Общество

Мазхабы … для чего они нам?

Мой близкий родственник решил вооружиться «однозначным критерием ваххабизма». Для этого он спросил о нём у одного из известных религиозных деятелей республики и получил следующий ответ: «Все те, кто уходит после пятничного намаза, не совершая обеденный, – это ваххабиты».

Как надо разногласить?

О том, что во всех вопросах обязательно нужно следовать только одному мазхабу или имаму, сегодня мало от кого услышишь. По крайней мере, в прямой форме. Однако идеи, подобные озвученной выше, прочно сидят в головах многих людей, и тому доказательство – некоторые «однозначные критерии ваххабизма», которые зачастую представляют собой мнения авторитетнейших исламских учёных.

Хвала Аллаху, пик данной проблемы далеко в прошлом, когда некоторые невежды доходили до того, что выдумывали хадисы в пользу истинности своего мазхаба или порочности «чужого» (см. «Нузхату ан-назр», «Тадрибу р-рави»).
Наши праведные предшественники, начиная со сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), часто разногласили друг с другом в фетвах, но это не приводило к разногласиям в их сердцах…

Как это было?

Халиф Харун ар-Рашид руководил молитвой после того, как совершил кровопускание. Молившийся за ним Абу Юсуф (один из самых авторитетных учёных ханафитского мазхаба) не восполнил свою молитву, хотя, по его мнению, кровопускание портит омовение. Ахмад ибн Ханбал также считал, что кровопускание и кровотечение из носа нарушают омовение, однако, когда спросили, будет ли он совершать молитву за тем, кто не сделал омовения после кровотечения, он ответил: «А как я могу не молиться за Маликом или Саидом ибн аль Мусайибом?!»
Имам аш-Шафии совершал утреннюю молитву неподалёку от могилы Абу Ханифы. При этом он не прочитал мольбу «кунут» из уважения к покойному, после чего сказал: «Возможно, мы склонились к мнению мазхаба жителей Ирака» (то есть к мнению Абу Ханифы). Абу Юсуф, искупавшись в бане, руководил пятничной молитвой. После её завершения, когда люди уже разошлись, ему сообщили о том, что в водоёме бани была обнаружена мёртвая мышь. Абу Юсуф сказал: «В таком случае мы возьмём мнение наших братьев из Медины: если объём воды достиг двух куллят, то она не оскверняется».
Мнение о том, что всегда и во всём необходимо следовать только одному мазхабу, – это фанатизм, который ни на чём не основан. Даже если человек избрал какой-то крайний взгляд в фикхе, следуя за известными учёными и считая, что это наиболее верно в свете Шариата и этого требует религия, обвинять его в экстремизме несправедливо. Мусульманину в этих случаях достаточно основываться на положениях одного мазхаба или правильном иджтихаде (формировании мнения на основе Корана и Сунны) учёного, построенном на шариатских доказательствах. И если основатели мазхабов считали, что отращивать бороду обязательно и брить её запрещено, то как можно называть экстремистом или ваххабитом того, кто им последовал? Только потому,что это противоречит взглядам Арсена и Рината? Неужели вопрос обеденной молитвы после пятничной настолько однозначен, чтобы судить по нему, кто ваххабит, а кто – нет?

Зачем нужны учёные, когда есть Коран и Сунна?

Проблема, описанная выше, не такая острая, как та, что появилась ей в противовес. Каждый юнец сегодня спешит отбросить учёных и «последовать» за Кораном, порой не зная даже, с какой стороны его открывать. «Зачем нужны мазхабы, если у нас есть Коран и Сунна?» – популярность этого глупого выражения прямо пропорциональна нашему невежеству. Удивительно, почему подобные невежды, когда их постигает болезнь, вместо того чтобы обратиться к первоисточникам по медицине, идут к врачу?
Думают ли такие люди, что вообще собой представляет хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)? Это слова или действия, сказанные или совершённые Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)  при определённых обстоятельствах, в определённое время, с определённым умыслом, в определённом контексте. Они могли носить частный и общий характер. Быть категоричными и не очень. Его действия и слова могли быть жёстко привязаны к обстоятельствам или индивидуально направленными, а могли быть и общими. Неоднозначный характер могли носить и сами обстоятельства. Другими своими словами или действиями, совершёнными позже, Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) мог отменить или смягчить то, что говорил или делал раньше. И, в конце концов, Коран и Сунна – это источники права, а не сам фикх. Количество аятов Корана и хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , в отличие от количества жизненных обстоятельств, ограничено. И все они должны рассматриваться в контексте друг друга. Невежда, не знающий арабского языка, не способен вывести даже одну правовую норму. И если бы он знал, сколько нюансов необходимо учесть, чтобы вынести верное решение хотя бы по одному вопросу, по которому нет однозначных указаний в Коране и Сунне, он бы никогда не повторил этих глупых слов.

