Тема борьбы с коррупцией была одной из основных для СМИ в ушедшем 2012 году. Можно констатировать, что очередной раунд этой непреходящей битвы коррупция выиграла.
С сентября 2011 года, когда в МВД было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), полицейские отчитались о пресечении преступной деятельности не менее пяти региональных министров и шести их заместителей, трех вице-губернаторов, 25-ти руководителей подразделений территориальных федеральных органов власти. Средний размер взятки в преступлениях, выявленных сотрудниками правоохранительных органов, в 2012 году составлял 69 тыс. рублей. Но большому чиновнику и взятка положена большая, поэтому у "подопечных" ГУЭБиПК этот "средний размер" достиг 2,2 млн рублей.
Следственными органами СКР в ушедшем году за совершение преступлений коррупционной направленности привлекались лица с особым правовым статусом: депутаты региональных законодательных органов – 13, депутаты выборных органов местного самоуправления – 210, главы муниципальных образований – 261, судьи – 2, члены избиркомов – 19, прокуроры и их помощники – 19, сотрудники СКР – 13, руководители и следователи органов предварительного следствия в системе МВД – 56, следователи органов ФСКН – 7, адвокаты – 39. По сравнению с 2011 годом наблюдается устойчивый рост числа уголовных дел и их фигурантов.
Так, к исходу года были завершены следственные действия по уголовному делу в отношении экс-губернатора Тульской области Вячеслава Дудки, которому инкриминируется получение многомиллионной взятки. Пензенский областной суд вынес приговор бывшему вице-премьеру региона Марату Фаизову, получившему более 30 млн рублей в качестве взяток. Вологодским судом рассматривается уголовное дело по обвинению в превышении должностных полномочий бывшего первого замгубернатора Вологодской области Валентина Горобцова и его заместителя – начальника управления ЖКХ администрации региона Виктора Кудряшова.
Пышным цветом расцвела коррупция на юге страны. Фигурантом уголовного дела стал руководитель департамента транспорта Краснодарского края Дмитрий Пугачев. Его подозревают в передаче в частные руки производственной базы Белореченского автопредприятия по заниженной цене. Ущерб следствие оценивает в 25 млн рублей. В Сочи сегодня целый "букет" чиновников числится подозреваемыми и обвиняемыми в коррупции. Среди них – директор департамента архитектуры городской администрации, главный архитектор Сочи Олег Шевейко, а также начальник управления физической культуры и спорта администрации Сочи.
В соседней Ростовской области уже не первый год под следствием находится дочь градоначальника столицы ЮФО Михаила Чернышева. Правда, с этим делом во время расследования случились некоторые казусы. Так, в 2011 году дело в отношении дочки мэра Ростова было возбуждено по статье о мошенничестве в особо крупном размере. Прокурор области Валерий Кузнецов сообщал, что к этой статье будут добавлены еще "уклонение от уплаты налогов" и "легализация денежных средств". Но весной 2012 года прокурора сняли с должности с формулировкой "за нарушение присяги", а вскоре стало известно, что дело Ольги Чернышевой переквалифицировано на "причинение крупного имущественного вреда". Появились предположения, что дело хотят "замять".
В Северо-Кавказском федеральном округе в борьбе с коррупцией можно наблюдать интересные метаморфозы. Так, выявлено свыше 2 тысяч преступлений коррупционной направленности, зарегистрировано почти 350 фактов взяточничества. При этом начальник отдела по надзору за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью управления Генпрокуратуры РФ в СКФО Алексей Васильков констатировал, что в Чечне и Ингушетии выявленные факты получения взяток единичны. Однако прокуроры не верят в кристальную честность северокавказских чиновников.
"Именно в области экономики отмечается наибольшее сращивание коррумпированных чиновников и правоохранительных структур с организованной преступностью. Но в 2011 году выявлены лишь единичные факты преступлений коррупционной направленности, совершенных в составе орггрупп, а в 2012 году они не выявлялись вовсе. Это можно констатировать как отсутствие результатов оперативной работы по выявлению объектов экономики, наиболее подверженных влиянию и даже подконтрольных ОПГ", – заметил Алексей Васильков.
Аналогичное "отсутствие взяточников" недавно было и в Дагестане. Но в 2012 году местные правоохранители явно получили "внушение" и все же нашли взяточников. За год по материалам прокурорских проверок по статьям о коррупции были возбуждены десятки дел. Например, четыре года лишения свободы за получение взятки получил начальник уголовно-исполнительной инспекции по городу Избербаш Черкас Эседов.
Согласно аналитическому сообщению ГУ МВД России по СКФО в сентябре, масштабы коррупционных проявлений за последнее время на Северном Кавказе приобрели угрожающий для национальной безопасности и целостности страны характер.
Чаще всего злоупотребления происходят там, где обращается наибольшее количество денежных знаков. Таким местом в 2012 году был Владивосток, где прошел саммит АТЭС.
После мероприятия полицейский обыск прошел в дальневосточной дирекции Минрегиона РФ. "Выявлен факт хищения бюджетных денежных средств в размере более 93 млн рублей, выделенных на одно из направлений деятельности в рамках подготовки и проведения саммита Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, прошедшего в этом году во Владивостоке", – сообщила пресс-служба МВД.
Экономист, бывший первый зампред правления Центробанка РФ Сергей Алексашенко в своем микроблоге поиронизировал над потугами силовиков. "Смешной обыск в Минрегионе: искать после саммита 93 млн руб., это как искать один потерянный рубль при зарплате в 70 тысяч", – написал экономист.
Похожие мысли высказал и директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности Александр Сухаренко. "Еще задолго до окончания саммита АТЭС аудиторы Счетной палаты насчитали 6,5 млрд рублей (около $210 млн на момент проверки) нецелевых трат, в том числе краевой администрацией – 3,2 млрд рублей (нарушения на 241 млн были устранены после проверки), ФКУ "Дальневосточная дирекция" – 3,1 млрд рублей. Основные нарушения касались завышения стоимости работ и материалов", – рассказал эксперт в интервью журналистам.
Согласно заключению Центра изучения региональных проблем, коррупционная ситуация в государственных органах власти России показывает полное разложение властных структур на всех уровнях. Это разложение грозит смыканием госаппарата с преступными сообществами в стране и за рубежом и разрушением основ государства. Страна находится на грани потрясений, а коррупция в госорганах – лишь характерный показатель негативных общественных процессов, идущих в России.