О возможности и необходимости создания в России Совета фикха (исламского права) говорилось уже давно. По сути, это будет авторитетная мусульманская религиозноправовая инстанция, в которую войдут видные ученые-богословы со всего исламского мира, своего рода собрание улемов – аналог демократического парламента, только с религиозной основой.
Как показывает сложившаяся практика, первое, что придется сделать членам Совета – показать, что авторитетные ученые ислама окажут содействие российским властям в возникающих вопросах ислама и государственно-конфессиональных отношений. Разумеется, речь в первую очередь пойдет о ситуации на Северном Кавказе, где уже более десяти лет не понижается религиозное напряжение.
С предложением о применении фикха, как наиболее адекватного инструмента в растущих шариатских потребностях российской мусульманской уммы, выступил генсекретарь Международного совета мусульманских ученых шейх Али альКарадаги на встрече с главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым в период своего недавнего визита в республику.
Известный политолог и кавказовед Руслан Курбанов, многие годы исследовавший вопросы применения фикха, считает, что застой фикха – мусульманского правоведения, застрявшего на уровне средних веков и давно переставшего отвечать на вопросы современного ислама, является одной из проблем, из-за которой российская община не может преодолеть кризис. Он обратил внимание на то, что для эффективной работы с населением надо знать психологию каждой социальной группы, к каждой из них подходить индивидуально, разговаривая на уровне понимания отдельного человека.
Знания, как отметил Руслан Курбанов, позволили бы мусульманам продвигать свою активность в обществе. Мусульмане зачастую не могут составить заявление в органы власти: они пишут документы языком верующего человека, и в итоге чиновник откладывает полученное письмо в сторону, потому что привык понимать только канцелярский язык.
Действительно, несмотря на кажущееся возрождение – строительство мечетей, появление хафизов, соблюдение норм ислама, российская умма после долгих лет атеизма до сих пор находится в ослабленном состоянии. Верующие нуждаются в авторитетных исламских ученых, так как современные муфтияты со скудным знанием ислама себя уже давно изжили и не могут вести остальных мусульман вперед, в первую очередь из-за отсутствия вокруг них интеграции всех мусульман.
При этом необходимо подчеркнуть, что позиции экстремизма и терроризма тоже растут, и, чтобы улучшить обстановку, нужен Совет фикха при активном участии мировых шейхов. В качестве примера приведем созданный с этой целью Североамериканский Совет по фикху в 1986 году, председателем которого на сегодня является доктор Музаммиль Сиддики, известный своими фетвами об истинном понятии джихада в исламе и его целях. Североамериканский Совет по фикху под его председательством 13 апреля 2009 года издал фетву, позволяющую американским мусульманам голосовать на американских выборах и сделать достойный выбор.
В то же время возникает опасность, что фикх, как дисциплина, будет заниматься формулированием действующих законов, хотя эта наука призвана разрабатывать теоретические и методологические основы мусульманского кодекса, обязана иметь свои пути развития школ и понятий мусульманского права. Так или иначе мусульманская правовая наука, которая по-арабски называется «усул альфикх», уверенно входит в нашу повседневную жизнь.