Среда обитания

Обворованный хадж

Организация паломничества к святым местам превращается в обычный криминальный бизнес

 

Обворованный хадж

 

Очередная волна скандалов и разбирательств обрушилась на российских мусульман в самый трепетный и волнующий для них период – сезон приближения очередного хаджа.

Но совершения паломничества остались считанные дни, а количество верующих, обманутых подставными фирмами, растет. Удивительным образом одна из самых сакральных сфер религиозной жизни мусульманина стремительно обрастает криминалом регионального и федерального уровней.

Общения и практика

Жительница столицы Дагестана Зульпат Нурмагомедова в течение всего года готовилась к исполнению одного из обязательных столпов ислама – паломничеству в Саудовскую Аравию, но 20 октября стало известно, что ее мечты так и не сбудутся.

«Представители турфирмы «Замзам», куда чуть ли не год назад я отдала 105 тыс. рублей для поездки на хадж, в последний месяц все время кормили нас обещаниями, что группа вот-вот вылетит в Иорданию, откуда мы и должны были выехать в Саудовскую Аравию на автобусах.

Но вчера мне позвонили и сообщили, что поездка отменяется, – с грустью рассказывает женщина. – Никто ничего не объяснял, просто поставили перед фактом, неизвестно также, когда вернут деньги. Схожая судьба постигла и более моих 10 знакомых».

Женщина сообщила, что посетила представительство организации, но увиденное ее еще больше разочаровало: «Я знала, что турфирма расположена по улице Дахадаева 87. Поехала туда, долго не могла найти представительство, потом кто-то завел меня в подвальное помещение, где посреди пустой комнаты стоял стол, стул и один компьютер.

И больше ничего. Тут же бегал молодой парень, который заявил, что ничего о паломничестве не знает».

Уныние царит и в семье другой махачкалинки Патимат Курамагомедовой. «В июне внесла в кассу турфирмы «Кавказ», которой руководит Магомед Башаров 95 тыс. рублей – объясняет Курамагомедова. – До Мекки должны были добраться через Иорданию.

С начала октября постоянно звонила в организацию, на другом конце отвечали, что вылетаем чуть ли не сию минуту. Сидим как на гвоздях. В последний раз представитель турфирмы заявил, что точно вылетаем 15 октября.

Радостные сборы и радостные ожидания, но 3 дня назад позвонила некая Марьям, она сообщила, что с хаджем ничего не получается, так как часть квот из 500 выделенных для турфирмы якобы забрал президент Дагестана Магомедсалам Магомедов.

«Идите, разбирайтесь с главой республики и руководством Духовного управления мусульман Дагестана», – порекомендовала Марьям. Естественно, никуда мы не пошли, хорошо хоть деньги сразу вернули, руководитель турфирмы долго извинялся перед нами, но факт, что первый в жизни хадж группы в составе 10 человек сорвался».

Схожие истории в Дагестане сегодня может рассказать чуть не каждый третий паломник, который не смог совершить хадж, по мнению экспертов, подобные казусы стали возможны из-за желания определенных нечистоплотных лиц заработать сразу и без особых усилий огромные деньги и отсутствия прозрачности, реальной конкуренции в процессе организации паломничества в Саудовскую Аравию.

«Теневая» статистика

В каждый год в Москве и Махачкале собираются чиновники, чтобы обсудить итоги прошедшего хаджа и сформировать предложения по более четкой организации предстоящего паломничества, но воз, как говорится и ныне там.

«Процесс организации хаджа должен стать максимально открытым, – рассказывал в свое время автору материала бывший сотрудник Духовного управления мусульман Дагестана, религиозный активист Ильяс Ильясов.

- В Египте, других мусульманских странах, например, каждый паломник четко знает, куда идут его деньги. У нас этого нет. И до хаджа, и после него туроператоры обязаны отчитываться, в том числе и по линии СМИ, по каждой копейке.

Также непонятно по каким принципам подбираются руководители групп. Подавляющее большинство из них – аварцы, многие из них не знают русского языка, а ведь на хадж едут не только аварцы. Бывает ситуация, что какой-нибудь старик-кумык, который понимает лишь родной язык, в растерянности не знает, как совершить хадж, и никто не может оказать ему должную помощь».

Ильясов считает, что местные туропературы явно завышают расценки хаджа: «На хадж из Дагестана в среднем ездят 10-12 тыс. человек. Саудовская Аравия за собственный сервис, куда входит организация палаточных городков, очистка улиц и так далее, из года в год берет с паломников 160 $.

Стоимость авиабилета с учетом даже инфляции может равняться, допустим, 700 $. Гостиничный сервис в среднем обойдется паломникам около 500 $. Нужно понимать, что до сей поры дагестанские турфирмы обычно выбирали самые дешевые гостиницы, которые расположены в десятках километрах от Заповедной мечети Мекки, куда можно устроиться и за 100 $.

Есть мнение, что хозяева некоторых гостиниц предоставляют услуги бесплатно. Получается, что поездка по святым местам должна обойтись максимум в 1500 $, а с земляков в среднем требуют 4000 $. Чистый доход – десятки миллионов долларов.

Дагестанцев обирали и обирают средь бела дня. Почему молчит правительство, прочие контролирующие инстанции? Все они, по-моему, получают свою долю, другой причины для молчания лично я не вижу.

