Национальный герой Украины гетман Богдан Хмельницкий одно время был мусульманином – он принял Ислам задолго до войны с Польшей.
Соответствующее исследование публикует украинское агентство исламской информации «Умма».
«В работе польского историка Осипа Сенковского «Collectanea z dziejopisów tureckich» 1824 г. можно встретить странную гравюру. На ней гетман Богдан Хмельницкий вершит намаз с татарским ханом. Этот же рисунок встречается и на страницах «Истории Крымского Ханства» Василия Смирнова. Собственно, странная иллюстрация имеет объяснение.
Историкам давно известно, что в произведении турецкого летописца 17 в. Мустафы Наима «Цветник Гюссейна в изложении событий Востока и Запада» существует фрагмент, который повествует об обращении Хмельницкого в Ислам. Это известие достигает аж на начала 17 в., задолго до Великой освободительной войны 1648-1654 годов», – говорится в публикации.
Издание поясняет, что Ислам будущим гетманом мог быть принят во время плена, куда Хмельницкий попал после польско-турецкой битвы в 1620 году.
«Хмельницкий попал в плен еще совсем неопытным юнцом. Вся жизнь гетмана свидетельствует о немалых его колебаниях в выборе различных политических и идеологических ориентиров... тогдашние украинские казаки смотрели на Османскую империю так же, как нынешние – на США, а Ислам служил для них «гринккарт», чтобы закрепиться в мусульманском обществе. Поэтому, с одной стороны авантюрист и хитрый дипломат, с другой – удивительно образованный человек своего времени, Хмельницкий, менее не мог не ознакомиться подробно с постулатами ислама, находясь в турецкой неволе», – пишет «Умма».
«Он вернулся на Украину из Стамбула, заведя в столице «Высокого государства», как ее называли хронисты, немало приятелей и друзей. Впоследствии эти все контакты Хмельницкий использовал в своих дипломатических интригах, когда имел дело с Крымским ханством и Османами. И, согласно правилам тогдашнего османского общества, только свободный человек мог настолько уверенно чувствовать себя среди мусульман, чтобы заводить среди них круг друзей. Волю же пленникам из Речи Посполитой могло принести, собственно, обращение к Исламу», – уточняет исламское агентство.