Общество

Западная Европа Против Религиозной Свободы

Когда люди думают о Западной Европе, большинство  представляет себе устоявшиеся демократии, где надёжно защищены основные свободы. В основном это правильное представление. Однако, если вести речь о религиозной свободе, то в прошлом году и в прошлом десятилетии мы наблюдали тенденции, которые опровергают такое впечатление.

     

Подходит к концу 2012 год, но многие страны и по сей день ограничивают религиозные традиции и обряды – от религиозной одежды до основополагающих церемоний, таких, как обрезание. Эти ограничения не только подвергают опасности права, защищаемые во всем мире, но и создают атмосферу, в которой люди верующие, и особенно – религиозные меньшинства, порой чувствуют себя чужаками в собственных странах. Эти нарушения удивительно широко распространены.

Например, Франция и Бельгия запрещают ученикам государственных школ и государственным служащим носить «бросающиеся в глаза религиозные символы» – такие, как мусульманский головной платок, сикхский тюрбан, большие христианские кресты и еврейские ермолки.

Кроме того, Франция и Бельгия запрещают носить в общественных местах закрывающие лицо вуали, а Швейцария, Нидерланды и прочие европейские государства ведут дебаты о принятии аналогичных запретов. В некоторых районах Швейцарии и Германии существуют ограничения на ношение исламской одежды для учителей.

Франция также запрещает людям фотографироваться в головных уборах на официальные документы. В 2011 году Комитет ООН по правам человека пришел к выводу, что данное правило является нарушением прав на религиозную свободу мужчин-сикхов, которые отказываются снимать тюрбан, фотографируясь на документы о виде на жительство. Франция пока не внесла поправки в свой запрет.

Швеция, Швейцария, Норвегия и Исландия давно уже запретили ритуальные убийства животных для кошерных и халяльных блюд. В 2011 году нижняя палата парламента Нидерландов также приняла такой запрет, однако возмущение мусульманских и еврейских общин заставило правительство пойти на компромисс и разрешить и дальше совершать ритуальные убийства животных.

После аналогичных протестов в Германии против постановления суда нижней инстанции о внесении в разряд противозаконных деяний религиозных обрезаний мальчиков парламент страны приступил к рассмотрению закона, разрешающего такую церемонию.

Действия против религиозных обрезаний продолжаются и в других европейских странах. Небольшая «Партия центра» в Норвегии, имеющая представительство в парламенте, также попыталась внести обрезание в разряд противозаконных деяний, а уполномоченный по правам детей, действующий от лица государства, но являющийся независимым, предложил мусульманам и иудеям заменить обрезание «символическим ритуалом без хирургического вмешательства».

В Германии и Швеции государственные органы предупредили родителей из христианских и иудейских семей, что им запрещено обучать детей на дому по религиозным причинам.

Государственные чиновники Великобритании  закрывают католические агентства по усыновлению, потому что те в своей работе следуют религиозным критериям.

В чем причина усиления таких ограничений? Здесь действуют, как минимум, два фактора – исторический и демографический.

Первый фактор – это злополучная история монолитной государственной религии в Западной Европе. Усиление светских государств мало что дало для изменения представлений о религиозной монокультуре – просто доктрину отделения церкви от государства стали считать одной из монокультур. На самом деле, светские государства – такие, как Франция и Турция, давно уже насаждают светскость как единственно приемлемую форму поведения в государственных и общественных делах, а Норвегия относится к своим официальным вероисповеданиям как к исчезающему явлению.

Второй фактор – это усиливающееся религиозное многообразие, включая увеличение численности мусульманского населения. Выделяющаяся на общем фоне одежда консервативных мусульман усиливает страх перед «чужими», а также уже существующее противодействие публичному выражению религиозных чувств. Хотя государства говорят об интересах национальной безопасности, ограничения выражения религиозных привязанностей может дать прямо противоположный результат. Они вбивают клин между государством и его гражданами-мусульманами, уничтожая надежду на столь необходимое сотрудничество с целью предотвращения радикализации мусульманских общин, их ассимиляции в странах проживания, принятия демократических ценностей и европейской идентичности.

Государственные законы и политика запрета на выражение религиозных чувств и проведение религиозных обрядов, которые преподносятся как попытка защитить устоявшиеся ценности, являются нарушением прав человека. Такими действиями государства бросают вызов общепризнанным стандартам и нормам религиозной свободы, заложенным в договорах ООН и находящимся под защитой документов Евросоюза и Совета Европы о правах человека, и хельсинкского процесса.

Эти стандарты и нормы гарантируют право не просто верить, но и выражать свои религиозные убеждения – как индивидуально, так и в коллективе – через молитвы, проповеди, соблюдение обрядов и ритуалов. Сюда относится право носить отличительные знаки, одежду и головные уборы, соблюдать особые правила питания, участвовать в ритуалах, связанных с определёнными этапами в жизни. Любые ограничения этих свобод должны носить очень узкий характер и обосновываться положениями статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах. Эти ограничения не должны быть дискриминационными в применении, не должны ликвидировать гарантированные права или исходить только из одной традиции.

Усиление ограничений религиозных обрядов и обычаев в Западной Европе происходит из-за нетерпимости в отношении религиозных групп и наращивает такую нетерпимость. В первую очередь это относится к религиям, претендующим на истину и предъявляющим строгие требования к своим последователям. В некоторых случаях мишенью явно становятся мусульмане. Такая атмосфера усиливающейся враждебности, в свою очередь, порождает дискриминацию в частной жизни против членов этих групп, а порой даже насилие.

Это подтверждают данные доклада Госдепартамента США о состоянии религиозных свобод в мире. В нем отмечается, что количество нападений и преследований мусульман, а также актов вандализма в 2011 году выросло на 34 процента.

Если мы не хотим погасить дух свободы, западным европейцам необходимо согласиться с тем, что эпоха подчинения официальной монокультуре, как светской, так и религиозной, подходит к концу. В наступающем году их страны должны воспользоваться перспективами своего религиозного многообразия и обеспечить религиозную свободу всем.

Комментарии 1
  • Это ложь людей, которые взяли одну часть Корана, и отклонили другую, прикрывая свое неверие или лень тем, что они "следуют только Корану". Если они следуют Корану, то пусть следуют и этим аятам:

    «Мы ниспослали тебе Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано». (Коран, сура «ан-Нахль», 44).

    «Берите же то, что даровал вам посланник, и откажитесь от того, что он вам запретил». (Сура аль-Хашр, аят 7)

    «Он не говорит по прихоти. Это - всего лишь внушаемое ему откровение». (Сура ан-Наджм, аяты 3-4)

    «Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью». (Сура ан-Ниса, аят 65)

    «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение». (Сура аль-Ахзаб, аят 36)

    «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (Сура ан-Ниса, аят 115)

    Невозможно исповедовать ислам, не принимая сунну пророка, саляЛлаху Алейхи уа Саллям, потому что, например, Аллах в Коране сказал "Молитва преписана в определенное время" - а в какое время, как и в какое время она совершается - разъяснил посланник Аллаха, саля Ллаху Алейхи уа Саллям, и это дошло до нас через его сподвижников, затем табиинов и других передатчиков, и ученые записали их в книгах. Также и другие вопросы, о важности которых сказано в Коране, а подробно они разъяснены в сунне.
    (1048)
    24 декабря'2012 в 19:07