В своих молитвах мы непрестанно просим Аллаха: «Наставь нас на прямой путь». Но почему же тогда мы не видим в себе никаких изменений?
В конце концов, изменения в нас это то, насколько мы научились правильно реагировать на новые события; как мы переходим от слепого подражания и зависимости от других к независимому мышлению. Это наш естественный ответ миру, который, по своей природе, постоянно меняется. А религия по своей сути неизменна.
Меняются условия - меняется мнение
Однако человеческие взгляды могут подвергаться переоценке. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) часто обращался к Аллаху со словами:
«Ты, тронувший наши сердца, всели в мое сердце постоянство в вере» (аль-Албани).
Однако он читал и такое дуа: «Наставь меня на истину в делах, в которых мнения людей расходятся» (Муслим).
После переселения в Медину первые мусульмане оказались в совершенно других условиях, чем те, что были в Мекке.
Эпоха Пророка отличалась от эпохи праведных халифов. Если взять фетвы великого правоведа аль-Шафии, мы обнаружим, что его постановления иракского периода отличаются от тех, что он издавал в Египте. Точно так же, ибн Таймия за свою жизнь многократно менял свои взгляды.
В исламском праве заповеди имеют преимущество над запретами, милосердие – над строгостью, а завоевание сердец – над мерами по сдерживанию и устрашению.
Рисунок облаков меняет вид неба; река меняется в зависимости от скорости потока. Вся земля меняет свой внешний вид. Каждый день солнце садится в другой точке горизонта. И если в этом движущемся мире мы перестанем меняться, в один прекрасный день, проснувшись, мы обнаружим, что остались совсем одни.
Свобода, смелость и перемены
В Коране мы читаем, как пророк Моисей (мир ему) спрашивал своего спутника Хидра: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?» (Коран, 18:66)
Но слышал ли кто-нибудь вопрос: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты подчинился мне?» Это немыслимо.
Свобода – это самое ценное, что у нас есть. Свобода жить, не подстраиваясь под лидера или под последователя. Следует двигаться дальше, даже если мы еще не раз споткнемся, просто нужно стараться как можно скорее подниматься и идти дальше. Самой большой константой в нашей жизни может стать вера в Аллаха, глубокая любовь к Нему и надежда на Его провидение. И склоняясь перед Ним в молитве, мы забываем все волнения, страдания и боль.
Хочу привести пример из своей жизни. В молодости я беспрекословно соглашался с мнением ведущих ученых о том, что, как тогда было принято считать, ислам запрещает фотографию, за исключением случаев, когда без нее не обойтись. Я понимал, что Пророк (мир ему и благословение) проклял тех, кто создает изображения и изваяния, но я не мог сообразить, какие изображения можно использовать как средство призыва людей к Аллаху. Сейчас, обстоятельства изменились, и с трудом можно найти тех, кто настаивает на том, что ислам запрещает фотографию.
Эта перемена произошла не в результате новых исследований, но, скорее, в силу изменений, произошедших в мире. Смелый ученый – тот, кто открывает двери, которые могут быть открыты, а не ждет других, чтобы выбить эту дверь.
Действительно, с годами я сильно изменился, и не перестаю меняться. Но если бы в сорок я говорил то, что говорил в двадцать, это значило бы, что двадцать лет моей жизни прошли напрасно.