В Махачкале открылся первый Дагестанский экономический форум, в рамках которого пройдет выездное заседание Совета при полномочном представителе президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александре Хлопонине.
К участию в дискуссии о приоритетах развития регионов Северного Кавказа приглашены представители федерального правительства, главы северокавказских республик и областей, зарубежные политики и бизнесмены. Накануне стало известно о планах Минрегиона выделить из бюджета на развитие Северного Кавказа около 2,5 триллионов рублей. Эксперты сомневаются в том, что эти средства будут использованы эффективно.
Среди приглашенных на первый Дагестанский экономический форум – президент Азербайджана Ильхам Алиев и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев, а в его рамках пройдет церемония подписания соглашения о сотрудничестве между Дагестаном и Ингушетией. Полпред президента на Северном Кавказе Александр Хлопонин надеется, что махачкалинский форум поможет привлечению в экономику региона новых инвестиций и реализации новых масштабных проектов. Пока, по оценкам Министерства регионального развития, северокавказские республики – в списке наиболее непривлекательных для инвесторов субъектов Российской федерации. Ничего позитивного не ждет от проходящего в столице Дагестана форума главный редактор махачкалинской газеты "Черновик" Биякай Магомедов:
– При прежнем президенте Муху Алиеве тоже было очень много программ, чуть не каждый месяц собирали какие-то форумы, конференции, утверждали, что приехали инвесторы, которые начнут строить огромные заводы. Но оказалось, что часть этих проектов бесперспективна, не проведена их качественная экспертиза. После прихода к власти Магомедсалама Магомедова продолжается то же самое. Ни один проект, который был инициирован Муху Алиевым, не реализовался. В 2008 году должны были закончить строительство завода по производству цемента, производительностью 200 тысяч тонн в год. Этого не произошло. Сейчас пытаются создать туристический кластер. Но это абсолютный бред, потому что в Хунзахском районе всего 20 дней в году лежит снег, и нужны огромные средства, чтобы превратить его в настоящий горнолыжный курорт. Можно и горонолыжную базу Чиндирчеро привести в пример. Сначала нам говорили, что инвестор вложил свои деньги, два миллиона долларов, и что он будет продолжать строительство, но потом выяснилось, что инвестор требует у государства около миллиарда рублей. Оказалось, что строительство Чиндирчеро было придумано для того, чтобы выбить из государства деньги. А я не хочу, как налогоплательщик, и многие дагестанцы не хотят, чтобы под всякие сомнительные проекты выделялись деньги, – утверждает Биякай Магомедов.
Между тем стало известно, что Минрегион предлагает выделить из госбюджета на реализацию программы развития регионов Северного Кавказа средств в 10 раз больше, чем предусмотрено ныне действующими федеральными целевыми программами. И рекордсмен по дотациям – Дагестан, которому планируется выделить более 700 миллиардов рублей. На уровне жизни большинства населения республики этот денежный поток не отразится, а вот кто извлечет из него реальную пользу, так это радикальное вооруженное подполье, убежден дагестанский журналист Биякай Магомедов:
– Никакого толка от этих инвестиций не будет. Еженедельно докладывают, что то с какими-то израильтянами заключен договор, то с какими-то австрийцами, – очень много проектов. Но реально за год ни один из них не реализован. Если бы эти проекты были реальными, если бы инвесторы вкладывались, то в газетах рекламные площади были бы заняты вакансиями, которые ожидаются или которые сейчас необходимы, а стройматериалы должны были в 2-3 раза подняться в цене. Такого не происходит. Эти проекты существуют только на бумаге. Те вливания, которые произойдут, миллиарды рублей, увеличат криминогенную ситуацию. Потому что половину из этих денег разворуют чиновники, а боевики будут вымогать их у чиновников. И они не могут отказаться, потому что очень боятся боевиков. Мы сколько раз гадали: кто же финансирует сепаратистов? То говорили, что Саудовская Аравия, то Америка, то западные спецслужбы. А на самом деле благодаря тому, что Россия сама выделяет огромные деньги Дагестану и республикам Северного Кавказа, отпала, можно сказать, необходимость внешнего финансирования террористов.
Тот инвестор, который хочет здесь что-то строить должен рисковать своими деньгами, пусть сам отвечает по этим рискам. А если государство хочет вложить миллиарды, то оно должно заранее определиться: кто будет отвечать за эти миллиарды, какими будут строящиеся предприятия с точки безубыточности, смогут ли получать прибыль и сколько лет они будут госкорпорациями. Мы все знаем, что самый плохой собственник – это государство, – считает Биякай Магомедов.
Сама стратегия развития Северного Кавказа, которую избрал полпред президента Александр Хлопонин, не верна, считает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов:
– Стратегия, на мой взгляд, является тупиковой. Во-первых, мы видим, что основная проблема, которая существует на Кавказе в наиболее острой форме, это проблема отсутствия для простого человека ощущения справедливости распределения средств. И дело даже не в том, что какая-то часть идет к так называемым "террористам". Дело в том, что все равно это распределение идет по законам, никак не связанным с проблемами регионального развития, здесь все связано с доступом элит к федеральному бюджету. В этом смысле раздача средств – это основной способ организации жизни в государстве в последние годы – после того, как наступило нефтяное благополучие и изобилие. Почему-то считается, что выделение средств разным отраслям на Кавказе позволяет автоматически решить все проблемы. Но промышленность создают не деньги. Очевидно, что в целом существующая в Российской Федерации социально-экономическая модель абсолютно неадекватна. Это псевдорыночная модель, сочетающая в себе феодальные элементы и элементы оголтелого, нигде почти в мире не существующего, кроме стран третьего мира, капитализма. Все пытаются решить за счет денег. Такая модель требует замены.
На Кавказе сделать это в десять раз важнее: здесь абсолютно специфические условия, связанные как с традиционным сознанием, так и с тем, что огромное количество молодежи выбрасывается из маленьких городков и сел в гущу мегаполисной жизни. Все делают не деньги, а люди, личности, кадры. Нет связи между этими деньгами и решением реальных проблем, – уверен Юрий Крупнов.
Выступая на первом Дагестанском экономическом форуме в Махачкале, президент республики Магомедсалам Магомедов заявил о том, что во время работы форума будут подписаны контракты более чем на 2 миллиарда рублей.
Экономика
Заходим в тупик: Дагестан в ожидании миллиардов
28 июля'2011 в 12:07
Дэймонд Сальвадорэ 4
Источник: svobodanews.ru