В колонии “Салын ИК-1″ под Элистой (Калмыкия) произошло массовое избиение осужденных, прибывших этапом из различных республик Северного Кавказа для отбывания заключения в данном исправительном учреждении, утверждают родственники арестантов, а также правозащитники. УСФИН Калмыкии, как и руководство колонии, отрицают подобную информацию, обвиняя самих заключенных в нарушении правил исправительного учреждения.
По информации, озвученной Общероссийским общественным движением «За права человека», 1 ноября 2012 года в ИК-1 прибыли осужденные (63 человека) из различных южных регионов России, в большинстве своем выходцы из Северной Осетии- Алании.
“Сразу по прибытии все осужденные подверглись избиению при помощи специальных средств (резиновые палки), физической силы. После этого осужденных поместили в этапное помещение, где избиения продолжались.
При этом побои не фиксируются и медицинская помощь пострадавшим не оказывается”, – отмечается в обращении руководителя регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека» Владимира Галитрова на имя прокурора Республики Калмыкия Сергея Табельского.
Несколько осужденных, содержащихся в помещении строгих условий содержания (СУС), чтобы остановить массовую расправу, в знак протеста произвели самоподжог, проткнули себя металлическими предметами, совершили иные суицидные действия (резали вены, глотали металлические предметы), отмечается в обращении.
В настоящее время этапное помещение, где содержатся избитые осужденные, охраняется бойцами спецназа УФСИН России по Республике Калмыкия. Естественно, никакие жалобы отправить невозможно. То есть все жертвы произвола находятся во власти истязателей.
Как отмечает Владимир Галитров, вновь прибывших осужденных по прибытии в исправительное учреждение жестоко избивают без имеющегося даже формального повода: “Затем, под угрозой физической расправы, вновь прибывших осужденных заставляют подписывать расписки, в которых содержатся различные обязательства осужденного – производить уборку территории учреждения, не нарушать распорядок и иные обязательства, не предусмотренные законом. Отказ осужденного подписать предлагаемую администрацией расписку неизменно влечёт избиение, оскорбление. Иными словами, в названном исправительном учреждении, под видом воспитательного процесса, происходят массовые пытки”.
2 ноября 2012 года ФКУ ИК-1 посетил помощник прокурора Семёнов, но в этапное помещение не заходил, и в целом не проявлял должного внимания к событиям в учреждении, ограничившись пояснениями тех, кто совершал насилие в отношении осужденных.
Тюремная традиция?
Родственники осужденных, отбывающих наказание в ИК-1 Калмыкии, отмечают, что первый случай побоев произошел месяц назад, когда в колонию прибыл этап из Северной Осетии. “Уже тогда эти люди были жестоко избиты сотрудниками колонии и спецназом УФСИН по Калмыкии. Однако этого садистам в погонах показалось мало, и уже 1 ноября, с прибытием нового этапа из нашей республики, они организовали очередное массовое побоище”, – рассказывают родственники осужденных.
Они написали обращение на имя главы Северной Осетии Таймураза Мамсурова с просьбой вмешаться в ситуацию, которая, по их мнению, может выйти из-под контроля: “Если в ситуацию не вмешаться, то, по нашей информации, в колонии может произойти попытка бунта”. Под документом подписались Джуссоевы, Бигаевы, Бикаевы, Олисаевы, Бесоловы, Хасановы, Хугаевы, Моураовы, Тедеевы, Икоевы, Габуевы и др. Всего 32 подписи.
“В тот день, когда прибыл этап из Северной Осетии, во двор колонии заехал КАМАЗ, заполненный спецназом. Причем встал он таким образом, чтобы закрыть обзор всем остальным осужденным. Как только новая партия людей спустилась во двор, из кузова автомашины выскочили нелюди в масках, вооруженные дубинками, некими предметами с шипами и стали избивать беззащитных граждан. В течение длительного времени весь так называемый спецконтингент слышал нечеловеческие крики о помощи.
Не зная, как остановить этот беспредел, другие осужденные – лица осетинской национальности, понимая, что расправляются именно с их земляками, пошли на отчаянный шаг, – говорится в тексте обращения на имя главы Северной Осетии. – Прибывших по этапу пропустили туда через так называемый “живой коридор”. Это когда сотрудники колонии становятся в два ряда и проходящих мимо них этапированных граждан “награждают” ударами резиновыми палками.
Такова тюремная традиция. Нам известно, что после этого в помещении, куда с осужденными зашли спецназовцы, были предприняты попытки к действиям сексуального характера в отношении некоторых осужденных и другие – унижающие достоинства человека до животного состояния”.
Точное количество подстрадавших устанавливается. По информации международной правозащитной организации “Единство”, их 62. И лишь один из пострадавших – Алан Джуссоев ( 1989 г.р), получивший 50% ожога тела, находится в тюремной больнице. Однако ему оказывают весьма поверхностную медпомощь. Другие остаются без внимания медиков.
Общественная активистка из Северной Осетии Элина Марзоева отметила, что письмо на имя главы РСО-Алания 6 ноября приняли в отделе по обращениям граждан, “обещали отреагировать на ситуацию в кратчайшие сроки”.
В колонии все спокойно
Совершенно противоположную оценку событиям 1 ноября дают представители пресс-службы УФСИН РФ по Калмыкии. Факт массового избиения, само собой, даже не рассматривается – “такого быть не могло”.
Четверо заключенных колонии “Салын ИК-1″ нанесли себе поверхностные порезы предплечий и шеи лезвиями от одноразовых бритвенных станков в знак протеста против проведения личного обыска. Такую позицию озвучили в пресс-службе УФСИН России по Республике Калмыкия.
“Всем участникам инцидента оказана медицинская помощь, в госпитализации они не нуждаются. В этот же день в 23.15 в ИК-1 в отряде строгих условий содержания еще семь осужденных совершили акт членовредительства, не желая выполнять законные требования сотрудников и соблюдать установленный распорядок дня исправительного учреждения”, – сообщил представитель пресс-службы УФСИН Калмыкии.
Там же отметили, что в результате случившегося один пострадавший госпитализирован в медицинскую часть и находится под постоянным наблюдением врачей, его состояние стабильное. Остальным осужденным оказана своевременная медицинская помощь, опасности для их жизни и здоровья нет.
“Обстановка в исправительном учреждении управляемая и контролируемая. По данному факту проводится проверка, выясняются все обстоятельства произошедшего. По ее результатам будет дана юридическая оценка действиям осужденных и сотрудников колонии”, – дал заключение собеседник.