В тот день ему исполнилось семьдесят два. Дети выросли и нашли своё место в жизни, дом построен, за окнами посаженный им сад. Всевышний Аллах даровал ему изобилие и доброту: если где-то нужна помощь — он в первых рядах, у кого-то случилась беда — он готов оказать поддержку. Он незаметно и тихо даёт садака, спокойно и мягко делает наставления. Всегда много желающих побыть с ним рядом, набраться от него тишины, мудрости, сладчайшего ощущения полноты веры и тончайшего трепета перед величием Всевышнего.
Говорят, что вали никогда не знает или не признается в том, что он приближенный к Аллаху. Так и этот светлый человек: живёт скромно, чисто, каждый свой шаг сверяя с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям). Все свои дела совершает расторопно.
Даже в мечети проводит ровно столько времени, сколько нужно для того, чтобы добротно и с чувством совершить намаз. Два раза в неделю в определённые часы он беседует с молодёжью, отвечает на вопросы. День его строго расписан. Он никуда не спешит и никогда не опаздывает. Всевышний дал ему баракат времени, и он бережёт этот дар от суеты. И когда ему удаётся улучить минутку в череде запланированных дел, то это время он посвящает чтению книг о жизни Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) или листает сборники хадисов. Вот и сейчас он взял с полки свою любимую книгу, внимательно вчитывается в строки хадиса:
«Однажды Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) спросили:
— О, Расулюллах! Какое деяние нравится Всевышнему больше всего?
Пророк ответил:
— То, что постоянно и непрерывно.
Сахабы продолжали задавать вопросы:
— Какое же именно деяние должно быть постоянным и непрерывным?
— Читать Коран от «Фатихи» до последнего аята суры «Нас», а закончив, начинать сначала» (Тирмизи, «Кыраат», 2 / 2948).
На следующей странице он прочёл наставление Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Учите Коран, читайте его и действуйте в соответствии с ним! Ибо человек, заучивающий, читающий Священную Книгу и действующий согласно наставлениям Всевышнего, подобен сосуду с благовониями, от которого во все стороны распространяется аромат. Тот же, кто, заучив Коран, лёг спать, подобен запечатанному сосуду с благовонием».
Закрыл книгу. Расстелил перед собой молельный коврик и погрузился в намаз. Он любил благодарить Аллаха, и намаз помогал ему в этом.
В самом начале своей взрослой жизни он совершил много недостойных поступков. Но Всевышний помог ему вернуться на истинный путь. Он раскаялся и дал слово Аллаху всегда быть на Его пути, а потом молил Всевышнего устоять перед всеми жизненными испытаниями. С того момента зикр и дуа не сходили с его уст. Пройдя через испытания, он по Воле Аллаха укрепился в вере. Жизнь стала радостью, в душе появился свет, в семье — мир, спокойствие и достаток.
Ему было за тридцать, когда он научился читать Коран. Наставник часто говорил: «Ты правильно произносишь звуки, у тебя красивый голос и добрый нрав, стать бы тебе хафизом!» Именно эти слова своего учителя он вспомнил, когда взял в руки Книгу Аллаха. Обычно он завершал свой день чтением суры «Ясин». В этот раз ему захотелось проверить, сможет ли он прочитать любимую суру наизусть. Он позвал свою супругу и попросил послушать чтение. Женщина догадалась о его дальнейших планах: видимо, он решил измерить свои силы перед тем, как приступить к заучиванию всего Корана. И не ошиблась. Он закрыл глаза и верно произнёс все аяты суры «Ясин», не сбиваясь. В глазах появились слезы. Он понял, что Всевышний Аллах позволит ему стать хафизом.
Прошёл год, и ему исполнилось семьдесят три. Для большой и дружной семьи утро выдалось волнительным и торжественным: он, любимый отец и дедушка, сдавал экзамен самым знаменитым хафизам. И выдержал блестяще. Семья, ученики, соседи, близкие радовались этому событию. Однако новый хафиз был грустен, его глаза застилали слёзы.
Вернувшись домой, он сказал, что хочет совершить намаз и надолго уединился в своём кабинете. Он благодарил Аллаха. Ещё полгода назад, подавая прошение о том, чтобы ему позволили сдать экзамен вместе с другими кандидатами в хафизы, он не был уверен, что сможет это сделать. Во всём любивший порядок и завершённость, он работал по двенадцать часов в день. Память оказалась крепкой. Супруга говорила, что седая голова её старика стала похожа на колос с созревшими зёрнами. За год интенсивной работы из-за постоянного сидения над Кораном она действительно слегка согнулась к земле.
После праздничного ужина он говорил о Пророке (салляллаху алейхи ва саллям), читал аяты Корана. Не было тех, кто остался равнодушным и не понял его речи. Многие приглашённые погрузились в молчание и задумались о своей жизни, некоторые не могли сдержать слёз — кто от радости, кто в страхе перед Всевышним.
А поздним вечером он отдельно собрал сыновей, дочерей и внуков в своём доме. Говорил об Ахирате, о халяльном заработке, сообщил им о завещании, где подробно описал, кому что достанется в наследство в строгом соответствии с исламским правом. Он завещал своим детям и своему роду держаться предписаний Корана и Сунны Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
После того как дети разошлись, хафиз обратился своей супруге и признался, что очень любит её, что благодарит Аллаха за такую спутницу жизни, и просит простить его. Жена улыбнулась, сказав ответные слова любви и что простила уже давно, если что-то и было когда-то.
Перед сном он прочитал любимую суру «Ясин», три раза произнёс шахаду и вдруг понял, что срок его земной жизни истёк. Когда супруга подбежала к нему, то из уст его вылетели уже последние слова шахады… Вот так легко и красиво он ушёл в светлый мир вечности.
Утром, когда с мечетей призывали на пятничную молитву, все уже знали, что после намаза будут хоронить самого лучшего человека этого селения, а, быть может, и этого времени…
Как его звали?
А стоит ли писать его имя?! Оно никому ничего не скажет. Напишем о нем так: просто добрый человек и истинный мусульманин.
(На фотографии не наш герой, но лицо его, наверное, могло быть таким, излучающим свет веры).