Речь, безусловно, не идёт о том, что нельзя напрямую следовать хадисам Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) или аятам Корана. Это другая крайность. Речь о том, что, если неграмотный человек решил, будто хадис, который он прочитал, противоречит мнению учёного, за которым он следует, это не обязательно так на самом деле. Невежда, который предлагает отбросить имамов и следовать Корану и Сунне, на самом деле предлагает либо следовать ему самому, либо тому, кто в своё время его в этом убедил.

Это не называется следованием Корану и Сунне. Это называется поменять мазхаб имама аш-Шафии на мазхаб «дяди Курбана». И это в то время, когда имаму аш-Шафии, как и любому другому муджтахиду (учёному, достигшему степени извлечения норм из Корана и Сунны), следовать дозволено и похвально, а «дяде Курбану» – запрещено. Всевышний Аллах сказал: «Спрашивайте обладателей знания, если вы сами не знаете» (сура «ан-Нахль», аят 43). Учёные единогласны в том, что этот аят велит людям, не знающим норм Шариата и его аргументов, следовать за знающими их. Учёные-правоведы выбрали этот аят в качестве основополагающего доказательства правильности следования несведущих за учёным-муджтахидом.
«Поистине знаток Шариата тот, за словами которого следуют и решениям которого подчиняются. За ним следуют лишь потому, что он знает Шариат и выносит решения на его основе, а не по какой-либо другой причине. Учёный доводит от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) доведённое им от Аллаха. Таким образом, неграмотный получает от учёного то, что последний довёл от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и следует за ним не потому, что учёный сам по себе имеет право на вынесение решений. Это право в своей сути не закреплено ни за кем. Это право относится к Шариату, ниспосланному Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и оно закреплено только за ним, поскольку он непогрешим» (имам Аш-Шатыби, аль-Итисам, том 3, стр. 250) – это лучший ответ, к которому нам нечего добавить, фанатикам, считающим мазхабы имамов альтернативой мазхабу Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

В этой же книге (том 2, стр. 173) Аш-Шатыби пишет, что первой причиной ереси и раскольничества является убеждение человека в том, что он учёный, который может делать иджтихад, хотя он ещё не достиг необходимого уровня.Такой человек, считая своё «исследование» научным, выводит мнения о сложнейших вопросах, не понимая до конца их сути. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах  не забирает знания, вырывая их из (голов) людей, но забирает знания, забирая учёных, – до тех пор, пока не останется ни одного учёного, и люди изберут предводителями невежд, которых будут спрашивать; и будут они давать фетвы без знания. Заблудятся они и собьют с пути (других)».
Однажды имам Малик рыдал четверть дня. Его спросили: «Постигло ли тебя несчастье?» Он ответил: «Нет… была спрошена фетва у того, кто не имеет знаний».

Когда следование мазхабу будет фанатизмом?

Мазхаб – это правовая школа, ставшая результатом многовековой работы исламских правоведов в последовательном, подробном и доступном разъяснении Корана и Сунны со всеми взаимодополнениями и взаимоисключениями на научной основе. Нет никакой проблемы в том, чтобы следовать одному мазхабу, как нет проблемы и в том, чтобы следовать разным признанным учёным (достигшим степени иджтихада, ссылаясь на своё относительное понимание в определённом вопросе). Ибо нет никакой разницы, от одного учёного к тебе приходит истина или от многих. А иджтихад муджтахида является истиной для неграмотного, пока не будет доказано обратное.

Следование мазхабу действительно будет фанатизмом в случаях:

1) когда следующий убеждён, что только его мазхаб является истиной, а все остальные находятся в заблуждении;

2) когда следующий сам достиг степени иджтихада, разобрал конкретный вопрос и пришёл к мнению, отличающемуся от того, за которым он следовал, но при этом продолжает следовать тому, на чём он был;

3) когда следующий однозначно узнал со слов других учёных об объективной причине ошибки учёного в мазхабе в конкретном вопросе – например, о том, что он основывался на вымышленном хадисе или не знал достоверного, относящегося к данной теме, – и продолжает следовать за этим ошибочным мнением.

