Просвещение

Ректор РИУ Р. Мухаметшин связывает запрет С. Нурси в России с факторами, относящимися к Турции, но не с экстремизмом

По мнению ректора Российского исламского университета (Казань, Татарстан) Рафика Мухаметшина, в трудах Саида Нурси нет призыва к экстремизму, в них не прослеживается политическая составляющая. Об этом он рассказал в ходе интернет-конференции "БИЗНЕС Online". Вот часть из его интервью, касающаяся Саида Нурси: 

"... Турецкий богослов Саид Нурси жил в конце XIX – начале XX века и писал богословские труды. Я не видел в их трудах особого призыва к экстремизму, у них не прослеживается политическая составляющая... Думаю, Нурси оказался под запретом в России из-за факторов, связанных с Турцией. 

Но в Набережных Челнах нурсисты традиционно были сильными. А внимание к ним вновь усилилось из-за того, что появились домашние медресе. Я не думаю, что там есть какой-то призыв к экстремизму, но наши правоохранительные органы насторожены потому, что это незарегистрированные медресе..."

______________________________

Экспертное заключение Института истории Академии наук Татарстана по книгам Саида Нурси. В составе экспертной комиссии находился Р. Мухаметшин (2005 год):


Отдел общественной мысли и исламоведения привлек в качестве экспертов: доктора политических наук, профессора Мухаметшина P . M ., кандидата философских наук Абдрахманова Р.Ф., кандидата исторических наук Гарипова Н.К. Экспертам были поставлены два вопроса: 

• Вправе ли с точки зрения религиоведческой науки верующий признавать «свою» веру самой верной и разъяснять ее преимущества другим? Является это пропагандой исключительности «его» веры и выражением нетерпимости к другим религиям? 

• Имеются ли в текстах книг Саида Нурси призывы к единству и братству мусульман? Если да, то для каких целей призывается консолидация, для противодействия или сдерживания каких сил? 
Эксперты пришли к следующему заключению: 

1. Вера в истинности постулатов своей религии, достоверности своих религиозных представлений, превосходство своей религиозной общности характерна не только для ислама, но и для других религий. Это вытекает из сущности любой монотеистической религии. Дело в том, что истинность религиозных представлений соизмеряется не отношением к окружающему миру, а восприятием потусторонней, сверхъестественной реальности. Поэтому истинный верующий может чувствовать, по сравнению с другими, свое преимущество перед Богом, поскольку это дает ему уверенности в правильности собственного отношения к потусторонней, сверхъестественной жизни, в правильности своего пути к обретению счастья в будущей, загробной жизни. Проблема преимущества перед представителями иных религий - это проблема духовного состояния верующего. Но истинного верующего от других отличает так же то, что он, наряду с признанием духовного преимущества исходит из принципов единства: все человечество едино, это огромное целое, поэтому различия, которые естественны, не становятся разногласиями. Ислам исходит из того, что все человечество создавалось сначала в одной человеческой душе: «Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души» (Сура «ан-Ниса», 1-й стих). В Коране записано, что «Люди были одной общиной, и послал Аллах пророков вестниками и увещевателями и ниспослал с ними писание с истиной, чтобы рассудить между людьми в том, в чем они разошлись ... И Аллах вывел тех, которые уверовали, к той истине, относительно которой они разошлись по его дозволению. Аллах ведет, кого пожелает, к прямой дороге!» (Сура «аль-Бакара», стих 213). Здесь указаны причины различий и расхождений, но нет противопоставления, потому что «Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев и бойтесь Аллаха - может быть вы будете помилованы» (Сура «аль-Худжурат», стих 10). Поэтому можно сказать, что сама по себе вера в превосходство своего религиозного мировоззрения над иными мировоззрениями не означает требования привилегий в социально- политической сфере, в области прав человека и гражданина для единоверцев и принижения в указанных правах иноверцев. 

