Грехи
Малое многобожие (ширк)
Рия، – это желание, чтобы о твоих делах, добродетели, ибадате слышали люди. В его основе лежит желание возвыситься перед людьми посредством своего поклонения и добродетелей, показывая им хорошие стороны своей личности.
То, из чего получается показуха (рия،), имеет пять степеней. Рия، поклонения (ибадата) имеет больше вреда, чем то, что не является ибадатом.
Признаки рия،
Кто-то стремится показать себя перед людьми уставшим и утомившимся, чтобы подумали, что он преуспевающий в ибадате человек. Показывает всем, что от боязни гнева Судного дня у него увеличились печали, он ночами не спит, уменьшил потребление еды и т. д. Не приводит в порядок одежду, себя, выдавая это за то, что он якобы не обращает внимания на внешний вид из-за постоянного ибадата. Если люди из-за таких его действий поверят в его добродетельность, то он обрадуется и достигнет цели, его к этому приводит нафс (эго). К этому относится и тихий, спокойный разговор, выдающий, что так происходит от поста или совершенного соблюдения норм Шариата. Поэтому Пророк Иса (мир ему) сказал: «Ты во время поста держи себя (лицо, рот, тело) в достоинстве, чтобы люди не могли подумать, что ты постишься».
Это есть рия، религиозных людей, но у мирских людей рия، бывает наоборот: они бывают выглаженными, прилизанными, они показывают свою силу, чтобы их приняли за важных, сильных и уважаемых людей.
Рия، в одежде
Отрастив волосы, постригая усы, оставив бороду, при ходьбе опустив голову, ведя себя тихо, надев старую, дешёвую одежду, укорачивая штанины, не стирая одежду, не зашивая порванное, человек показывает, что он в религии и в соблюдении сунны подобен праведникам.
Те же, которые увлеклись мирским, наоборот, приобретают дорогие вещи, украшают дома, обставляют их дорогой мебелью – всё это они делают для показухи.
Рия، в речи
Рия، людей в этом плане заключается в красивых речах, умных высказываниях, запоминании и пересказе пословиц-поговорок и интересных случаев, которые нравятся людям; тем самым они демонстрируют свои глубокие знания о Пророке (мир ему и благословение Аллаха), сподвижниках и т. д. и свою любовь к ним. Такие люди в коллективе упоминают Аллаха, публично высказывают хорошее и отвергают плохое, проявляют недовольство плохим делом, показывают свою печаль, когда кто-то согрешит, при разговоре показывают кротость, при чтении Корана стараются украсить голос, дискутируют с целью выиграть и показать свои знания и способности. Кроме этого, есть много случаев, при которых получается словесный рия،.
Рия، в деянии
Иногда рия، проявляется в том, что человек начинает прилюдно усердствовать в богослужении. Кроме того, рия، выявляется в посте, намазе, хадже, на газавате, при угощении, раздаче милостыни. Совершение всего этого для того, чтобы люди видели или слышали, есть рия،. Если даже всё это человек совершит там, где нет людей, но обрадуется при огласке этих деяний, в этом случае тоже есть рия،.
Рия، также проявляются в таких поступках, как зияраты к шейхам, алимам, или визиты к ханам-министрам, для того чтобы люди подумали, что он хороший человек, которого принимают даже такие люди.
Всё, что мы здесь перечислили, при искренних намерениях бывает благом, при неискренних – гобелю для души.
Рия، бывает в сердце человека. Мы не можем убедиться в том, что деяния человека являются рия،. Поэтому, если двое совершают одно и то же дело, то возможно, что один останется ни с чем, так как в нём был рия،, а другой получит большую пользу в ахирате из-за искренности намерений.
Рия، в поклонении является большим грехом. Однако в мирских делах оно не греховно. Например, поиски мирского богатства для того, чтобы уважали люди, или ношение одежды с целью достижения почёта. Это и подобные дела не греховны, хоть и являются рия،.
Но для того, чтобы не зависеть от людей, не нуждаться в них и не отличаться, похвально искать необходимое пропитание. Как в состоянии есть польза и вред, так и в почёте среди людей тоже есть хорошие и плохие стороны. Необходимое количество – хорошо, а переизбыток – к беде.
