В последнее время идея межконфессионального диалога и нового облика мусульманского духовенства превращается в жизненную необходимость.
И действительно, все акты религиозного экстремизма, молодежного радикального национализма и этнической ненависти происходят, в своей основе, из крайнего невежества и незнания традиции – как религиозной, так и светской. Увы, люди теряют связь с историей даже своего народа, и остается только надеяться, что будущие поколения молодежи в нашей прекрасной многонациональной стране смогут находить общий язык, понимание со своими братьями из других этносов нашей большой Родины. И если мы думаем о будущем и заботимся о тех, кто придет после нас, то просто обязаны нести и просветительские идеи и бороться с невежеством в каждый момент нашего сегодняшнего бытия.
Ведь и священный Коран учит нас : «О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас (разными) народами и племенами, чтобы вы узнали друг друга (А не для того, чтобы каждый из вас презирал других). Ведь самый уважаемый Богом среди вас тот, кто самый праведный. Поистине, Бог — Знающий, Сведущий!» (Коран, 49:13).
Стоит вспомнить здесь и опыт ушедших поколений, общественных и религиозных деятелей, оставивших нам достойное наследство, которое мы обязаны сохранить. Это и татарский богослов, востоковед, этнограф и выдающийся педагог Шигабутдин Марджани, и выдающийся деятель татарского национального движения, писатель, публицист, политик Гаяз Исхакый.
Просветительские идеи Марджани охватывают самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа, включая в себя мысли о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого (античной, арабской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской культур). Ученого заботили и вопросы воспитания национального самосознания татарского народа, беспокоили его благосостояние, социально-экономическое и политическое положение. Считая просвещение самым мощным орудием прогресса, ученый пытался вызволить свой народ из «спячки». Ученый стремился ответить на многие вопросы, которые поднимало развивающееся по буржуазному пути татарское общество: «обновить веру», поднять социально-политический и культурный уровень татарского народа, приобщить его к современной цивилизации.
Марджани — предвестник джадидского движения в России, и именно он заложил его основы — реформу преподавания в медресе, усвоение татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки. Марджани написал более 30 произведений, большая часть которых была издана в основном на арабском языке. Не все произведения, написанные ученым, еще обнаружены. Идейно-философские взгляды Марджани, его деятельность в качестве педагога, религиозного деятеля, историка, просветителя, философа останутся заметным явлением в отечественной истории!
Если же вспомнить мысль Гаяза Исхаки, то идею его можно сформулировать одной цитатой: «Я знаю, многие меня будут ругать самыми последними словами, назовут кафиром… На все это я согласен! Только читайте, люди, читайте и думайте!.. Моя главная цель – показать истину, заставить вас немного задуматься, принятся, наконец, за службу родной нации, поскольку от нынешних «служителей» мало проку».
В высказывании этом все истинно – и для времени этого великого сына татарского народа, и для реалий дня сегодняшнего. Упомянутые им «служители» и в наши дни не сдали своих позиций, и не хотят отказываться от своей призрачной власти. Именно эта часть современного мусульманского духовенства прикрываясь сегодня сохранением патриархальных и традиционных устоев жизни мусульман, говоря о своей традиционной позиции на самом деле стараются извлечь как можно большую выгоду из своего положения.
Можно назвать эту современную тенденцию неокадимизмом, вспоминая движение кадимизма, направленное против реформ образования упомянутого выше Марджани, и того самого кадимизма, с которым боролся в своих произведениях известный татарский общественный деятель и драматург Карим Тинчурин. Да, такие явления в исламском сообществе не редкость и сегодня. Но ведь как раз эти явления привели в начале прошлого века к невиданным потрясениям в Российской Империи! Да, и стоит заметить, что подобные болезни порождают различных амбициозных паразитов не только в недрах исламской уммы, но и в структурах других мировых религий нашей многоконфессиональной страны.
Но так уж случилось, что именно традиционный Ислам сейчас играет огромное значение для всего мира, от его развития и трансформации в мусульманских регионах нашей страны зависит все наше будущее в целом. Но ведь именно такие псевдотрадиционные силы и тормозят просвещение внутри общины и развитие мусульманского духовенства!
Рассмотрим подробнее ситуацию в Санкт-Петербурге. В начале прошлого века здесь была возведена Соборная мечеть, и строительство это производилось, по истине, всем миром! Строительство было начато по инициативе ахуна Г. Баязитова и проводилось на средства эмира Бухарского Сеид-Абдул-Ахат-хана (скончался в 1910 году), татарских предпринимателей и др. Строительство было продиктовано соображениями политкорректности: с присоединением к России при Александре IIIСредней Азии при дворе стремились соблюдать интересы мусульманской общины.
