6 часов утра 12 июля. В село Муцалаул, Хасавюртовского района въехала автоколонна: двадцать бронированных «Уралов», три бронетранспортёра, более двадцати милицейских УАЗов и восемь отечественных легковых автомобилей без госномеров. Все автомобили, по словам местных жителей, были переполнены людьми в камуфляжной форме.
В течение приблизительно 10 минут силовики, как свидетельствуют очевидцы, заблокировали микрорайон «Новые планы». Разбившись на несколько групп, они начали проводить подворовые обходы. В них принимали участие сотрудники Хасавюртовского РОВД и военнослужащие Внутренних войск МВД России. По данным «ЧК», спецмероприятиями руководил заместитель министра внутренних дел республики Абидин Карчигаев.
Информация об участии в облавах сотрудников чеченского ОМОНа не подтвердилась.
Большинство жителей села в тот момент ещё спали. Однако несколько длинных автоматных очередей разбудили всех. А стреляли спецназовцы ВВ в двух молодых местных жителей: те не подчинились команде, с поднятыми руками подойти к милиционерам, а увидев военных, бросились бежать в сторону леса. Добежали и, скорее всего, выжили.
Между тем другая группа спецназовцев подошла к очередному дому. Трое местных жителей стали очевидцами того, как солдаты без предупреждения бросили в подвал дома три гранаты: две наступательные – РГД-5 и одну дымовую. И стали ждать. Через 3 минуты из дома вышли два худощавых парня, братья Али (19 лет) и Умар (20 лет) Зайнулабидовы. Их сразу же повалили на землю и начали «обрабатывать» ногами. Били, пока не поняли, что жутко ошиблись. Братья – полные сироты. С детства живут в этом доме. У обоих крайне запущенная форма туберкулёза.
После такого провала спецмероприятия в селе спешно начали сворачивать. Однако, как рассказывает дядя избитых ребят – Асхаб Магомедов, он успел выбежать на дорогу и остановить уезжающий кортеж охраны Абидина Карчигаева. Полковник согласился вернуться и осмотреть закиданный гранатами дом. Впрочем, утверждает Магомедов, первое, что сказал замминистра, взглянув на дом: «Вот этот сарай что ли?» На это супруга Магомедова ответила: «Для вас это может и выглядит как сарай, но для нас это жилой дом».
Тем не менее, Карчигаев обещал разобраться, в частности помочь в возмещении материального ущерба. Для этого он назначил с родственниками Али и Умара встречу в Хасавюртовском РОВД. А чтоб не уйти ни с чем, вернее, ни с кем, силовики в тот день забрали с собой троих молодых муцалаульцев (они не смогли предъявить паспорта).
На следующее утро в райотделе милиции Карчигаева не оказалось. Родственников парней встретили пятеро военнослужащих ВВ. «Нам дали информацию, что в этом доме скрывается группа боевиков, – передал их слова Магомедов, и добавил: – Каждый из них извинился перед нами». Сумму причинённого ущерба дому родные Али и Умара оценили в 70 тысяч рублей. О возмещении морального вреда пока не идёт и речи.
Подобные спецмероприятия в Муцалауле не редкость. Только за последний год силовики блокировали село 6 раз. Свыше 60 местных жителей находятся в так называемых списках неблагонадёжных. Однако последний наезд в очередной раз показал дискоординацию силовых структур. Братьям Зайнулабидовым ещё повезло, что они выжили. Могли ведь просто расстрелять.
У различных подразделений правоохранительных органов мало того, что нет координации, так не осталось и взаимного доверия. Зато, по всей видимости, есть доверие к зачастую не проверенным сообщениям (как правило, местных участковых уполномоченных) о засевших где-то группах боевиков или готовящихся диверсиях. Так было в феврале этого года в Кизилюрте. Ложная информация сотрудников Кизилюртовского ОВД о засевшей в одном из домов группе боевиков послужила поводом для спецназа ВВ разгромить 4 частных дома. Боевиков в доме не оказалось, а хозяина дома Руслана Атаева расстреляли. Спецназовцы тогда ведь верили, что в доме сидит хорошо вооружённая группа.