Уже несколько лет мусульмане Великого Новгорода пытаются получить от властей разрешение на строительство мечети. Пока безуспешно.
Предыстория вопроса
В Великом Новгороде и Новгородской области мечетей не было никогда. В 1990-х годах мусульмане пытались поднять этот вопрос, но местная администрация всячески препятствовала строительству Божьего храма. У местных мусульман не было сил проявить настойчивость в защите своих конституционных прав. Естественно, против администрации, как говорится, «не попрёшь». Да и какой смысл тягаться с государственной машиной? Кому жаловаться? Кто отзовётся на помощь? Федеральный центр, что ли, который развязал гражданскую войну на Кавказе? Без комментариев…
Четыре года назад мусульмане попытались зарегистрировать в области религиозное объединение, но всякий раз получали отказ. То в уставных документах допущены ошибки, то ещё что. Несмотря на отказ властей, молиться-то верующим надо. Пришлось арендовать помещение под молельную комнату. Понемногу люди стали узнавать о ней и в каждую пятницу здесь собирались прихожане на обязательную коллективную молитву.
Далее стали происходить устрашающие «облавы», рейды полицейских, проверка паспортов, автомобилей. Всячески как-то пытались воспрепятствовать совершению мусульманами молитвы. Людей это не остановило, равно как не останавливала многократно увеличенная арендная стоимость помещения, адаптированного под молельную комнату.
Летом 2012 года представитель мусульман Новгородской области Аднан Дудаев дал интервью «Кавказской Политике», в котором он подробно обо всём рассказал. Также сказал о намерении мусульман построить мечеть в Великом Новгороде.
Данная идея встревожила определённую часть жителей Новгорода, в том числе и известного в области блогера Вадима Бериашвили, который опубликовал в своём блоге статью, выражающую протест в связи со строительством мечети.
Местные русские националисты поддержали Вадима, и одним из их лозунгов на русском марше был: «Нет мечети в Новгороде»! Националисты даже стали собирать подписи людей, протестующих по поводу строительства мечети.
Встреча с протестующими
В первую очередь я решил встретиться с блогером Вадимом Бериашвили. Он мой хороший друг. И я хорошо понимаю, что лучше выслушать человека, попытаться понять, в чём проблема. Наша с ним встреча состоялась. Мы решили провести “круглый стол”, пригласить общественных деятелей и националистов. Встреча состоялась буквально через деньl. В начале чувствовалась в людях некоторая напряжённость, будто пребывали в ожидании неприятной развязки.
Мы сделали детальный разбор каждого аргумента против строительства мечети. Город православный, количество мусульман в области небольшое; увеличится поток мигрантов в случаи строительства мечети, никто не даст гарантии, что не будут проповедоваться экстремистские течения в мечети и т.д.
Заявление против
На днях на имя мэра Великого Новгорода Юрия Бобрышева направлено письмо с заявлением партии «Демократический выбор» о планах по строительству мечети в областном центре. Заявление подписано председателем партии Владимиром Миловым, пишет в своём «Живом журнале» координатор регионального отделения Демвыбора Илья Довгий.
«В настоящее время доля мусульман в Великом Новгороде составляет всего около 2% населения города – реальный спрос на новые мечети, таким образом, в городе фактически отсутствует. Практика показывает, что строительство новых мечетей и исламских культурных центров стимулирует новый приток мигрантов из исламских стран в российские города, несущий за собой рост социальной напряжённости. Таким стимулирующим фактором может стать и возможное строительство мечети», – говорится в заявлении.
«Положено – отдай»
Я в ходе “круглого стола” заявил и озвучил наши позиции, и сейчас готов в очередной раз повторить эти тезисы.
Россия – многонациональное, многоконфессиональное государство. Исповедовать ту или иную религию нам даёт право Конституция Российской Федерации. С целью обеспечения в России свободы вероисповедания всем конфессиям даны равные права перед законом. Ислам – это монотеистическая, мировая религия.
Вопрос о строительстве мечети в Новгороде в первую очередь подняли представители коренных народов России – чеченцы, дагестанцы, ингуши и т.д.
Согласно Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях в Российской Федерации», «религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций».
Религиозной группой в настоящем федеральном законе признаётся добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы её участниками.
Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Местной религиозной организацией признаётся религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Всем тем, кто говорит, что количество мусульман в области очень низкое для того, чтобы регистрироваться и строить помещение для своих нужд, я скажу: мусульман, желающих молиться по пятницам, много! Почти 300 человек желают коллективно молиться. А вот согласно закону достаточно даже 10 человек. Так что забудем про низкое количество мусульман. Закон на нашей стороне! И религиозное объединение уже зарегистрировано.
Аргументы «против» несостоятельны
Теперь про то, что многие считают, что, якобы, в стенах Божьего храма будут проповедоваться экстремистские течения. Представитель мусульман области Аднан Дудаев открыто в СМИ заявил, что мусульмане области готовы пойти на ущемление своих прав. Но всё же готовы пойти на это, ради того чтобы развеять эти сомнения. Мусульмане готовы предложить правоохранительным органам, которые с недоверием смотрят в сторону верующих, установить в мечети камеры слежения.
