Как молитва влияет на активность мозга? Доктор медицинских наук Эндрю Ньюберг, руководитель исследований в Myrna Brind Center интегративной медицины в медицинском колледже и больнице университета Томаса Джефферсона, на протяжении десятилетий изучал невротическое влияние религиозного и духовного опыта.
Доктор Ньюберг объясняет, что чтобы изучить влияние медитации и молитвы на мозг, он вводит человеку безвредный радиоактивный краситель, в то время как он молится. Краситель перемещается в части мозга, где поток крови является наиболее сильным, т. е. к наиболее активной части мозга.
На рисунке ниже показано сравнение активности мозга в состоянии покоя и во время чтения молитвы.
Красная часть свидетельствует о большей активности, и в этом случае повышение активности наблюдается в лобных долях и в зоне мозга, отвечающей за речь. Доктор Ньюберг считает, что для мозга молитва Богу схожа с общением с людьми. "Когда мы изучаем медитации, где существует определенная визуализация чего-то, мы видим изменения или повышенную активность в зрительной части мозга", - отметил Доктор Ньюберг.
Наблюдая как медитируют или «созерцают Бога» атеисты, доктор Ньюберг не увидел деятельности мозга в лобной доле, которую он наблюдал у религиозных людей. На рисунке ниже сравнивается активность мозга в состоянии покоя и во время того, когда объект находится в глубокой медитации.
Доктор Ньюберг пришел к выводу, что все религии создают неврологический опыт, и, хотя Бог невообразим для атеистов, для религиозных людей, Бог так же реален, как и физический мир. "Таким образом, это помогает нам понять, что интенсивная молитва вызывает специфический отклик клеток мозга, и эта реакция делает трансцендентный мистический опыт научным фактом, конкретным физиологическим явлением".
В другой своей книге «Почему мы верим в то, во что верим» Ньюберг доказывает, что мозг человека способен создать и поддерживать систему верований, которая выходит за рамки потребности в самосохранении. «Эти системы верований не только формируют нашу этику и мораль, они могут быть использованы, к примеру, чтобы исцелить наше тело или сознание, усилить интимные взаимоотношения, углубить духовную связь с другими людьми, – – рассказывает Ньюберг. – В тоже время они могут быть использованы, чтобы манипулировать и управлять нами, так как мы рождаемся с биологической склонностью навязывать свои системы верований окружающим».
Ньюберг убежден, что научное познание феномена веры приведет к лучшему взаимопониманию между людьми и поможет человеку уважать тех, кто придерживается верований и убеждений, отличных от его собственных.