Смысл слов имама аш-Шафии: «Если хадис достоверный, то это мой мазхаб»

Что же касается тех, кто пропагандирует беспорядочный отказ от учёных в пользу читаемых хадисов и кто приводит в качестве довода слова имама аш-Шафии и других учёных, утверждавших, что достоверный хадис и есть их мазхаб, то более чем ясно на это ответил имам ан-Навави: «Сказанное имамом аш-Шафии не означает, что каждый, кто увидит достоверный хадис, может сказать: «Это мазхаб аш-Шафии» – и следовать за явным смыслом хадиса. Эти слова относятся лишь к тому, кто достиг степени иджтихада в мазхабе согласно тому, что было выше упомянуто из его качеств, или же приблизившийся к такой степени. Условием этого является веское предположение, что имам аш-Шафии не знал этого хадиса, или же не знал, что хадис достоверный, а этого можно достичь после изучения всех книг имама аш-Шафии и книг его сподвижников, получивших знание у него и из аналогичных трудов. Это очень труднодостижимое условие, которому редко кто соответствует, и оно поставлено потому, что аш-Шафии часто не действовал в соответствии с явным смыслом многих хадисов, которые он знал и видел, однако у него был аргумент, указывающий на непринятие этого хадиса либо на то, что хадис отменён, относится к частному случаю, имеет переносный смысл и т. п.» («Аль-Маджму’», том 1, стр. 64).

Автор: Закария Исрапилов
подписаться на канал
Комментарии 19
  • Есть такие вопросы в которых все 4 мазхабы не правы, поэтому искать правды нужно опираясь на доказательство, нет доказательства значит пустые мнения, эти мазхабы в истории ни чего хорошего не принесли наоборот мусульмане разделились. А сейчас мусульмане это поняли, что нет такого мазхаба где было бы всё правильно. Все правильно только в коране и сунне, вот это самый правильный мазхаб который объединит мусульман, приверженцев кторого безосновательно называют вахабитами и террористами . И потом вопрос к тем кто считает что нужно идти за мазхабами... У Пророка с.а.с какой мазхаб был ханафитский или ханбалитский?
    (365)
    11 ноября'2012 в 00:32
    • В Российской Федерации и Ближнего Зарубежья довольно часто пропагандируют махал имама Аду Ханифы. Со стороны России и Украины ДУМ пропагандируют всего лишь один единственный мазхаб, тем самым разделив мусульман-тех, кто читает по Абу Ханифа-нормальные, а все остальные мазхабы-заблудшие, которому следуют террористы и экстремисты. И что самое расстраивающее, что люди, не спросив доказательства у них, только слепо следуют за этим мнением. Они не поразмышляли о том , что такое мазхаб, какие ученые есть, халяль ли разногласия ученых, не смотрели их труды, не изучали эти труды, а просто слепо последовали. Тем самым , становится ясно, что со стороны ДУМ эта пропоганда нужна только для того, чтобы поссорить мусульман, разделить и разрешить их. О, мусульмане, не поддавайтесь на лживость этих мыслей. Требуйте с них доказательств! И вы убедитесь сами , кто на самом деле , что из себя представляют имамы и муфтии дум.
      (776)
      11 ноября'2012 в 00:36
      • Мазхаб имама Абу Ханифы. Т9 ошибся.
        (776)
        11 ноября'2012 в 00:37
        • Не разрешить, а разобщить. Прошу извинить.
          (776)
          11 ноября'2012 в 00:38
          • Муслим., ну брат ты и зажигаешь :)
            Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракяту!

            1. Приведи пожалуйста, мой дорогой брат, хоть один пример, в котором все 4 мазхаба были не правы?
            2. Ты брат на мнение какого ученого опираешься в вопросах фикхи и акыды, или ты сам по арабски умеешь читать Коран и сборники хадисов, да ещё и багаж твоех знаний настолько велик, что ты можешь трактовать сам написанное там?

