Общество

Может ли быть демократия с исламским лицом?

Большая часть мусульман мира считает, что Ислам вполне совместим с демократией. К такому выводу пришли специалисты из социологического фонда "Gallup". Исследование 2007 г., показало, что респонденты верят в возможность сосуществования Шариата с демократическими принципами. Эти же выводы подтвердили специалисты "PewResearchCenter" в 2012, т.е. уже после начала Арабской весны. Как показывает их исследование, население в странах распространения Ислама не хочет жить при диктатуре, выступая за демократию и приведение законов в соответствие с Шариатом одновременно.

Эти парадоксальные для многих выводы известный американский исламовед, бывший советник Билла Клинтона, Джон Эспозито и Далия Могахед, глава Центра мусульманских исследований "Gallup", бывшая советником нынешнего президента Барака Обамы, прокомментировали так: «Большинство респондентов считают Ислам и демократию одинаково важными для качества жизни и будущего прогресса в мусульманском мире".

 

Однако для самих мусульман в таких данных социологов нет ничего особенно парадоксального. Вот, например, как Халед Машааль, лидер ХАМАС, в интервью удивленному редактору «Завтра» Александру Проханову, ожидавшему услышать что-то более радикальное, обрисовал будущее арабского мира: «Восторжествует демократическая жизнь, национальная и индивидуальная свобода, права человека. Переход власти в результате свободных выборов будет осуществляться мирным цивилизованным путем. Нормой станет социальная справедливость. Народ будет вовлечен в успешное интенсивное развитие. Осуществится экономический и промышленный подъем. Станут развиваться технологии и науки. Расцветет культура, и улучшится моральный климат во всех областях общества. Установится гармония между прошлым, настоящим и будущим, то есть восторжествует самоидентичность народов. В религиозной сфере сохранится плюрализм религиозных воззрений и верований. Толерантность станет нормой в отношениях между партиями, социальными группами, культурными и религиозными направлениями. Объединенная и возрожденная умма непременно победит в своем сражении с сионистами. Осуществит настоящую политическую и экономическую независимость. Диалог с Западом будет вестись с позиций достоинства и равноправия. Время воровства и разграбления национальных богатств уйдет в прошлое. Наша умма восстановит свое место в международном сообществе».

Может ли быть аль-демократия, демократия с исламским лицом? – Это один из ключевых вопросов не только для мусульман, но и для всей мировой политики. Он носит сегодня уже не столько теоретический, сколько практический характер. От того, чем закончится бурная дискуссия на данную тему, зависит будущее очень многих.

В принципе, в Исламе нет ничего такого принципиального, что препятствовало бы демократии. Но демократии, конечно, отличающаяся от западной или японской или любой другой.

Мусульманская политическая история настолько богата, что в ней легко можно обнаружить примеры различных механизмов функционирования власти. Сподвижники Пророка (мир ему) в течение 24 лет после его смерти выработали четыре разные политические схемы, и это в то время, когда мусульмане насчитывали менее миллиона человек, проживающих в одном географическом районе.

В фундаментальных религиозных источниках оговариваются лишь самые общие понятия, остальное остается на усмотрения людей, живущих в конкретном месте в конкретное время. Строго говоря, Ислам предписывает в политике лишь 2 вещи – совещательность (т.е. участие широких слоев в управлении) и верховенство норм Шариата. В этой связи специалисты иногда определяют исламский политический порядок как светскую теократию.

Современный мыслитель, директор Исследовательского центра целей исламского Шариата в ЛондонеДжассер Ауда пишет: «Исламский закон нейтрален в отношении обязательного предпочтения мусульманами конкретной политической системы. То есть, мусульманская община может выбирать любую политическую систему, каковая ей больше подходит в текущей ситуации, без превращения выбранной системы в исламское обязательство для себя».

Конкретно с современной демократической теорией обычно связывают принцип шуры или обоюдного совета. Это одна из основных политических концепций ислама. На важность шуры указывает Коран в главе, которая так и называется «Аш-Шура». Между тем, надо оговориться, что совещательности не подвергаются вопросы, ясно оговоренные в Коране и хадисах.

Муктедар Ханвице-президент Ассоциации мусульманских ученых-обществоведов,

сотрудник Института Брукингса, пишет в этой связи: «Исламская демократия подобна всякой другой демократии, за одним лишь исключением – в общественной сфере исламские ценности здесь формируют основу политического консенсуса».

Шариат в исламском мировоззрении – аналог концепции естественного права в западно-светской парадигме. Это фундамент, а частности формулируют люди, исходя из общих предписаний. Большинство положений Шариата вполне согласуется с неисламскими системами права. Часть из них зачастую просто совпадает с тем, что оговорено в нешариатских кодексах, а другие мусульманские нормы вообще не лежат в плоскости регулирования тем или иным законодательством, а относятся к области морали.