Мечеть была официально открыта 22 февраля 1913 года, на второй день Романовских торжеств (первое богослужение совершено накануне, 21 февраля, в присутствии эмира Бухарского Сеид-Алим-хана и хана Хивинского Сеид-Асфендиар-Богадура, бывших в Санкт-Петербурге в связи с торжествами). Здание возводилось в 1909—1920 годы по проекту архитектора Н. В. Васильева при участии инженера С. С. Кричинского и архитектора А. И. фон Гогена. В оформлении надписей из Корана участвовал тюрколог, будущий академик АН СССР А. Н. Самойлович. Татарский богослов, Бухарский эмир, русский архитектор, русский инженер, русский тюрколог! Вот как обстояли дела с диалогом цивилизаций на рубеже 19-го и 20-го столетий. Да, этот памятник сегодня поистине принадлежит всем народам нашей страны, и призвание его – обеспечивать мир и стабильность, этноконфессиональный диалог и религиозное просвещение.
На деле ситуация выглядит несколько иначе. Централизованная религиозная организация «Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России» с поставленными самой жизнью задачами не просто не справляется, но и не стремится к достижению подобных целей! На глазах мусульман в северной столице разворачивается поистине сатанинский спектакль интриг и мелочной борьбы за власть. Местные мусульмане – татары, дагестанцы, азербайджанцы, живущие в городе на Неве уже несколько поколений, окрестили происходящее «пончаевщиной» - по фамилии правящего клана «потомственных муфтиев» - семьи Пончаевых.
Какие же заслуги перед городом, общиной и народом имеет эта семья? Действительно, в результате определенных интриг и хитрой игры с существующим режимом покойный ныне муфтий Жафяр Насибуллович Пончаев получил в 70-е годы прошлого века фактически полный контроль над Соборной Мечетью Санкт-Петербурга. С тех пор прошло много времени, а время и власть, как известно, могут пагубно сказаться на человеческой душе. Мы видим, что за практически сорокалетний период времени ислам на Неве не сделал конструктивных шагов к своему развитию и расширению проповеднической деятельности.
Образовательных центров, организованных ДУМ СПБ не существует до сих пор. А ведь сейчас, с ростом количества мигрантов из традиционно мусульманских регионов, проблемой их адаптации должны заниматься, в том числе, и духовные лидеры мусульман. Более того, перед угрозой саляфизма, ваххабизма и религиозного экстремизма просветительские программы должны стать первостепенной задачей для духовенства всех конфессий! А ведь существует так же и проблема этнической преступности, которая подстегивает, в свою очередь, и ультраправые националистические организации. И ведь кому, как не священнослужителям, духовенству всех официальных конфессий нашей страны необходимо сегодня мобилизовать все свои силы для просветительской и духовной работы именно с «проблемными» слоями нашего общества.
Впрочем, есть такие представители мусульманского духовенства. Примером тому может служить назначенный Духовным Управлением Мусульман Европейской Части России имам-мухтасибом Санкт-Петербурга и Ленинградской области молодой исламский проповедник из Нижнего Новгорода Мунир-хазрат Беюсов, автор сборников проповедей, член организованного в северной столице форума традиционных религий.
При поддержки ДУМЕР и прогрессивной мусульманской общественности Санкт-Петербурга этот человек начал развивать в городе исламские образовательные программы, межконфессиональный диалог. Занимается он и таким важнейшим на сегодняшний день вопросом, как открытое общение с представителями других конфессий для разъяснения позиций и ценностей истинного традиционного ислама, просветительскими программами для широкого круга интересующихся исламом людей. Но ведь именно он и был, в конечном счете, обвинен в религиозном экстремизме и связями с радикалами новым «потомственным муфтием» ДУМ СПБ Равилем Пончаевым! Обвинения совершенно беспочвенные и абсурдные – это было понятно всем, но вполне обоснованные в рамках такого явления, как «пончаевщина» - клевета и ложь ради сохранения своих амбиций и местечковой власти.
Более того, пользуясь своими связями в местной административной среде, вышеуказанное «духовное лицо» мешает теперь и любой общественной деятельности Мунира-хазрата и всех представителей его команды в Санкт-Петербурге. Возможно, подобное поведение духовного лица можно было бы оправдать хотя бы чем-то, но если учесть, что сам ДУМ СПБ под чутким руководством нового лидера Равиля Пончаева не проводит НИКАКОЙ подобной деятельности, становится обидно за всех мусульман региона.
Хотя, говорить о полном бездействии руководства ДУМ СПБ все же преждевременно. Равиль-хазратПончаев все-таки ведет «неравный бой» с ваххабизмом и экстремизмом, чего стоит, например, его высказывание о ношение хиджаба в школах, суть которого сводится к тому, что от хиджаба до пояса шахида один шаг (цитата из разговора Пончаева с полномочным представителем президента РФ в СПБ Николаем Винниченко: «Не хотелось бы, чтобы в сосновских лесах появились халифаты. Они, по сути, - носители экстремизма. Их задача, чтобы власти их признали, дали помещения, и они войдут во власть. А дальше пойдет распространение идеологии. В школах будут носить хиджабы»).
Еще одним ярким примером этой опасной борьбы «потомственного муфтия» с фундаментальными экстремистами-исламистами является его донос на открытую недавно Муниром-хазратом Беюсовым религиозную организацию «Азан» в Приозерском районе Ленинградской области. Только вот с этой жалобой произошла явная промашка – организация, в виду ее недавнего рождения, существовала только на бумаге, не успев сдать еще ни одного финансового отчета, и уж никак не могла «получать средства из-за рубежа», как сказано в доносе, и вести проповедь саляфизма на территории Ленинградской области.