            Брат, есть откровенный маразм, да простит меня Аллах, например в большинстве мечетей ЦДУМ в которых я побывал, слепое следование мазхъабу АбуХанифа, не вдаваясь не в какие подробности и ньюансы, загоняя самих себя в полный тупик абсурдом следованию тому, что неприемлемо в данных конкретных ситуациях. Приведу конкретный пример - по абу Ханифа худба ведется на арабском языке, и вот находясь сейчас уже месяц в Самаре я слушаю худбы на арабском, при том что однозначно 99,9% слушателей вообще ничего не понимают, да и скорее всего сам имам не до конца не понимает что он читает с листочка. Каков смысл? В чем польза? Нет брат, не смысла не пользы. Да действительно по мазхабу абу Ханифа худбы читаются исключительно на арабском, но как трактовал это наставление сам абу Ханифа, и с какой целью он так делал, эти невежды даже разбираться не хотят. А в результате что? Ничего, одно невежество. Люди собираются в таком количестве а им вместо того что бы реальный даават сделать, что бы достучаться до их сердец, и наставить их на путь истинный, читают стандартную, никому не понятную брошюрку "Худба" в пустую, как будто это какое то заклинание христианское имеющие магическую силу :) А все очень просто, ведь абу Ханифа один из самых авторитетных исламских ученых в первую очередь, и по его мазхабу туда куда приходит ислам, мусульмане в первую очередь должны учить в совершенстве язык Корана, для чего было там очень много специализированных учебных заведений. Поэтому то худбы и были исключительно на арабском, так как среди присутствующих не было не одного невежды не знающего арабский язык.

            Эти 4 имама, эти мазхабы, это то, что из знания, которое принес нам Пророк, мир ему, сделало учение. И тот кто отвергает их авторитет, тот самый большой невежда среди наших братьев. Я сам не держу никакой мазхаб, и в фикхе следую скорее некоему сборнику выводов, но сделанных на основе мнений современных ученых, анализирующих в первую очередь учение 4 праведных имамов.

            Я брат, лично знаком с очень грамотными братьями практически по всему миру, есть среди них и ученые, но ни кто из них не берется трактовать сам Коран и хадисы, так как это брат, настоящая наука!
            (15081)
            11 ноября'2012 в 01:16
            • абу Джабраиль, نهى النبي عن ثمن الكلب والسنور.
              Прорк запретил взять цену за собаку и за кошку. Все 4 мазхаба у них разрешено продавать кошку, у кого какое доказательство. А некоторые учёные им дошёл ХАДИС который вышк написал но они толковали его, что в хадисе имеется ввиду дикая кошка! Но это правильно пророк ясно сказал СИННАВР, а не дикая кошка! это толкование имама навави если не забыл! Так вот по этому вопросу комитет по постоянным фетвам ответил что продавть кошку нельзя опираясь на ясный вышеупомянутый хадис!
              (365)
              11 ноября'2012 в 01:25
              • абу Джабраиль, ошибку написал (Но это правильно) = Но это не правильно
                (365)
                11 ноября'2012 в 01:26
                • А где источники на коих основаны эти утверждения?
                  (1474)
                  11 ноября'2012 в 01:39
                  • Муслим., во первых, Навави в своем авторитете, хотя он для нас так же является достойнейшим ученым, сильно уступает любому из 4 имамов, а во вторых брат, ты не привел мне не одного источника: 1 сам хадис, 2 кто его как трактует, 3 в каких книгах, 4 под комментариями какого современного ученого и т.д.? Я даже не хочу углубляться в этот вопрос, так как у меня очень много более полезных дел, чем разбираться в том, можно продавать кота или нет, тем более у меня на них аллергия :)

                    Брат, все это не имеет смысла. Я тебе повторяю ещё раз, до имама абу Ханифа не было такого учения как ИСЛАМ, вообще не было, была религия да и были знания, которые принёс нам Пророк, мир ему, а учения не было. И именно абу Ханифа первый структурировал эти знания и написал учение.

