Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждый потомок Адама ошибается, а лучшими из ошибающихся являются кающиеся»[1].
Из этого хадиса следует, что любой человек может совершить ошибку или грех, ведь такова природа человека. Милостью Аллаха к людям было то, что Он позволил им вернуться к Богу после совершенного греха через покаяние («тауба»). Суть этого действия состоит в том, что человек должен отказаться от совершения этого греха ради Аллаха, то есть страшась Его наказания и желая награды от Него. Кроме того, кающемуся человеку следует выразить сожаление о совершенном грехе и принять твердое решение никогда не возвращаться к нему впредь и постараться исправить положение благими поступками. Таким образом, покаяние – это действие сердца, невидимое снаружи и остающееся только между человеком и Его Господом.
Желающий покаяться не нуждается в посредниках, которым бы он исповедовался вместо Бога, которые могут и тайну исповеди раскрыть другим, и обесчестить тебя перед людьми или использовать твое признание в своих корыстных целях. Покаяние – твое личное дело, касающееся только тебя и Аллаха, именно Его ты просишь о прощении и исправлении. И только Аллах может даровать тебе прощение.
Кроме того, в Исламе нет так называемого «первородного греха» – убеждения, согласно которому все люди несут на себе отпечаток греха, совершенного их прародителями Адамом и Евой. А для очищения от этого греха людям якобы необходимо поверить в крещение Иисуса, ставшее искупительной жертвой за уверовавших в него. Ничего подобного в Исламе нет. Интересно здесь привести слова швейцарского иудея, принявшего Ислам и взявшего себе имя Мухаммад Асад. Он пишет: «Нигде в Коране я не нашел того, что напоминало бы идею о первородном грехе, влияющем на каждого человека. Согласно Корану, «Человек получит только то, к чему он стремился» (53. Ан-наджм: 39). От людей не требуется преподносить какую-то искупительную жертву, да и никто вообще не обязан становиться таким «спасителем», который избавит уверовавших от этого чужого греха»[2].
В покаянии есть много полезных моментов
Во-первых, человек узнает своего Господа, насколько Он Великодушен и Снисходителен. Если бы Аллах пожелал, наказание было бы скорым и незамедлительным, но Всевышний скрыл его грех и не опозорил перед людьми.
Во-вторых, человек узнает сущность своей души, ее качество быть «повелевающей недоброе», ее слабость перед искушениями и склонность к прихотям. Защититься от повторения этой ошибки невозможно без помощи Аллаха, а значит нужно укреплять свою веру и воспитывать свою душу.
В-третьих, покаяние позволяет человеку вернуться к Богу, он начинает больше молиться, просить о помощи и прощении, вспоминает о гневе Аллаха, страшится Его, желает Его довольства и стремится приблизиться к Нему. Покаявшись в содеянном, человек становится особо близким к своему Творцу, а без искреннего раскаяния и стремления вернуться к Аллаху, он не достиг бы такой близости.
В-четвертых, в результате покаяния человек освобождается от греха. Всевышний говорит:
«Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» (8. Аль-анфаль: 38).
В-пятых, искреннее покаяние может заменить грехи человека на благие дела. В Коране Всевышний говорит:
«Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный» (25. Аль-фуркан: 70).
В-шестых, человек учится быть снисходительным к ошибкам людей, он понимает их природу и относится к ним так же, как желал бы, чтобы Аллах относился к его ошибкам. Он осознает, что результат соответствует делу, и если будешь относиться к людям со снисхождением, то и Господь проявит к тебе то же самое, и как Всевышний Аллах отвечает на твои грехи и ошибки Своей добротой и милостью, так и человеку стоит быть снисходительным к ошибкам людей.
В-седьмых, человек, учится признавать свои недостатки и многочисленные ошибки, а это в свою очередь побуждает его заниматься своим исправлением и сдерживает от обсуждения недостатков других людей.[3]
Завершение
В завершение этой части хотел бы привести достоверную историю о том, как один человек пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Посланник Аллаха! Не осталось никакого плохого дела, которое я бы не совершил, так есть ли для меня прощение?» На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) его спросил: «А ты свидетельствуешь, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) переспросил его три раза, и каждый раз тот отвечал: «Да». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Знай же, что второе затмило собой первое!»[4].
В одной из своих версий этот хадис передан следующим образом. Некий человек пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Посланник Аллаха! Что ты скажешь о том, кто совершил все виды грехов, что есть, но он не придавал Аллаху ничего в сотоварищи? Не осталось никакого плохого дела, которое бы он не совершил. Есть ли для него покаяние?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Принял ли ты Ислам?» Тот ответил: «Что касается меня, то я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Он – один, и у Него нет сотоварища, и свидетельствую, что ты – посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О да! Тебе следует совершать благие поступки и оставить дурные, и тогда Аллах, Свят Он и Велик, обратит все твои грехи в благие дела!» Тот человек спросил: «И мои измены, и мои преступления?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да!» Человек воскликнул: «Аллах Превелик!», – и продолжал возвеличивать Аллаха, пока не скрылся из виду.[5]
Таким образом, принятие Ислама стирает все предыдущие грехи человека, и искреннее покаяние также стирает совершённое прегрешение.
По книге Мухаммада Ас-Сухейма
“Ислам: его основы и принципы”
Перевод и редакция редколлегии сайта
“Почему Ислам?” - www.whyislam.ru
- [1] Хадис приводит имам Ахмад в сборнике “Муснад”: 3/198, а также имам Тирмизи в своем сборнике “Сунан” в главе об описании Судного дня: 3/491.
- [2]«Путь в Ислам», Мухаммад Асад, с. 140
- [3] См. ” Ключ к обители счастья”: 1/358, 370.
- [4] Хадис приводит Абу Йа’ля в своем сборнике “Муснад”: 6/155, а также Табарани в сборнике “Аль-му’джам аль-аусат”: 7/132 и он же в ” Аль-му’джам ас-сагыйр”: 2/201, а также Дыйа Аль-Макдаси в книге “Аль-мухтара”: 5/151, 152 и сказал: цепочка передатчиков этого хадиса – достоверная. Хайсами в книге “Маджма’уз-заваид” (10/83) сказал: этот хадис привели Абу Йа’ля, а также Баззар с небольшой разницей во фразах, а также Табарани, все с достоверными передатчиками в цепочке передатчиков.
- [5] Хадис приводит Ибн Аби Аасым в книге “Аль-аахад валь-масани”: 5/188, а также Табарани в “Аль-му’джам аль-кабир”: 7/53,314, Хайсами в “Аль-маджма” (1/32) сказал: хидис приводит Табарани и Баззар с передатчиками, упомянутыми в сборниках “Сахих”, кроме Мухаммада бин Харуна (Абу Нашит), но и он являетя достоверным передатчиком.