А что стоят слова уважаемого Равиля Пончаева о возможной организации халифата в приозерских лесах и болотах! Более подробно о героической борьбе «потомственного муфтия» Равиля-хазрата Пончаева против экстремистов вы можете прочитать: здесь.
Нельзя не упомянуть, что будучи полностью поглощенным яростной войной с радикалами руководство ДУМ СПБ совсем забыло про состояние Соборной мечети. А, между прочим, начавшееся разрушение кладки минаретов могло стоить жизни, как простым петербуржцам, так и мусульманам, которые приходили в мечеть для молитвы. Огромные камни внешней кладки, весом от 50 до 100 кг срывались с минаретов, падая со свистом на тротуарную плитку, и разрывали ее словно снаряды немецкого артобстрела времен ленинградской Блокады.
Что же, то, чего не смогли добиться фашисты, вполне может случиться сейчас – ведь конструкции мечети уже более 100 лет, разумеется, ей необходимо квалифицированное техническое обслуживание, не говоря уже о том, какую опасность представляет собой аварийное сооружение для жителей и гостей прекрасного музейного и исторического центра, Культурной Столицы России, которой, несомненно, является Санкт-Петербург! И об этом так же писала пресса.
Но вот что удивительно – неужели местные чиновники не видят, насколько суицидален подобный курс? Ведь не проводя, я повторюсь, фактически НИКАКОЙ общественной работы, более того – СОЗНАТЕЛЬНО принося РАСКОЛ в мусульманскую общину своими действиями, руководство ДУМ СПБ, а вместе с ним и содействующие ему местные чиновники, помогают именно радикальным религиозным экстремистам! А мы ведь прекрасно понимаем, что в реалиях сегодняшнего дня религиозный экстремизм – мощное оружие антироссийского фронта, призванное разрушать устои жизни и существования общества, ослабляя государство в целом.
По своей сути экстремисты – внешние агенты влияния или работающие на них предатели внутри страны. И они хорошо обучены, прекрасно знают и разбираются в религиозной теме, отлично знакомы с Кораном, но только для одной цели – умело подтасовывать и хитро искажать кораническую мудрость, слова хадисов, затуманивая, тем самым, разум - прежде всего молодым людям, а потом, по возможности, всем, кто находится в ментальном состоянии попасть под их влияние. Конечно, малообразованное духовенство из «неокадимистов» для них – самые главные и надежные помощники, которые, в своей погоне за властью не видят ничего и никого кроме себя самих и собственной выгоды.Но… пончаевщина подразумевает под собой извечный лозунг любого паразитического существования – «своя рубаха ближе к телу».
С другой стороны, по моему скромному мнению, пончаевщина - это не отдельное явление внутри религиозной конфессии, а достаточно тяжелая социальная болезнь. Ведь в корне своем явление это ничем не отличается от сердюковщины, о которой мы слышали из громкого дела «Оборонсервиса», от самоуправства и хамства, которое было раскрыто другим уголовным делом – делом главы Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки Феликса Шамхалова.
Во всех случаях ключевую роль играет явный карьеризм, жажда власти и денег, гордыня – все самые низкие человеческие пороки. Общим во всех эпизодах является и то, что был нанесен стратегический ущерб нашему государству – ведь понижение обороноспособности ради личной выгоды и наживы, как и раскачивание ситуации в религиозной сфере во время идеологической антироссийской информационной войны, да еще в такое неспокойное время передела мира является не просто преступлением – это антинародные диверсии и предательство Родины!
Но мы видим, что и президент РФ Владимир Путин, и патриотические силы внутри страны ведут сегодня курс на обновление и полное искоренение этого темного наследия ельцинской эпохи, и как раз множество громких уголовных дел о коррупции и злоупотреблениях властью различных чиновников и руководителей является ярким примером этого сильного и верного курса! Кто знает, возможно, в недалеком будущем, материалы очередного уголовного дела расскажут нам и об истинных мотивах еще каких-нибудь мнимых и лживых патриотов.
Описываемая же ситуация, тем временем, тоже вышла за рамки Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и термин пончаевщина можно увидеть на различных интернет ресурсах России. Говорил об этой проблеме и известный публицист и журналист Максим Леонардович Шевченко в одной из программ «Воскресный Вечер с Владимиром Соловьевым», ситуацию обсуждает вся прогрессивная мусульманская общественность и духовенство нашей страны – но, тем не менее, ситуация с Исламом на Неве остается на том же уровне.
Кто сможет уберечь от влияния экстремистов нашу молодежь, если людям, которые действительно ХОТЯТ и МОГУТ заниматься образованием и проповеднической деятельностью в рамках традиционного Ислама не дают дороги и перекрывают ресурсы подобные представители «неокадимистов»? Как будет развиваться ситуация дальше, покажет время. Но в свете перемен, которые стремительно входят как в жизнь всей нашей страны, так и в бытие каждого человека, мы должны понимать – время Пончаевых, Шамхаловых и Сердюковых подошло к концу.
Да поможет нам всем Всевышний Аллах!