Чтобы каждая проповедь шла в режиме онлайн. Даже, при желании, участковый может посещать пятничные обязательные молитвы и проповеди. Имам ведёт речь на русском языке. Все друг друга должны понять. Пожалуйста, ходите, слушайте, анализируйте! Мы открыты для всех. Для журналистов, блогеров, общественных деятелей, сотрудников правоохранительных органов. Для всех! Религия Ислам – это миролюбивая религия, которая учит добру и созиданию.
Теперь насчёт якобы возможного притока мигрантов в городах России из-за наличия мечети. Этот вопрос мы адресовали российскому политику, общественному деятелю, придерживающемуся националистических взглядов. Главе высшего национального совета объединения «Русские». Дмитрию Дёмушкину. Он также председатель оргкомитета Партии националистов. В прошлом был председателем запрещённой ныне организации «Славянский Союз». Организатор Русских маршей, активный участник протестных акций и митингов.
«Дмитрий Николаевич, как Вы считаете, почему мигранты едут в Россию? И с вашей точки зрения, наличие мечетей способствуют увеличению потока мигрантов в российские города?»
«Миграцию нужно делить на несколько пунктов. Есть миграция экономическая. Это когда люди едут из-за того, что им нужно заработать где-то. Они находят такое место, где можно заработать на жизнь. Вторая миграция – это миграция конфликтов. Когда люди уезжают из-за того, что у них войны. Также есть миграция социальная, когда нет возможности получить образование у себя в регионе, и люди едут учиться в другие регионы.
Эти миграционные потоки зависят от многих факторов. Например, если раньше весь строительный сектор в Москве был задействован выходцами из Западной Украины, то сейчас их практически нет. Они полностью были вытеснены Средней Азией: таджиками, узбеками, киргизами. Это экономическая миграция. Она составляет сейчас колоссальное число – более 90%. Естественно, мечети никак на это не влияют. Есть они или нет.
Более того, что там скрывать, киргизы, таджики, узбеки считают себя мусульманами, хотя внутри своих стран они очень, крайне светские. Это скорее дань моде, нежели у них действительно там какая-то религиозная убеждённость. Я не думаю, что мечети как-то влияют на миграцию», – сказал Дмитрий Дёмушкин.
Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Гуманитарного института НовГУ Валентина Грохотова высказала своё отношение по поводу строительства мечети.
«У меня напротив дома молельный дом, не знаю, чей, но там люди собираются, поют песни, празднуют. И я не вижу в этом проблемы. Единственное, конечно, что нужен разумный диалог между верующими разных конфессий. Взаимный учет интересов для того, чтобы это не вызывало конфронтации, чтобы не провоцировало к какому-то противостоянию.
Соответственно, готовы ли мусульмане к тому, чтобы это было, так скажем, не в центре города, чтобы это не противоречило православному имиджу Кремля, святой Софии, другой какой-то части города. Тогда пожалуйста! Готовы ли, чтобы это было не в таком каком-то классическом виде? Для меня образец – это картинка, которую я вижу с Дворцовой набережной Санкт-Петербурга. Когда напротив главного императорского дворца шпиль императорской крепости. Рядом здание синагоги и голубые купола мечети. Это постройки XIX века.
И это не вызывает никакого диссонанса. Это воспринимается как нормальный многонациональный, многоконфессиональный тогдашний символ империи. А сегодня светское демократическое государство, цивилизованное. Конечно, оно должно дать возможность людям реализовывать свои верования, строить мечети и молельные дома. Я хочу заметить, что в Новгородской области в двух колониях, где отбывают наказание, есть молельные помещения. Это всё почему? Есть люди. У нас во всех колониях есть церкви. И вот верующие заключённые обратились, а вот нам как? И совершенно спокойно сделали молельную комнату. Лежат у них там коврики, они заходят и молятся. Получается пенитенциарная система, там, где ограничены права, она создаёт эти возможности. Ну, тем более это должно быть в реальной жизни», – сказала Валентина Грохотова.
Мы связались с представителем главы ЧР в Северо-Западном федеральном округе Айнди Кахиевым, чтобы узнать, в курсе ли он того, что мусульмане Новгородской области планируют возвести мечеть в Новгороде.
«Да, я в курсе того, что мусульмане Новгородской области намереваются построить молельный дом. Мы добились того, что в местах отбывания наказания для заключённых открыли комнаты для совершения молитв. Естественно, я не против того, что люди желают построить молельный дом», – сказал Айнди Кахиев.
Мусульмане Великого Новгорода не намереваются строить мечеть в классическом её виде. Необходимо обычное помещение, светского типа. Нет необходимости строить минареты или купола. Никто по утрам «Азан» в микрофон читать не собирается. Никто купола строить не собирается.
Ещё раз: мужчинам по пятницам обязательно совершать коллективную полуденную молитву. И никто по закону препятствовать в этом не может.