Среда обитания

Российская тирания закона

Новые поправки в Уголовный кодекс позволят
бесконечно продлевать тюремные сроки оппозиционерам


Проходящий в Москве VIII Всероссийский съезд судей уже отмечен громкой акцией членов партии «Другая Россия»: оппозиционеры скандировали лозунг «Свободной России – независимый суд». Понятно, что нарушители спокойствия судей были немедленно задержаны. Учитывая современную практику, нельзя исключить, что требование независимости суда может быть приравнено к экстремизму. Тем более что днем ранее сам съезд судей констатировал наметившуюся тенденцию к ужесточению уголовного законодательства.

     

В проекте постановления съезда говорится: «В последние четыре года было принято более 100 законов о внесении изменений в УК и УПК РФ. Если до 2012 года изменения уголовного законодательства касались преимущественно декриминализации ряда деяний и гуманизации уголовной ответственности, то в последнее время наметилась обратная тенденция – к усилению уголовной ответственности».

2012 год – это год возвращения «национального лидера» в президентское кресло. Когда в нём находился нынешний премьер, Уголовный кодекс и впрямь удалось сделать немного либеральным. Так, в частности, было принято решение не содержать в СИЗО обвиняемых в экономических преступлениях. Речь шла о нелегальных предпринимателях, мошенниках и прочих жуликах. Теперь до суда им можно не бояться тюрьмы. А после – тоже не особо, зная высокую коррупцию среди людей в мантии. Те «либеральные» нормы в УПК и УК остались. Зато с нынешнего года появилось немало статей, вводящих ответственность за весьма туманные формулировки типа «кощунство».

Реакция государства на протесты граждан поражает нарастающим абсурдом. Болотное дело, явка с повинной Развозжаева, революционные планы Удальцова, связи оппозиции с Гиви Таргамадзе, неудержимая страсть Алексея Навального и его брата к воровству… Каждое из вновь выдвинутых против оппозиционеров обвинений грозит новыми сроками. Госдума уже одобрила внесенные правительством новые поправки в УПК, в соответствии с которыми судить оппозиционеров можно будет до бесконечности. В частности, в тексте поправок есть норма, по которой судья может вернуть дело на новое рассмотрение, если обнаружатся новые последствия преступного деяния. К примеру, осудили участниц группы «Pussy Riot» за хулиганство, а тут выяснилось, что их акция в храме была самым настоящим кощунством. Недавно суд признал все ролики панк-группы экстремистскими. И если за прежние акции на Лобном месте или в метро им ничего не было, а теперь можно новое дело впаять за причастность к появлению материалов экстремистского содержания. Потом вдруг через несколько лет кто-нибудь из телезрителей заявит, что сошел с ума и вынужден был оформить инвалидность. А причиной укажет душевные травмы вследствие воспоминаний о богохульстве в далеком 2012-м. Будут тогда рассматривать дело о деяниях, приведших к потере трудоспособности. Сколько раз можно будет судить того же Михаила Ходорковского, страшно представить.

Впрочем, как говорит журналист, лидер партии «Другая Россия» в Санкт-Петербурге Андрей Дмитриев, и без поправок власть успешно судит за одно и то же по разным статьям и по несколько раз:

– Я считаюсь подсудимым по статье о создании экстремистского сообщества. Нам вменяют то, что мы участвуем в политике и критикуем власть. Самое интересное, что сейчас нам инкриминируют участие в «Стратегии 31». Мы неоднократно задерживались на этих акциях, нас судили за это как за административные правонарушения. Сейчас хотят судить за это же по уголовной статье, – рассказывает Андрей Дмитриев.

– Преследованию политических активистов власти помогают расплывчатые формулировки статей законов и лишение права граждан на защиту своей чести в суде присяжных, – говорит бывший федеральный судья Сергей Пашин.