                    Есть например братья, которые все трактуют на основании трудов Албани, при этом считая что они опираются исключительно на Коран и Сунну. АльхамдулиЛла, авторитетный современный ученый, много принёс пользы всем нам в распространении нашей религии. Но эти братья, вторя Албани говорят на каждом углу, что следовать мазхабам нельзя, и приводят доказательства словами самого Албани. Честно брат, практически ни кто из этих братьев даже университеты не закончил, что бы разобраться в том, что они так рьяно утверждают. А дело в том, что Албани перед смертью покаялся в этом утверждении, и сказал, что он заблуждался, так как что бы не следовать мазхабам, нужно быть ученым, а простым мусульманам, нужно обязательно опираться только на мнения ученых. А эти братья создали сами себе новый мазхаб и в действительности следуют учению Албани, а не Корану и Сунне, являясь по сути Албанитами :)
                    (15081)
                    11 ноября'2012 в 01:41
                    • абу Джабраиль, +++
                      (4004)
                      11 ноября'2012 в 01:41
                      • абу Джабраиль, +++
                        (4004)
                        11 ноября'2012 в 01:41
                        • Идрис, это троечка? :)
                          (15081)
                          11 ноября'2012 в 01:42
                          • абу Джабраиль, нет,брат,это три плюса,то есть очень понравилось.По пятибальной системе это ,,5,,! :)
                            (4004)
                            11 ноября'2012 в 01:48
                            • Идрис, спасибо брат ...
                              (15081)
                              11 ноября'2012 в 01:51
                              • абу Джабраиль, +++++
                                (192)
                                11 ноября'2012 в 01:53
                                • абу Джабраиль, Нвавави был Шафиитом! Ну брат это фетва учёных суудии,
                                  اللجنة الدائمة للبحوث و الإفتاء بالرياض
                                  Я не говорю что мазхабы не нужны а о том что следовать 1-му только мазхабу это заблуждение , так как в каждом мазхабе есть неправильности! Истину нужно взять у того чьи слова подкреплены Кораном и Сунной !
                                  Хадис можешь найти здесь не один а всеми путями только в строку браузера поставь это
                                  http://www.dorar.net/enc/hadith?skeys=%D9%86%D9%87%D9%89+%D8%A7%D9%84%D9%86%D8%A8%D9%8A+%D8%B9%D9%86+%D8%AB%D9%85%D9%86+%D8%A7%D9%84%D9%83%D9%84%D8%A8+%D9%88%D8%A7%D9%84%D8%B3%D9%86%D9%88%D8%B1&xclude=°ree_cat0=1
                                  а вот фетва وجاء في "فتاوى اللجنة الدائمة" (13/37) :

                                  " لا يجوز بيع القطط والقردة والكلاب وغيرها من كل ذي ناب من السباع لأن النبي صلى الله عليه وسلم نهى عن ذلك ، وزجر عنه ولما في ذلك من إضاعة المال ، وقد نهى النبي صلى الله عليه وسلم عن ذلك " انتهى .

                                  (365)
                                  11 ноября'2012 в 02:02
                                  • Муслим., )))))
                                    (1488)
                                    11 ноября'2012 в 02:11
                                    • А теперь абу Джабраиль, прочитай это внимательно ! тут и толкование и мнение Абу Ханифы
                                      ذكر النووي في شرح المهذب أن بيع الهرة الأهلية جائز بلا خلاف عند الشافعية إلا ما حكاه البغوي في شرح مختصر المزني عن ابن القاص أنه قال: لا يجوز وهذا شاذ باطل، والمشهور عنه جوازه وبه قال جماهير العلماء. قال ابن المنذر: أجمعت الأمة على جواز اتخاذها، ورخص في بيعها ابن عباس والحسن وابن سيرين وحماد ومالك والثوري والشافعي وإسحاق وأبو حنيفة وسائر أصحاب الرأي. وكرهت طائفة بيعها، منهم أبو هريرة وطاووس ومجاهد وجابر بن زيد، روى مسلم أن النبي -صلى الله عليه وسلم- نهى عن ثمن الكلب والسنور (أي القط)، يقول النووي: إن النهي هنا يراد به الهرة الوحشية، فلا يصح بيعها لعدم الانتفاع بها، إلا على وجه ضعيف في جواز أكلها، أو المراد به نهي التنزيه لا التحريم.
                                      (365)
                                      11 ноября'2012 в 02:16
                                      • "Поклоняйтесь Аллаху и следуйте за моим Посланником и он приведёт вас ко Мне прямым путём". (Св. Куран).
                                        Абу Джабраиль может следовать за своими учёными, лично я предпочту последовать за Посланником Аллаха.
                                        (728)
                                        11 ноября'2012 в 22:25