Во имя Аллаhа, Милостивого, Милосердного!
Замечательный ответ ученого, стирающий разногласия между ашаритами и саляфитами, о снисхождении Аллаhа на ближнее небо в последнюю треть ночи...
Вопрос : Нисхождение Аллаха на небеса этой дунья (этого мира) – утверждено, однако, если в одной стране ночь, а в другой в это время день, то как Аллах нисходит в последнюю треть ночи? Как нам ответить на это, просьба разъяснить это?
Ответ : Это проблема лишь в твоем мышлении, поскольку ты уподобил Снисхождение Творца снисхождению творения. Однако убери уподобление – и разъяснится твоя проблема. Для разъяснения скажем: Всевышний Аллах снисходит так, как это уместно для Его Величия, в любом месте этого мира, когда приходит время последней трети ночи, поскольку это время Снисхождения Аллаха. И мы не лезем в ‘’кейфия’’ (то, какпроисходит это снисхождение) и проблема, упомянутая в вопросе, появилась от того, что спрашивающий уподобил снисхождение Творца снисхождению творения. Поэтому убери это уподобление, и исчезнет проблема и скажи: истинно, Всевышний Аллах снисходит, как пожелает, в любом месте мира, когда приходит последняя треть ночи таким Снисхождением, какое уместно для Его Величия. (Отвечал Шейх ‘Абдуль-Азиз ар-Роджихи).
Хадис
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) , что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «По истечении первой трети каждой ночи Благой и Всевышний Аллах нисходит* к нижнему небу и говорит, пока не займётся заря: "Я — Царь, Я — Царь, кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня [о чём-нибудь], чтобы Я даровал ему [это]? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?"» (Приводится в сборниках аль-Бухари и Муслима)
* Есть те, кто уподобляет Аллаха творениям и отрицают снисхождение (ан-нузуль), или дают различные толкования этому слову, однако наши праведные предшественники (саляф) безраздельно верили этому, считая, что не следует ни спрашивать «как», то есть отказываться от попыток истолкования их смысла, ни уподоблять Аллаха кому бы то ни было. Ахлю Сунна говорят что воистину, Его нисхождение, пречист Он – является таковым, как подобает Его величию, и оно непохоже на нисхождение творений. И Ахли Сунна утверждают для Аллаха это качество, и оставляют рассуждать о том, как это происходит (делают тафвид "кейфия"). И поэтому, когда спросил мужчина имама Малика – рахимахуЛлах, о том, как Аллах вознесся – он сказал: "Вознесение – известно, а "как" – неизвестно, и вопрос о нем – нововведение", и затем приказал имам Малик выгнать его из маджлиса. И Аллах, Велик Он, и Благороден, поведал нам, что Он снисходит, и не поведал нам о том, как Он это делает.
Затем, воистину, не делается аналогия между действиями Аллаха и действиями созданного. И если бы мы делали так, то были бы вынуждены отрицать от Аллаха множество Его Качеств. Например: как слышит Аллах голоса всех творений одновременно, ещё и при том что они говорят на разных языках, в разных местах, в разных странах? И как видит Аллах все творения, одновременно?!
И если бы мы попробовали дойти до этого разумом, рассуждая по аналогии с действиями творений, то это было бы невозможным! И, опираясь на это, обязательно проявлять адаб ко Всевышнему Аллаху, и оставленять подобные вопросы, указывающие на невежество о Сущности Аллаха, Его Качествах, Его Величии, и Его способности на всякую вещь, Пречист Он!
И Всевышний Аллах знает лучше.
"Нет ничего подобного Ему" (сура Совет, 11 аят).
Если мусульманин будет правильно понимать этот аят, у него никогда не возникнет вопрос: как? в отношении Аллаха.
сказал шейх Мухаммад Амин аш-Шанкыти: "Они сначала уподобили Аллаха творениям, а затем, испугавшись этого уподобления, начали отрицать Его качества"