Лучший способ получить Нобелевскую Премию Мира – это затеять какую-нибудь войну или поддержать тех, кто уже ведет войну
Те, кто владеет богатством целых народов, обычно всячески стараются продемонстрировать, что состояние их не настолько уж огромно, – и, в то же время, они акцентируют внимание на мнимую «мягкость» того социо-экономического порядка, которым они, собственно, и заправляют. С помощью целой армии законодателей и специалистов по формированию общественного мнения, правящая элита порождает нескончаемый поток символов, образов и нарративов, которые должны скрыть и легитимизировать сам факт эксплуатации одним процентом остальных 99 процентов населения.
Вероятно, вам покажется, что Нобелевская премия мира играет в данном случае второстепенную роль. Ведь если учитывать всю ту лавину пропаганды со стороны правящего класса, нацеленную на поддержание существующей системы, и всю ту идеологию, что нам скармливают, то Нобелевская премия мира, покажется всего лишь премией, – пусть и самой престижной, из разряда тех премий, с помощью которых обычно «умасливают» и без того значимые фигуры.
В октябре 2012-го года норвежский Нобелевский Комитет (членов которого назначает норвежский парламент) на полном серьезе присудил Нобелевскую премию мира Евросоюзу. Повторю еще раз: премию мира отдали Евросоюзу, в который входит 28 государств с общим населением около 500 миллионов человек. Евросоюз наградили за «вклад в продвижение мира, согласия, демократии и прав человека в Европе». Сама Норвегия не является членом Евросоюза – в свое время норвежцы благоразумно проголосовали против вхождения Норвегии в его состав.
И это несмотря на то, что Альфред Нобель четко и недвусмысленно изъявил в 1895 году свою волю: премией мира должны награждаться «личности, которые проделали наиболее существенную работу во имя братства между народами, упразднения или сокращения действующих армий и проведения конгрессов в поддержку мира». Евросоюз, во-первых, не является личностью; а, во-вторых, вовсе не проделал какой-либо существенной работы во имя упразднения или сокращения существующих армий и укрепления мира. Но если он вдруг покажется кому-то не заслуживающим премии мира, тогда на помощь сразу же приходит ВВС и прочие мейнстрим-медиа, которые ссылаются на «шестьдесят лет мира», «шесть десятков лет без войны» – что, якобы, и является достижением Евросоюза. На следующий день после вручения премии кто-то на ВВС даже заговорил о «семидесяти годах мира на европейском континенте». Но о чем они, собственно, говорят? Ведь Европейское Экономическое Сообщество было создано в 1958-м году, а Евросоюз под нынешним названием образован в 1993-м году – то есть, менее двадцати лет назад.
И Нобелевский Комитет, и получатель премии – Евросоюз, и наши медиа – все как один как бы забыли при этом о полномасштабной войне, которая велась в девяностых годах на европейском континенте против Югославии – страны социалистической демократии, обеспечивавшей большинству входивших в это государство народов достаточно высокий уровень жизни, о чем по сей день говорят многие жители этой страны.
Евросоюз не выступил тогда против этой агрессии. Мало того, ряд государств-членов ЕС, – в том числе, Франция и Германия, участвовали в войне на земле европейского континента, которую в основном проводили США. В 1999 году США и силы НАТО в течение 78 дней бомбили югославские заводы, электростанции, железные дороги, мосты, отели, жилые дома, школы и больницы, убив при этом тысячи гражданских лиц в ходе проведения этой гуманитарной операции. И эти военные действия велись на европейской земле.
Югославия была разрушена, как и ее уникальная система партисипативной демократии, система самоуправления и общественной собственности. На ее месте возникла группа правых мини-республик, в которых практически всё было приватизировано, дерегулировано, в результате чего масса населения просто обнищала. А тем временем богатые западные корпорации не плохо себя чувствуют там, где когда-то была эта страна.
А что же творилось за пределами Европы делали европейские государства? Страны Евросоюза послали свои войска в Афганистан, Ирак и Ливию. Они участвовали в целом ряде вооруженных конфликтов в Африке, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии – как правило, под чутким руководством американской военной машины.
