудников ГОВД. В местную больницу адвоката привезли в бессознательном состоянии. Согласно медицинскому заключению, молодая женщина получила ушибы головного мозга и грудной клетки, резаную рану подбородка и губ.

После выздоровления Сапият Магомедова обратилась в прокуратуру с заявлением о привлечении к ответственности избивших ее полицейских. Адвокат рассказала сотрудникам российского правозащитного центра «Мемориал», что сразу после обращения в прокуратуру ей начали поступать угрозы из ГОВД Хасавюрта – от женщины требовали отозвать заявление иначе грозили встречным иском.

Уголовное дело в отношении четверых полицейских (пятого участника избиения Магомедова не смогла опознать) было возбуждено только спустя полмесяца – после того, как дело получило широкую огласку и вызвало протесты российских и международных правозащитных организаций.

Спустя еще полмесяца 15 июля Следственный комитет по Дагестану признал полицейских обвиняемыми. Если суд признает их виновными, сотрудникам ГОВД Хасавюрта грозит до десяти лет лишения свободы и запрет на службу в государственных органах.

После этого, по словам Магомедовой, давление на нее только усилилось, а спустя неделю она сама оказалась обвиняемой: офицер Следственного управления пркуратуры Хасавюрта Арсланхан Арсланханов обратился в свое же управление с заявлением против Магомедовой. Уголовное дело против адвоката возбуждено немедленно. Мобильный телефон Сапият Магомедовой отключен, «Голосу Америки» не удалось получить комментарии адвоката.

29 июля организация «Международная амнистия» направила протест по делу Сапият Магомедовой в адрес Генерального прокурора РФ Юрия Чайки, председателя Следственного Комитета Александра Бастрыкина и главы Дагестана Магомедсалама Магомедова.

«Международная амнистия опасается, что Сапият Магомедова преследуется за свою профессиональную деятельность как независмый адвокат», – говорится в заявлении организации.

Частая практика

Преследование независимых адвокатов на Северном Кавказе стало расространенным явлением. Чеченский адвокат Магамед Абубакаров сказал «Голосу Америки», что был вынужден уехать на время из России из-за постоянных преследований и угроз со стороны силовых структур.

Адвокат из Кабардино-Балкарии Рустам Мацев также рассказывает о преследованиях и попытках вывода из дела: «Когда я предложил МВД посредничество в добровольной сдаче подозреваемого в связях с вооруженным подпольем Руслана Мишхожева, в моем доме провели обыск. Наверное, думали что я его прячу. На самом деле, я официально представлял интересы родителей подозреваемого», – сказал адвокат «Голосу Америки».

По словам Мацева, сейчас его пытаются устранить из дела о применени пыток к двум его подзащитным во время допроса: «Адвокат по закону не может быть допрошен как свидетель, как только это произойдет, он будет отстранен от ведения этого дела», – рассказывает Мацев.

Подобный случай имел место в Нальчике, когда независимого адвоката Ларису Дорогову допросили в качестве свидетеля по делу ее клиента, после чего она была лишена возможности исполнять свои обязанности.

Лариса Дорогова рассказала «Голосу Америки», что была вынуждена уехать из России из-за постоянного давления и угроз: «Мне постоянно препятствовали в доступе к клиентам, сотрудники МВД и ФСБ угрожали не только мне лично – моему сыну-подростку, за ним устроили слежку, чтобы заставить меня отказаться от клиента. В почтовый ящик мне положили конверт с патронами от Калашникова и угрожающей запиской», – рассказала Дорогова «Голосу Америки». По ее словам, объектом травли и преследования становятся те адвокаты, которые берутся защищать жертв силовых структур: похищений, пыток и фальсификаций.

Лариса Дорогова уверена, что линия обвинения часто строится на слабости защиты: «Когда дело полностью сфальсифицировано, независимый адвокат – самая нежелательная фигура в суде, поэтому для обвинения главное условие успеха – отстранение такого защитника».

Убийство в Москве адвоката Станислава Маркелова, сфера деятельности которого была тесно связана с жертвами силовых структур на Северном Кавказе, вызвало широкий резонанс в России и зарубежом. Однако преследования адвокатов, работающих непосредственно на Северном Кавказе чаще всего остаются неизвестными широкой публике.

Автор: Фатима Тлисова
подписаться на канал
Комментарии 0