По новым правилам, в суде присяжных будут слушаться только те дела, по которым грозит пожизненное наказание. А вот всяких «кощунниц», экстремистов и прочих «мыслепреступников» можно судить и без привлечения сторонних наблюдателей. Сподвигнуть на изменения власть вынудили, видимо, громкие дела, в которых следствие показало свою полную некомпетентность. К примеру, суд присяжных оправдал полковника Квачкова, которого обвиняли в покушении на Чубайса. Как тут не возмутиться? Хотели показать гражданам настоящего политического террориста, а выяснилось, что безвинный человек четыре года в застенках провел за просто так. Но теперь государственным устоям ничего не угрожает: Квачкова осудят и без присяжных. За что? Да за подготовку вооруженного мятежа!

Кстати, другое одобренное Госдумой в первом чтении предложение правительства – это передача уголовных дел с максимальным сроком наказания до 20 лет от судов субъектов федерации к районным судам. То есть, многие убийства, грабежи, разбои, изнасилования, торговлю людьми будут рассматривать не трое судей, а всего один. А как райсуды проходят всем хорошо известно. Теперь и подготовку вооруженного мятежа сможет спокойно рассмотреть какая-нибудь одна тетенька в черной мантии.

Естественно, все нововведения происходят под речи государственных деятелей о необходимости строить свободную Россию, где уважаются права человека.

И под бурные подобострастные аплодисменты подобным призывам наша правовая система неизбежно будет двигаться в сторону передового опыта Востока. К примеру, Узбекистана. Только что там бывший депутат Верховного совета Узбекистана, 60-летний Мурад Джураев получил еще один срок лишения свободы – три года 24 дня. В пятый раз. В 1995 году его уже приговорили к 12 годам заключения в колонии строгого режима с конфискацией имущества, якобы, за попытки захвата власти. Потом великодушно объявили амнистию и скостили три года. Но как подошел срок выпускать оппозиционера, ему вменили статью «Неповиновение законным требованиям администрации учреждения по исполнению наказания» и присудили еще три года. Сейчас – в четвертый раз. Обвинительные заключения содержали такие фразы, как «неправильно чистил морковь, работая на кухне» и «слишком близко повесил фуфайку к источнику тепла».

Зато президент Узбекистана Ислам Каримов объявил будущий 2013 год Годом Благополучия и Процветания. «Есть... один фактор, делающий нашу жизнь еще более светлой и радостной. Это благополучие семейного очага, благоустроенность и процветание дома и всей страны, что делает жизнь человека светлой и счастливой», – заявил Каримов на торжественном мероприятии, посвященном 20-летию конституции государства. А узбекские СМИ опубликовали данные опроса, согласно которым 90 процентов жителей страны довольны успехами в экономике.

2012 год в Узбекистане был объявлен Годом семьи. В России Год семьи был в 2008-м, на четыре года раньше. К сожалению, до 90 процентов довольства пока не доходит, так что с благополучием придется несколько запоздать. Но главное – есть куда стремиться. И совершенно не исключено, что нынешние обвинения братьев Навальных в мошенничестве будут вскоре не оперировать цифрами, а просто содержать формулировки «разграбил Россию», «вредил стабильности». Зато «социально близкие» власти вороватые граждане могут спать спокойно. Недавно председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев предложил впервые попавшихся на нетяжких преступлениях освобождать от уголовной ответственности, заменив наказание для них обязательными работами или штрафом.

– У нас много людей сидит за наркотики, кражи, угоны, – говорит Сергей Пашин, – эти преступления совершают в основном нищие люди. Дать взятку судьям они не в состоянии, поэтому увеличить и так высокую коррупцию судебной системы они не смогут.

Конечно, оставаясь на свободе, угонщики и воры наверняка будут досаждать рядовым гражданам. Но это, с точки зрения системы, скорее плюс, чем минус. Высокий уровень уличной преступности оправдывает содержание многотысячной армии полицейских, высокие зарплаты судей и прокурорские привилегии. И вряд ли этот репрессивный механизм будет ржаветь в бездействии: планируемые послабления явно не коснутся фигурантов «политических» дел.

Автор: Андрей Иванов, фото: Андрей Стенин, РИА Новости
подписаться на канал
Комментарии 0