Чего еще от них ожидать? На протяжении многих лет я не без некоторой иронии повторяю: лучший способ получить Нобелевскую Премию Мира – это затеять какую-нибудь войну или поддержать тех, кто уже ведет войну. Вы, вероятно, полагаете, что это преувеличение – но давайте просто вспомним некоторых лауреатов.
Начнем с лауреата премии мира 1931-го года: ее получил Николас Мюррей Батлер – президент Колумбийского университета. Во время Первой Мировой войны он прославился тем, что запрещал на факультете любую критику войны, которую вели тогда страны Антанты. Он приравнивал любые антивоенные сантименты к мятежу и предательству. Он заявлял, что «образованный пролетариат – это постоянный источник беспорядков и угроза нации». В 1920-х годах Батлер стал поклонником итальянского фашистского диктатора Бенито Муссолини. А вскоре он стал восхищаться стремительно милитаризирующейся нацистской Германией. В 1933-м году, – то есть через два года после получения премии мира, – Батлер пригласил после Германии в Колумбийский университет, чтобы тот выступил в защиту Адольфа Гитлера. Он отверг все протесты студентов против этого выступления, под предлогом того, что это, якобы, будет противоречить принципам академической свободы.
А теперь давайте перенесемся в 1973-й год, когда Нобелевскую Премию Мира получил один из наиболее одиозных военных преступников – Генри Киссинджер. В семидесятых годах он работал советником по Национальной Безопасности США и госсекретарем США – то есть, именно на нем лежит ответственность за бойню в Индокитае и кровавые интервенции США в Центральной Америке. С помощью ковровых бомбардировок и эскадронов смерти Киссинджер уничтожал всех, кто осмеливался тогда сопротивляться США. В своих речах и статьях он постоянно говорил о необходимости сохранения и поддержки американского военного и политического влияния по всему миру. Если и был кто-то менее достойный премии мира (исходя из завещания Альфреда Нобеля), то это был именно Генри Киссинджер. (В 2002-м году испанский судья Балтасар Гарсон заявил о намерении допросить бывшего госсесекретаря США Генри Киссинджера по делу о преступлениях, совершенных во время «Операции Кондор», когда этот нобелевский лауреат прославился словами: «если будете убивать, то делайте это быстро». Киссинджер немедленно покинул Францию, где находится в то время с визитом, и с тех пор не посещал с визитами страны Латинской Америки – прим.ред.).
Ну а в 1975-м году премию мира получает Андрей Сахаров – любимчик американской прессы, советский диссидент, который постоянно воспевал корпоративный капитализм. Андрей Сахаров яростно критиковал американское антивоенное движение за то, что оно выступало против войны во Вьетнаме. Он обвинял в гонке вооружений только Советский Союз, и при этом всячески поддерживал любые американские вооруженные интервенции в других странах, считая их «защитой демократии».
На Западе его чествуют, как «защитника прав человека» – однако Сахаров никогда ни единым словом не возразил против чудовищных нарушений этих самых прав человека, если их творили фашистские режимы, бывшие союзниками США или американская клиентела. Лауреат премии мира Сахаров не только не критиковал действия Пиночета в Чили или Сухарто в Индонезии – нет, он как раз лицемерно критиковал «пацифистов», выступавших против их зверств. Сахаров постоянно набрасывался с критикой на любого на Западе, кто осмеливался критиковать военные интервенции США.
Ну, и не будем забывать о Матери Терезе. Все западные масс-медиа считают эту вспыльчивую и раздражительную леди святой женщиной, которая пошла на самопожертвование. Хотя, в сущности, это была скупая фанатичная реакционерка, которая с радостью приветствовала любые нападки на теологию освобождения и прочие прогрессивные движения в католической церкви. Все ее «больницы» и «клиники» были помещениями, где больных просто складировали на койках, оставляя умирать – причем часто их заболевания были излечимы, но они не получали никакого лечения, а просто лежали до тех пор, пока не умирали.
