В Дагестане продолжается обсуждение митинга, проведенного 8 февраля в Махачкале. Митинг был организован представителями ряда исламских течений региона, включая салафитов. В нем также приняли участие жители республики, заявляющие о похищениях их родственников работниками силовых структур. ИА REGNUM публикует мнения представителей общественности Дагестана о митинге и о процессах, происходящих в республике параллельно с возрождением митинговой активности групп мусульман. Своей точкой зрения с ИА REGNUM поделился политолог Ханжан Курбанов (Махачкала).
С чем связано возобновление митингов исламскими активистами после того, как около года общих митингов такого рода не было?
На митинге, проведенном в Махачкале 8 февраля мусульманским сообществом, вновь было заявлено о внесудебных казнях, похищениях и преследованиях салафитов сотрудниками силовых органов. При этом салафизм так или иначе коррелирует с проблемой религиозно-политического экстремизма и плотно увязывается с активизацией террористических группировок, действующих под прикрытием радикального ислама. Как видится, в недрах силовых структур есть стойкое мнение о существовании прямой линии от умеренных салафитов к ультрарадикалам, то есть так называемым "лесным". А правозащитные организации и сами салафитские общины говорят в этой связи о борьбе с исламом. Лозунги "Долой бездействие властей" и "Верните моих сыновей" в последнюю пятилетку являются постоянными призывами митинговых мусульман. А, например, совсем недавно в YouTube попали видео-откровения молодого парня (жителя Дербента), который заявил, что стал жертвой похищения и пыток силовиков. Он также сказал, что ему угрожали и склоняли к сотрудничеству со спецслужбами.
Помимо родственников пропавших без вести, кто еще поддержал митинг?
Митинг поддержала "Ассоциация ученых "Ахлю-Сунна" - структура салафитских знатоков шариата, которая ранее заявляла о непричастности к политике и политическим акциям. В толпе митингующих развевались черно-белые флаги, которые обычно относят к фирменным стягам организации "Хизб-ут-Тахрир" (официально запрещенной в России - ИА REGNUM), которую в Дагестане некоторые группы мусульман считают сектой.
Какова перспектива внутриисламского диалога в Дагестане в данный момент, изменилось ли что-то в этом отношении с приходом нового главы?
Пик активности салафитов пришелся на время правления в Дагестане Магомедсалама Магомедова. Массовые выступления салафитов проводились летом и осенью 2011 года. Тогда салафитская молодежь впервые провела акции протеста. Тогда власть вроде бы пошла на диалог, хоть и нарушавшийся убийствами религиозных деятелей как с одной, так и с другой стороны. Однако трагическая смерть духовного авторитета Саида Афанди Чиркейского от взрыва живой бомбы-смертницы практически подвела идею диалога и примирения на край пропасти. В настоящий момент перспективы диалога очень эфемерны. В принципе целью диалога было, как я понимаю, ненападение и отказ от взаимных обвинений и эскалации напряженности. Прямых нападений и открытой конфронтации между легальными группами мусульман в Дагестане сейчас не фиксируется. Однако эмоциональная настройка и "заводка" перекочевала в интернет-пространство. Кроме того, продолжается давление на официальный ислам со стороны так называемых "лесных", то есть террористов.
Какой, по вашему мнению, будет политика временно исполняющего обязанности главы Дагестана в отношении ислама?
О его политике в области религии еще рано делать выводы. Очевидно, что господин Абдулатипов уделяет этой сфере пристальное внимание. Уже проведены мавлиды (коллективные молебны), несколько встреч с религиозными деятелями Дагестана. Думаю, при понимании общих контуров проблем ислама и исламской интеграции можно добиться успеха. Но сейчас главный корень проблем - в политизации ислама, а также в действиях террористов, с одной стороны, и представителей силовых структур - с другой. Вся эта тема, так или иначе, увязывается с исламом, потому что страдают и молодые люди, которые к экстремизму и терроризму отношения не имеют.
Поэтому следует начинать с попыток понимания и исследования реального пульса мусульманского организма. Выслушать религиозных деятелей - а потом принимать выверенные решения, главной целью которых, безусловно, должна быть стабильность и согласие.