Это требует четкого различия религиозной сферы от различных политических спекуляций по поводу национального, расового и этнического превосходства представителей одной конфессии над другой. Но это уже означает, что человек, считающий себя верующим, рассуждает иными, не религиозными категориями и, вполне естественно, его деяния и суждения выводит за пределы религиозного мировосприятия и превращает его в нарушителя закона. Выйдя за пределы законодательства, эти верующие становятся субъектами незаконной общественной или политической деятельности. Религиозная составляющая в данной ситуации является лишь прикрытием, поскольку на первое место выходит попытка решить такие-то конкретные цели, достижение реальных задач, напрочь лишенной духовности. 

Ответ на поставленный вопрос: Публичное признание преимущества своих религиозных убеждений над иными мировоззрениями и убежденность в их истинности, не сопряженное с призывами к противозаконным действиям, в том числе к незаконному лишению гарантированных Конституцией РФ прав человека и гражданина, не является формой пропаганды превосходства граждан одного вероисповедания над другими. Изначально опираясь на принципы высокой духовности и человеколюбия, эти убеждения не приемлют действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии или принадлежности к какой-либо социальной группе. 



2. Саид Нурси признанный ученый, живший в очень сложный период истории Турции - гражданской и первой мировой войны вел мирную проповедь, призывая людей к духовному совершенствованию. В первую очередь, он ставит перед человеком цель укреплять и развивать свою веру, любовь ко Всевышнему. Нурси часто отмечает, что в наше время против разрушительного влияния безбожия можно противостоять лишь «мечом» сильной веры. О «Рисале-и нур» положительно отзываются не только российские муфтии, но и многие видные зарубежные ученые и богословы. Сам Саид Нурси не один год прожил в России, был имамом мечети в Калу 

С. Нурси в этих сложных для Турции и для всей мусульманского сообщества условиях «для освобождения всего человечества и, в особенности, мусульман, от заблуждений и атеизма» начал писать книги под названием "Рисале-и Нур". В этих трудах он в духе, соответствующем времени, комментировал аяты Корана, касающиеся различных вопросов веры. Эти книги нацелены на доказательство истины веры. В них излагаются проблемы существования и единства Бога, пророческой миссии Мухаммеда, цели сотворения Творцом человека, предстоящей жизни после смерти и о том, что Коран является Божественной Книгой. После его смерти собрание сочинений "Рисале-и Нур" еще больше распространился по всей стране. Появились миллионы последователей как в Турции, так и за рубежом, которые изучают его произведения, чтобы спасти свою веру. 

Ответ на поставленный вопрос: Призывал ли С.Нурси к единству мусульман? Да, действительно, он призывал мусульман к единству. Но к этой проблеме надо подходить конкретно-исторически, с учетом той ситуации, в которой жил и творил этот богослов. Почему в этот период проблема единства была столь актуальной? С. Нурси доказывал, что это было необходимо для освобождения от колониального ига, а не для утверждения своего превосходства или противопоставления себя другим народам. Наоборот, С.Нурси был противником решения проблем военными методами, он призывал к духовному совершенствованию и нравственному очищению, поскольку был убежден в том, что причины своих бед надо искать и в самом себе, не перекладывая полностью вину на других. Именно за это он не был понят известными политическими деятелями Турции, которые от него ждали более решительных призывов. Многие годы он провел в ссылках где, полностью посвятил себя религиозно-просветительской деятельности. В этой связи, ставить его в один ряд с различными экстремистами было бы не просто проявлением невежества, но и непониманием того, что религиозные деятели такого плана сегодня наоборот востребованы. Поскольку они призывали к решению проблем мирным путем и нравственному совершенствованию. 

Экспертное заключение обсуждено на заседании отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории АН РТ. 2005 год, протокол № 1. 

Заведующий отделом, доктор политических наук, профессор Мухаметшин P.M.

Комментарии 1
  • Боюсь, обвинят ректора в пособничестве экстремизму
    (288)
    24 марта'2013 в 05:48