Именно Мать Тереза развернула массовую кампанию против внедрения методов контроля над рождаемостью, разводов и абортов. Она весьма тесно сотрудничала со многими богатыми реакционерами, но ее образ настолько раздули масс-медиа, представив ее героиней, снизошедшей к нам прямо с небес, что ребята из Нобелевского Комитета в Осло просто вынуждены были выдать ей свою награду.
А потом был Далай Лама, награжденный премией мира в 1989-м году. Многие годы Далай Лама числился в зарплатной ведомости ЦРУ – то есть, он был сотрудником организации, совершавшей убийства восставших рабочих, крестьян, студентов и многих других людей по всему миру. Его старший брат играл активную роль в группе, которая прикрывала деятельность ЦРУ. Другой брат Далай-Ламы организовывал разведывательную операцию совместно с ЦРУ, в ходе которой тренированные тем же ЦРУ повстанцы были заброшены в Тибет для организации там восстания. И ведь Далай-Лама вовсе не был пацифистом. Он поддержал интервенцию США НАТО в Афганистане – также, как и бомбежки Югославии.
Что же касается многолетней бойни, организованной США в Ираке, Далай-Лама высказался о ней весьма неопределенно: «еще слишком рано говорить, хорошо это или плохо» – заявил он в 2005-м году. Что же касается насилия, осуществляемого членами его буддистской секты против членов конкурирующих буддистских течений, он говорил по этому поводу: «если целью является добро, то и методы ее достижения являются дозволеными, даже если они насильственные». Что ни говори, а это слова настоящего лауреата премии мира!
А в 2009-м году, уже занимаясь самопародией, ребята из Осло дали Нобелевскую Премию мира президенту Бараку Обаме, который на тот момент одобрил рекордное увеличение расходов на вооружение – и, как президент США, вел сразу три-четыре войны, не считая мелких военных операций. Прошло несколько лет, и к этим войнам были добавлены войны в Йемене, западном Пакистане, Ливии и Сирии (на очереди – Иран). Нобелевский лауреат премии мира Барак Обама охотился и убил Осаму Бен Ладена, обвинив последнего (без каких-либо доказательств) в тайном руководстве атак на ВТЦ и Пентагон, совершенных 11-го сентября.
Не сложно было заметить, что Обама был тогда несколько удивлен – и даже, я бы сказал, озадачен этой наградой. Молодой «командующий беспилотниками» как раз пытался показать тогда, что он крутой вояка. Он то отдавал честь завернутым в национальный флаг гробам, то организовывал атаки в разных частях мира, активно применяя насилие. Само собой – он как никто другой был достоин Нобелевской Премии Мира.
Не сложно найти в списках лауреатов других «мирных» «ястребов войны». Но я, конечно же, не намерен критиковать каждый отдельный случай вручения премии мира. Ведь не сложно вспомнить и несколько лауреатов, которых можно считать достойными премии мира: Мартин Лютер Кинг, Лайнус Полинг, Нельсон Мандела, Даг Хаммаршёльд.
Но стоит, все же вернуться к Евросоюзу. Является ли ЕС подходящей кандидатурой на премию мира? Дженифер Бруз, художница из Ванкувера, замечательно сказала по этому поводу:
«Нобелевская Премия Мира для Евросоюза? Этот жест выглядит как громкое и очень своевременное одобрение мер экономии, которые сейчас по живому режут людей. Сначала корпорации для них - люди (имеется в виду право корпораций выступать в суде в качестве физического лица – прим. пер.). Потом деньги равняются свободе слова. А сейчас – организация, которая фактически лишает государства суверенитета ради блага интересов правящих классов, – вдруг получает премию мира. Если бы Евросоюз был человеком, то его следовало бы, наоборот, судить за навязывание политики, которая напрямую ведет к насильственному удушению мирных протестов, к нищете и смерти рядовых граждан».
В общем, Нобелевская Премия Мира зачастую не имеет никакого отношения к миру. Наоборот, она чаще всего связана с войной. Под «миром» здесь понимается то, что считают таковым империалисты. И по этой причине нам не стоит присоединяться к восторженным овациям по поводу вручения данной премии.