«Нобелевская премия мира за 2012 год присуждена Евросоюзу за вклад в укрепление мира и демократии в Европе» – сообщают мировые СМИ.
«Премия присуждается за работу по объединению Европы и превращению её из "континента войны в континент мира", сообщил на церемонии в Осло председатель Нобелевской премии мира бывший премьер-министр Норвегии Турбъерн Ягланд. Он является также генеральным секретарем Совета Европы» - иначе говоря, наградил сам себя, хоть и чуть с запозданием…
Чем же у Генсека самонаграждённой структуры она вызывает такой восторг? Он сам объясняет: «ЕС и его предшественники более шести десятков лет вносили свой вклад в укрепление мира, демократии и прав человека в Европе». Пример Франции и Германии, по его словам, продемонстрировал, как взаимное доверие и совместные усилия помогают историческим врагам становиться близкими партнёрами.
С этим нельзя не согласиться и нельзя не оценить по самым высшим критериям. Здесь – очевидная заслуга перед народами Европы и добрый пример народам иных континентов.
Но удержаться на таком высоком уровне ни Нобелевскому комитету, ни Турбъерну Ягланду всё же не удалось.
Он позволил себе лишь такое замечание о «трудностях»: «ЕС испытывает серьёзные экономические сложности, здесь происходят значительные социальные волнения. Но норвежский Нобелевский комитет хотел бы сосредоточиться на том, что, на его взгляд, является наиболее важным результатом для ЕС: успешная борьба за примирение и объединение, а также за демократию и права человека».
Но не забудем, что наряду с успехами, ЕС имел и неудачи и даже преступления против человечества и человечности. Начну список новейших деяний, память о которых свежа (этот список многие могут продолжить): бомбардировки Белграда и развал Югославии с неимоверными кровопролитиями и угнетением «нежеланных» народов – это не ЕС? «Гуманитарные бомбардировки» и разгром государственности Ливии с измывательством над её лидером Каддафи – это не ЕС? Борьба против цыган, запрет на исламские одежды женщин во Франции – это не ЕС?..
В итоге – как оценить новое решение Нобелевского комитета? Уж точно – неоднозначно. И очевидно – что тревожно. Ибо при всех успехах поствоенного миротворчества предшествующего поколения политиков Европы, нынешнее поколение изменило базовым принципам христианской Европы и становится угрозой традиционному человечеству.