Как не греховно иметь состояние и быть богатым, так же не греховно быть почётным среди людей, если это не приводит к греховному и к злу. Необходимо знать, что желание иметь богатство и почёт в большинстве случаев является основой зла. Но состояние, полученное без желания его добиться, без всякого старания, без любви к нему и без печали от его потери, как и такой почёт среди людей, не имеет вреда, а даже ещё полезнее. Не было людей, которых народ возвеличивал так же, как Пророка (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижников и затем больших алимов и валиев. Но из-за того, что они этого не добивались, тот почёт не вредил их религии. Надо знать, что очень трудно сохранить искренность в намерениях, и не каждый способен защититься от заблуждения.
Поэтому то, что человек при выходе в общество надевает чистую одежду, не является греховным рия،, хотя само по себе и есть рия،, потому что не входит в состав ибадата. Подобным образом расценивается и вся чистота, и другое, соблюдаемое ради людей. Доводом этому служит хадис, переданный от Айши (да будет доволен ею Аллах): «Однажды, отправляясь к сподвижникам, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поправил чалму и волосы. "Ты тоже такое делаешь?" – спросила его Айша (да будет доволен ею Аллах). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: "Да, поистине Всевышний любит, чтобы Его раб перед выходом к людям прихорашивался"». Это было ибадатом Пророка (мир ему и благословение Аллаха), потому что ему было велено для призыва людей в Ислам выглядеть исключительно опрятно, так как людей больше привлекает внешность. Это было обязанностью Пророка (мир ему и благословение Аллаха), дабы и своей внешностью он должен был призывать к религии. Но если это делается для того, чтобы люди не критиковали, то это является дозволенным и любимым делом, так как своими действиями человек отвлекает людей от ненужного дела и не затрудняет их.
Всё, что делается, кроме ибадата, для показухи, имеет разные цели: дозволенную, поклонение и греховную. Но если в ибадате (намаз, пост, милостыня, хадж) имеет место рия،, то она имеет два обстоятельства.
Первое обстоятельство. Если в деянии нет иной цели, кроме показухи, то это деяние полностью пропало, так как в нём нет и намерения для ибадата. Более того, при этом люди попадают в грех. Этому свидетельствует Коран и хадис. Здесь тоже бывают две стороны. Первая – этот грех связан с людьми, так как здесь происходит обман людей: они думают, что это есть настоящий праведный раб Аллаха, хотя на самом деле это не так. Вводить людей в заблуждение греховно. Например, если один выплатит долг многих людей ради вознаграждения, помогая им, чтобы те приняли его за щедрого человека, то такой человек попадёт в грех. Он этим обманом властвует над сердцами людей, т. е. выдаёт себя за щедрого, хотя на самом деле не является таковым. Вторая сторона – этот грех связан с Аллахом. Этим человек пытается обмануть Всевышнего. Например, человек, которого хан назначил для службы, стоит перед ним для того, чтобы увидеть его красивую наложницу, – это есть обман того хана, так как человек не старается хану служить, а старается увидеть его служанку.
Не является ли это верой в то, что независимо от Аллаха тот, кому человек прислуживает, сможет ему навредить или помочь? Видимо, такая вера и является причиной решения, что приближение к могущественному человеку лучше, чем приближение к Аллаху. Не это ли большая гибель для человека? Не зря же Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал рия، малым многобожием (ширком).
Да, рия، тоже по части добра и зла, пользы и вреда бывает разным. Но каждый рия، бывает как минимум малым грехом.
Не говоря уже о другом, совершение одного сужда, руку (поясной поклон) – достаточный грех, потому что избирается для приближения что-то иное, помимо Аллаха. Возвеличивание через сужда кого-либо, кроме Аллаха, есть неверие, но рия، есть скрытый от людей куфр. Рия، совершается только тем, кто обманут сатаной и имеет ложные мысли по части того, что люди имеют больше власти для совершения добра и зла по отношению к нему, чем Сам Всевышний! Такой человек думает, что пропитание и другие жизненные моменты важнее поклонения Творцу. Поэтому человек отклоняется от того, чтобы совершать дела ради Аллаха, к совершению ради людей, с намерением склонить их сердца на свою сторону. Он не совсем понимает, что люди не имеют власти даже над собой, и не только в Ахирате, но и в этом мире. Вот такое состояние бывает у человека, когда у него совсем нет надежды на вознаграждение от Аллаха.
Второе обстоятельство. Если от деяний вместе с тем, что человек склоняет на свою сторону людей, он ещё имеет надежду на получение вознаграждения от Аллаха, то это является тем рия،, который не приводит к куфру, но уменьшает ихляс (чистосердечие).