В минувшие выходные президент Палестины Махмуд Аббас посетил Карачаево-Черкесию. Этот визит стал неожиданностью для жителей республики, о которой вряд ли знает большинство глав зарубежных стран. К тому же, как отметил глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов, это первый визит президента иностранного государства в истории республики. Своим мнением по поводу визита президента Палестины в Карачаево-Черкесию поделилась журналист Ася Капаева.
Встреча официальных лиц КЧР с президентом Палестины прошла крайне формально – все речи в основном изобиловали словами «мир, согласие, дружба, понимание». Исходя из того, что опубликовано о визите Аббаса на сайте пресс-службы главы республики, во время переговоров даже не прозвучала позиция Рашида Темрезова по ситуации на Ближнем Востоке, не было слов поддержки в адрес многострадального народа Палестины. Хотя обычно такие заявления являются протокольными на подобных встречах.
Переговоры между Рашидом Темрезовым и Махмудом Аббасом были сконцентрированы на теме двустороннего сотрудничества в сфере туризма, торговли, сельского хозяйства и культуры. Однако никаких конкретных аспектов сотрудничества озвучено не было.
Странно, что руководством крошечной и не окрепшей в экономическом плане республики делаются заявления о сотрудничестве с государством, которое регулярно подвергается налетам и бомбардировкам и крайне нуждается в гуманитарной помощи. Какие туристические проекты могут быть между Палестиной и Карачаево-Черкесией? Как можно понимать предложение руководства автозавода «Дервейс» запланировать в одной из самых горячих точек мира производство автомобилей?
Хотя нужно отдать должное владельцам «Дервейса» за то, что в Карачаево-Черкесии это единственное производство, которым можно удивить гостей, в том числе из-за рубежа.
Эксперты со скептицизмом оценивают возможность заключения серьезных взаимовыгодных контрактов между Карачаево-Черкесией и не имеющей жизнеспособной экономики Палестиной и считают визит Аббаса на Кавказ исключительно имиджевым. Ранее Махмуд Аббас уже приезжал на Кавказ – в Чечню и Дагестан. Но главы этих республик осторожнее рассуждали о перспективах делового сотрудничества с Палестиной, а визиты Аббаса были названы ознакомительными и «братскими».
Для Махмуда Аббаса можно бы было организовать хорошую культурную программу, а не везти в недостроенную мечеть Черкесска. Следовало ли высокому гостю демонстрировать то, что в столице Карачаево-Черкесии до сих пор нет ни одной полноценной мечети, в то время как в Грозном и Махачкале он их видел на каждом шагу?
|
Почему нельзя было познакомить Аббаса с культурами различных народов Карачаево-Черкесии, немало представителей которых проживают в ближневосточных странах? Или же пригласить в один из вузов республики для встречи со студентами, как это сделали во время его визита в Казань?
Власти Карачаево-Черкесии, не имеющие опыта в организации приемов лидеров иностранных государств, да и любых официальных лиц из-за рубежа не учли, что в их подготовке должны обязательно участвовать специалисты в международных отношениях. Поэтому и сложилось впечатление, что принимающая сторона продемонстрировала непонимание действительности на Ближнем Востоке.
В то же время, приезд Махмуда Аббаса в Карачаево-Черкесию останется одной из ярких страниц в истории республики. Палестина занимает особое место во внешнеполитической сфере России, и выбор Карачаево-Черкесии для визита Махмуда Аббаса говорит о некоем доверии федеральной власти к региону.