Выразитель чаяний и запросов значительной части молодого поколения мусульман Тарик Рамадан написал серию книг, в которых доказывает, что такие понятия, как «демократия», «гражданское общество», «права человека», «правовое государство», «плюрализм» и т.д. присущи Исламу не меньше, чем Западу. По его словам, исламский мир своим путем приходит к современным понятиям политической культуры, взращивает их на своей почве. Ближний Восток, как бы через другую дверь своим путем приходит к тем же ценностям, которые утвердились в Европе в XX в.

Дискуссию о демократии резюмирует Рашид аль-Ганнуши, богослов и лидер правящей ныне в Тунисе партии «Ан-Нахда», в своей книге «Общественные свободы в исламском государстве». Он отвергает предположение о том, что радикальный секуляризм или же либеральные ценности постмодернизма, касающиеся больше морали, а не политики как таковой, – это необходимое условие демократии. Аль-Ганнуши прямо заявляет, что демократия не является идеологией, но всего лишь инструментом для избрания, контроля и смены властей. И что в таком виде, демократия может прекрасно уживаться и с Исламом.

Демократия – один из главных камней преткновения, «проклятых вопросов» исламского пробужденияXX-XXI вв. Цивилизация пытается найти ход к своему прочтению современности, стремится найти достойное место на планете, соответствующее ее потенциалу и вкладу в развитие всего человечества.Сводить же весь этот колоссальный процесс к частной проблеме радикализма, как у нас часто бывает, или же отвергать демократию лишь на том основании, что такого термина нет в Коране и хадисах, или же потому, что демократией прикрываются империалисты и колониалисты, значит, упускать суть проблемы.

Автор: Абдулла Ринат Мухаметов
подписаться на канал
Комментарии 11
  • Нет,не может.Так же как и Ислам не может быть с демократическим лицом.
    (27)
    16 ноября'2012 в 12:38
    • Как демократия которая признает права даже сатанистов может быть с исламским лицом? Человек который говорит об Исламской демократии, либо невежда, либо лицемер.
      (374)
      16 ноября'2012 в 13:29
      • rust, Конечно нет,иначе-бы демократия связывала руки террористам.Да и в Коране ничего про демократию не говорится.
        (-139)
        16 ноября'2012 в 16:18
        • на самом деле мусульмане не желают демократию они желают справедливых законов от Создателя, это Америка и Запад желают навязать нам свою культуру и придуманные законы, которые разрушают всех и вся.
          (3004)
          16 ноября'2012 в 16:58
          • и вообще демократия это абсолютно противоположно шариату
            (3004)
            16 ноября'2012 в 16:59
            • //////....Ислам - признание правления Аллаха..демократия - "правление" человеческих страстей...
              (1474)
              16 ноября'2012 в 20:34
              • Опять попытка Ислам подстроить под капитализм. мол, вот же, мы вам не противоречим, оставьте нас в покое, мы такие же как и вы. Мусульмане не должны подстраиваться и оправдываться перед капитализмом. Ислам и капитализм - несовместимы как два полюса. Ислам основан на вере в Всевышнего, капитализм же на неверии, на отделении религии от жизни.демократия - форма правления капитализма, народ выбирает кого хочет, живет как хочет, издает законы какие хочет. Да, в исламе правителя выбирает народ, но живет по законам Всевышнего и это НЕ демократия.
                (222)
                16 ноября'2012 в 23:03
                • демократия с исламский лицом - это как акула с львиным лицом. т.е такого не бывает. не скрещиваются они.
                  (222)
                  16 ноября'2012 в 23:15
                  • В исламе может быть выборная власть, однако это не демократия!!!!
                    (-1)
                    17 ноября'2012 в 02:13
                    • Демократия противоречит законам Ислама в целом и частично. Она противоречит исламу в источнике, из которого она исходит, в доктрине, на которой она основана, в идеях и системе, которые исходят из нее.

                      Эта система, придуманна человеком, она основана на доктрине отделения религии от жизни, в то время как Ислам это система, ниспосланная Аллахом Своему Посланнику. Демократия предоставляет власть народу, в Исламе же Аллах является единственным законодателем. В демократии лидерство принадлежит коллективу, где влияют министры и депутаты, в то время как в Исламе это индивидуально, а министры – помощники халифа и только.
                      (573)
                      17 ноября'2012 в 20:49
                      • Рифат татар, но в Исламе власть выбирают не все подряд начиная от сатанистов, язычников и т.д., а достойные, честные и уважаемые Мусульмане.
                        (374)
                        17 ноября'2012 в 21:14