Ислам запрещает внутрисемейное насилие в любых его проявлениях, подчеркнул генеральный секретарь Международного союза мусульманских ученых (IUMS) д-р Али Карадаги в интервью катарской газете «Ар-Рая», как пишет IUMS Online.
Карадаги, являющийся также заместителем главы Европейского совета по фатвам и исследованиям, уточнил, что под внутрисемейным насилием подразумевается как жестокое отношение мужа с женой и наоборот, так и насилие со стороны матери и отца в отношении детей, а также жестокость детей по отношению друг ко другу и к своим родителям.
Причины
Ученый пояснил, что главной причиной насилия в семье является плохое воспитание или жестокая обстановка, в которой воспитывался муж или жена.
Коран, как подчеркнул Карадаги, наоборот, велит строить отношения на основе взаимного согласия и совета (Коран 2:233), ведь ребенок, который воспитывается в жестокости, в будущем, попав в конфликтную ситуацию, будет в первую очередь прибегать к применению силы.
Причинами насилия в семье авторитетный исламский ученый назвал следующие: религиозная слабость, употребление спиртных напитков, наркотиков, а также разный интеллектуальный уровень супругов, особенно, когда в семье более образованной и умственно развитой является жена. В таких случаях, по словам Карадаги, свою роль играет ошибочное убеждение мужа, что именно сила мышц является формой проявления мужественности и силы личности.
Запрет
Говоря о позиции мусульманского права по отношению к внутрисемейному насилию, д-р Каргадаги подчеркнул, что насилие в семье во всех его проявлениях без сомнений является запрещенным с точки зрения шариата, ибо оно не влечет за собой ничего, помимо вреда.
Что же касается применения силы, которое регулируется нормами мусульманского права, то оно всегда и везде позиционируется как самый последний вариант решения вопроса.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), говоря о применении силы в семье, сказал: «Лучшие из вас не будут бить».
В одном из своих изречений Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал следующее: «Как кто-то из вас может бить свою жену, как бьют раба, а затем вступать с ней в половую близость в конце дня?!» Ученый пояснил, что этим риторическим вопросом Пророк хотел пробудить у мужчин их фитру, то есть их внутреннее естество, подлинную природу, качества, данные им Богом при сотворении и побудить их к проявлению терпения, а не проявлению силы.