Кроме того, к рынку оказания услуг по хаджу действительно должны быть допущены любые турфирмы, пусть паломник сам выбирает, что ему по душе, а нынешние туроператоры – одно детище, подконтрольное Духовному управлению мусульман Дагестана».

Трудно судить насколько прав Ильясов, но факт, что в 2012 году один мой знакомый собственным ходом совершил малый хадж (умру) за 50 тыс. рублей при расценках у туроператоров 120 тыс. и выше рублей. Ради справедливости следует отметить, что хадж стремительно коммерциализируется по всей России.

Официальное духовенство повсеместно почувствовало вкус больших денег, поэтому руководители муфтиятов яростно борются за квоты даже при отсутствии должного числа паломников, нередко дело доходит до публичных взаимных упреков и даже преступлений.

Еще в 2010 году руководитель дагестанской турфирмы «Джага» Юкридин Салимханов заявил, что России тогда было выделено 24 тысячи мест, а «в Саудовскую Аравию выехало значительно меньшее количество людей.

Почему-то Совет по делам хаджа России Дагестану выделил всего 6 тысяч мест, хотя все знали и знают, что более 80% паломников – выходцы из нашей республики. Пришлось землякам для оформления документации выезжать за пределы республики и покупать в других муфтиятах их квоты».

Претензии паломников

В начале 2012 года претензии иного характера выказал председатель Духовного управления мусульман Пермского края Мухамедгали Хузин: «Огромной бедой становится и проблемой организация хаджа в Саудовскую Аравию, в Мекку, в Медину мусульман внутренней России.

Это пространство практически занято деятелями, ну они святые видимо. Нам шесть мест не дали, а 12,5 тыс. уезжают из Дагестана, мы понимаем с какими целями: торгово-экономические отношения».

Нынешним летом большой скандал из-за передела рынка хадж-услуг разгорелся в Татарстане. Тогда муфтий республики Илдус Файзов отстранил от организации паломничества прежнего туроператора «Идель хадж» и создал свою.

Основанием для такого шага со слов соратников Файзова послужило то, что «Идель хадж» не гарантировал «духовную безопасность паломников за границей от вредных ваххабитских влияний».

Но рядовые мусульмане Татарстана придерживаются другого мнения. В открытом письме Файзову 17 июня они писали: «Мы никогда не поедем в хадж с Вами, потому что Вам нельзя доверять! Вы, открывая свою компанию, заявляли, что Ваша цель сделать хадж для татарстанцев дешевле.

Вы даже говорили, что цена будет ниже на 30% . Но делаете-то Вы все наоборот!!! Теперь, чтобы поехать в Хадж мы должны заплатить в Ваш «ДУМ РТ Хадж», как минимум на 30% дороже, чем раньше. Вы заявляли, что будто бы рынок хаджа в Татарстане монополизирован, а сами, на наш взгляд, административной властью устраняете конкурентов.

Почему мы должны платить вам по 122 тысячи за путевку и при этом жить так далеко от мечети Аль-Харам? У Вас нет паломников. У Вас недостаточно специалистов в этом деле, нет опыта! Вам никто не верит! Как мы можем ехать с Вами заграницу, если директор Вашей новой компании сам ни разу не совершал Хадж? Он не знает арабского языка».

В Дагестане пока никто никому открытых писем не писал, хотя проблемы всех российских паломников, по сути, идентичны.

Необходимо также отметить, что кроме официальных туроператоров организацией паломничества в северокавказской республике на свой страх и риск с давних пор занимаются частные лица и турфирмы, которые не включены в список организаторов хаджа, а подобные списки обычно формирует хадж-миссия России по согласования с духовными управлениями на местах.

Схема проста: бизнесмены предлагают свои услуги всем и каждому, будущие паломники доверяют им свои деньги, затем уже бизнесмены связываются с российскими муфтиятами в надежде выкупить их квоты, чтобы перепродать с немалой выгодой для себя.

При позитивном исходе хадж совершается, но нередко история завершается весьма плачевно.

«Я в 2011 году свои и матери деньги доверил некой Хабизат, она, как организатор хаджа, известная женщина в республике, – рассказывает житель Махачкалы Герай Аминов. – Паломничество не состоялось, теперь бегаю за своими деньгами, пока никаких просветов не видно: то ее нет дома, совсем недавно стало известно, что Хабизат выехала на хадж с новой группой паломников».

Собеседник также рассказал, что деньги другим паломникам в сумме около 8 млн. должен и некий Мураддис. Чтобы исключить подобные инциденты эксперты предлагают ряд мер.

«К организации паломничества надо допускать всех желающих, – считает специалист по туризму Арсен Хайбулаев. – Должны быть подписаны стандартные договора с указанием ответственности сторон, чего не делается сейчас.

Бухгалтерия обязана быть прозрачной, чтобы каждый паломник знал, куда тратится каждая его копейка. Также надо создавать условия, чтобы любой человек мог своим ходом добираться до святых мест, сегодня же, например, вопросами визы занимаются исключительно духовные управления, которые заинтересованы в том, что ни один человек не ушел в сторону.

Тогда процесс организации хаджа войдет в более-менее цивилизованное русло, но боюсь, что лобби слишком сильно, поэтому в ближайшие десятилетия вряд ли следует ожидать позитивных перемен».

Автор: Ахмеднаби Ахмеднабиев
подписаться на канал
Комментарии 0