Политика

Новая конституция Египта: светского государства больше не будет...

Новую конституцию Египта, которая расширяет полномочия президента Мохаммеда Мурси, поддержали две трети граждан страны. Таковы пока еще не окончательные результаты второго тура общенационального референдума. Он прошел накануне. 

Проект основного закона страны ранее вызывал ожесточённые споры между сторонниками Мурси – его поддерживает правящая исламистская партия «Братья мусульмане» – и оппозиционерами. Последние считают, что новая конституция фактически позволяет президенту узурпировать власть и противоречит главной цели египетской революции – развитию демократии.

Оба этапа референдума сопровождались вспышками насилия. Последняя была отмечена в пятницу в городе Александрия. Там во время столкновений с полицией пострадали 62 человека.

     

Какова сейчас обстановка в Египте, узнаем у нашей коллеги, собственного корреспондента ИТАР-ТАСС в Каире Дины Пьяных.

Лобков: Сегодня прошло это голосование. Какова расстановка сил? Есть ли ожидание того, что происходило несколько недель назад, когда президент был вынужден ездить по всей стране, скрываясь от толп, которые преследовали его, то во дворце, то в резиденции?

Пьяных: Новая конституция в принципе не имеет ничего общего с тем, что происходило эти недели. Этот кризис по сути был спровоцирован конституционной декларацией, которой президент наделил себя чрезвычайными полномочиями, но со вступлением в силу конституции эта конституционная декларация аннулируется. Вся проблема непосредственно в сути конституции, которая открывает дорогу широкой власти исламистам и шариату. Того светского государства, достаточно свободного, либерального, которым был Египет все эти десятилетия, уже больше не будет.

Лобков: Насколько я знаю, в конституции, которая действовала при Мубараке, тоже была вписана формула, что шариат является основой законодательства Египта. Какие другие нормы появились, которые позволяют говорить, что конституцию писали исламисты?

Пьяных: Там очень все закамуфлировано, завуалировано. Та самая вторая статья, которая вызвала такие разногласия, осталась неизменной, звучит она так, что шариат является основой законодательства. Начиная с 1971 года при Мубараке эта статься трактовалась весьма условно. В вопросах юриспруденции все базировалось на светских законах. Сейчас все будет очень сложно и двояко, по большому счету многие даже не знают, как это будет работать, потому что в одной статье в последний момент была внесена маленькая поправка в виде буквы «и». Звучит она в итоге следующим образом, что при вынесении наказаний за разного рода криминальных преступлений судьи должны исходить из законов и статей конституции. Одна из статей конституции – это то, что шариат является нормой законодательства, а вторая статья, которая тоже была внесена исламистами, сводится к тому, что все должно исходить из Корана и различных хадисов. Мы будем определять наше законодательство из Корана. Как считают аналитики, это чревато полной неразберихой в судах, поскольку судьи будут не знать, к чему обращаться. Возможно, во многом наказания за различные преступления будут исходить из субъективных оценок судей, из их настроений. Как считают аналитики, это открывает дорогу жесткому шариату, когда за кражи будут отрубать руки, когда будут рубить головы, все опасаются, что начнутся браки девочкам с 9 лет. Что касается других статей, статья об образовании вызвала очень большие нарекания, которая с одной стороны звучит, что образование является бесплатным на начальном этапе, что все граждане Египта имеют равный доступ к образованию, с другой стороны, последнее предложение этой статьи звучит так, что образование должно исходить из текущих интересов государства. Какие текущие интересы государства могут быть в тот или иной момент, все зависит от правящей верхушки.

Лобков: Зачем понадобились два тура, если это конституция, а не выборы, где при отсутствии 50% устраивается второй тур? Почему, несмотря на очевидные вещи, значительная часть населения проголосовала за эту конституцию? Как поведут себя христианские общины? В Египте в отличие от стран залива, где шариатское законодательство вполне органично, огромное количество христианских общин.

Пьяных: Дело в том, что при всех сложностях политической системы Египта, судебная власть все эти десятилетия была независима. Это очень большой преимущество Египта. Судьи никогда ни от кого не зависели, они всегда исходили из своих собственных оценок, были всегда лояльны и объективны в вынесении каких-то решений. После этой конституционной декларации, спровоцировавшей тяжелый политический кризис, когда по сути президент запретил судьям подвергать оценкам свои действия и выносить решения по поводу своих указов, большинство судей бойкотировали референдум. Оппозиция просила отложить плебисцит хотя бы на месяц. Этого не случилось. Большая часть судейского корпуса в знак протеста против этих действий решила бойкотировать референдум. По закону только судьи – единственные, кто имеет право вести мониторинг хода голосования на выборах или во время референдума. Власти просто не смогли набрать необходимое число судей для контроля за референдумом. Именно по этой причине референдум был впервые в истории разделен на две части, чтобы сначала проголосовали десять провинций, а затем остальные 17. По возможности закрыть все избирательные участки хотя бы одним судьей. Этого тоже не произошло, потому что судей катастрофически не хватало. В первом туре судей подменяли на каких-то фиктивных чиновников, представителей от исламистов, профессоров, учителей. Это все запрещено по закону. Во втором этапе была такая информация, что на 6724 участках в стране набралось чуть более тысячи судей, которые контролировали ход голосования. Можно представить, что реально происходило. Что касается поддержки, официально поддержало большинство населения конституцию. Тот массовый шквал фальсификаций, нарушений, открытая агитация за конституцию на пятничных проповедях, которые играют очень важную социальную роль, были случаи, когда коптов, христиан, не пускали на участки для голосования, потому что было известно, что они проголосуют против. Вчера была ситуация, когда в одной провинции, известной своими оппозиционными Мурси настроениями, в какой-то момент отключилось электичество, и десятки участков закрылись, потому что голосование было провести уже невозможно.

Комментарий Максима Шевченко из файсбука к этой новости: "ура! что плохо им – то хорошо городу и миру! Новая конституция Египта: светского государства больше не будет".

подписаться на канал
Комментарии 0