Общество

Юбилей как прививка от дагестанофобии

 

Юбилей как прививка от дагестанофобии

Президент Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2015 году 2000-летия Дербента. Эта новость одновременно и радует, и настораживает. Радует — потому что в потоке федеральных новостей Дагестан слишком редко упоминается в ином контексте, кроме терактов и спецопераций, а Дербентом — древнейшим городом России — республика и впрямь может гордиться.

     

Настораживает — потому что изначально это празднование сопряжено с большой политической игрой, и в результате есть риск, что история окажется отодвинута в сторону политическими декларациями и банальным «освоением средств». К тому же для всего Дагестана юбилей Дербента станет очень серьёзным испытанием — опыта проведения подобных мероприятий у республики нет, хотя впервые за много лет Дагестан получает шанс прозвучать не только на российском, но и на международном уровне.

Начнём с ближайшего контекста. Впервые идея отпраздновать юбилей Дербента возникла почти сразу после того, как президентом Дагестана в начале 2010 года стал Магомедсалам Магомедов. Хорошо известно, что одним из главных лоббистов его кандидатуры в Кремле был миллиардер Сулейман Керимов — уроженец Дербента.

В окружении тогдашнего президента Дмитрия Медведева также была влиятельная фигура, связанная с этим городом, — нынешний вице-премьер Аркадий Дворкович. Его супруга Зумруд Рустамова, входящая в советы директоров ряда крупных российских компаний, родом из дербентской семьи.

А мэром Дербента примерно тогда же стал один из самых влиятельных людей Дагестана — бывший прокурор республики Имам Яралиев. В июле 2010 года он обратился к Магомедсаламу Магомедову с просьбой поддержать подготовку к празднованию юбилея города на республиканском и федеральном уровнях, и уже 18 августа состоялось первое заседание оргкомитета. Президент Медведев инициативу поддержал без вопросов.

Но дальше встал любопытный вопрос: сколько же на самом деле лет Дербенту? В первоначальной заявке фигурировала дата, которая наверняка рассмешит непосвящённого — пять тысяч лет. Иными словами, Дербент предлагалось считать ровесником Древнего Египта и Двуречья. Научные основания для этого имеются.

Считается, что первое поселение на территории Дербента, обнаруженное в 1986 году археологической экспедицией под руководством профессора Александра Кудрявцева, возникло в конце IV тысячелетия до нашей эры, то есть примерно пять тысяч лет назад; об этом существует заключение РАН от 2010 года. Однако в европейских источниках так называемый Дербентский проход — стратегический перешеек между северной и южной частями Евразии — впервые упоминается гораздо позже, у Гекатея Милетского и Геродота, примерно за 500 лет до нашей эры. Примерно тогда же начинается развитие масштабных укреплений, на месте которых в раннем Средневековье появится крепость Нарын-Кала — нынешний символ Дербента.

Точку в дискуссии о возрасте города поставил… Владимир Путин. «По некоторым данным, — сказал он в январе на Форуме народов юга России в Ставропольском крае, — поселения там появились ещё пять тысяч лет тому назад, а свидетельства точные, связанные уже с нашей цивилизацией, — две тысячи лет тому назад уже был город».

Эта цифра в итоге и стала официальной для предстоящего юбилея. Впрочем, изначальная условность для подобных мероприятий является привычной практикой — достаточно вспомнить отмечавшееся в 2005 году 1000-летие Казани или 1000-летие объединения Мордовии с русским народом в этом году. А в Дагестане с сокращением возраста Дербента спорить не стали: как заметил один из чиновников дербентской администрации, «нам не слишком важно, на какой дате остановятся, — главное, чтобы юбилей состоялся». Логика вполне понятна: бюджет празднования пока не утверждён, но планов уже громадьё — предварительная программа юбилейных мероприятий была сформирована ещё летом 2010 года.

Другое дело, что эта произвольно установленная дата, хотя и признаёт за Дербентом звание самого старого города в России, в то же время существенно ограничивает горизонт для новых интерпретаций истории того пространства, которое в итоге стало Россией. Сегодня мы в лучшем случае начинаем историю нашей страны с упоминания о древнегреческих колониях в Причерноморье, но почти ничего не знаем о том, что происходило здесь раньше.

А ведь именно степная зона между Волгой и Днепром, то есть порядочная часть нынешнего юга России, большинством учёных считается прародиной индоевропейцев, которые одомашнили лошадь и первыми освоили выплавку железа. Кавказ был естественным барьером для продвижения индоевропейских племен на юг — отсюда и столь значимая в истории Евразии роль Дербентского прохода (в переводе с персидского Дербент означает «узкие ворота»).

Словом, юбилей Дербента мог бы стать хорошим стимулом для расширения наших знаний о той «неписаной» части истории России, которая сейчас известна в лучшем случае специалистам, хотя выходит далеко за рамки двух тысяч лет. Но для этого к празднованию надо как минимум привлечь историков с мировым именем — и они, самое главное, это предложение примут с большим интересом. Дело в том, что Дербент — единственный город России, который является дважды лауреатом ЮНЕСКО.

В 2003 году эта организация признала крепость Нарын-Кала и старую часть Дербента с традиционной застройкой Всемирным наследием человечества, а в 2006 году присудила Дербенту грамоту как одному из самых толерантных городов мира, где столетиями сосуществуют три религии — ислам, христианство и иудаизм. В общем, на международном уровне уникальность Дербента в доказательстве действительно не нуждается.

Куда сложнее донести всё это до россиян за пределами Северного Кавказа — имидж республики в последние годы основательно испорчен регулярными терактами и инцидентами в духе пресловутой «дагестанской свадьбы». Так что если юбилей Дербента станет своего рода прививкой от дагестанофобии российского общества, хотя бы одна благая цель благодаря празднованию уже будет достигнута.

Автор: Николай Проценко, "Эксперт"
подписаться на канал
Комментарии 0