То, что сейчас происходит в политическом поле вокруг должности главы Дагестана, напоминает больше войну баронов с королем за свои права. Именно так и начинались большие преобразования в Англии, но этот сценарий у нас не прошел.
Владимир Путин, указав на Дагестан, дал понять, что субъекты имеют право по-своему определять правила выбора главы субъекта, так как в многонациональных республиках маленькие нации никогда не смогут добиться политического присутствия своих представителей.
Но глава Дагестана заявил, что мы готовы к проведению прямых и всеобщих выборов.
Понятно, что это явное противоречие, а вернее, бунт члена вертикали, так как глава Дагестана – член «Единой России» и глава исполнительной власти в субъекте, а следовательно – часть вертикали власти. Тем более, как мы помним, он сам пришел к власти именно путем назначения из Кремля.
Слухи о скорой отставке Магомедсалама Магомедова поползли по всей республике. Но когда в пятницу после обеда на сайте дагестанского еженедельника «Черновик» появилась информация о том, что все депутаты Народного Собрания и члены правительства вызваны срочно в «Белый дом», то стало понятно, что слухи переходят в разряд версий.
Версия о возможной отставке главы Дагестана стала еще более отчетливой, после того как не в пятницу, а в понедельник депутаты Народного Собрания совместно с главами муниципальных образований провели совещание, что подтвердила депутат НС РД Марина Абрамкина в своем блоге.
И тон, и содержание этого поста подтвердил, что у дагестанских властей действительно есть опасения потери Магомедсаламом Магомедовым поста главы республики.
Но в это же время группа депутатов ГД, трое из которых, по иронии судьбы, либо по политическому умыслу, из Дагестана, внесли проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Суть этого проекта в том, что с предоставлением субъектам права выбора формы избрания главы субъекта, кандидаты смогут участвовать в выборах только в том случае, если их кандидатуру внесет президент страны. Партии наделяются правами представлять президенту РФ по три кандидатуры кандидата. Но у президента нет обязанности их слушать.
С точки зрения президента, проект правильный, так как региональные элиты будут заискивать перед главой страны и его командой. И цели, вроде, правильные, например, сохранения единства страны и т.п.
Но в итоге это приведет к тому, что региональные элиты будут заискивать перед главой страны, а не перед народом. Что приведет к усилению сепаратистских настроений у населения.
Возвращаясь к Дагестану следует отметить, что Кремль не привык, чтобы субъекты перечили ему, и, несмотря на то что дагестанская политическая элита показала свою сплоченность, скорее всего, продолжит реализовывать свое политическое решение в отношении Дагестана. Тем более очевидно, что это решение принято не в этом году, такие решения принимаются очень долго и заблаговременно, соответственно, останавливать их исполнение очень тяжело.
Поэтому команде главы Дагестана расслабиться в этом году не получится.
Короля делает свита, и у меня есть большие сомнения в том, что люди, организовавшие «наезд» на Магомедсалама Магомедова, легко отступят, ведь проигрыш такого масштаба – это проигрыш позиции в команде приближённых к главе страны. И в ближайшее время следует ждать новых «атак», но уже более серьезных.
Простым смертным, от которых власть предержащие не зависят, остается надеяться на мудрость короля и милость его избранников на местах.