С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир последнему пророку, Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
Поистине, Всевышний Аллах создал нас для того, чтобы мы поклонялись Ему. В Священном Коране Он сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».[1] И нет сомнений в том, что покорные рабы Аллаха должны поклоняться Всевышнему в любое время и где бы они ни находились. Однако есть периоды времени и места, которые Господь особенно выделил для выполнения тех или иных видов поклонения, дабы верующие ещё больше смогли усердствовать в надежде на получения довольства и награды Аллаха.
Среди таких периодов времени, которые были выделены Всевышним Аллахом – первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. На достоинство и величие этих дней указывают Священный Коран и Пречистая Сунна.
Во-первых, Всевышний Аллах поклялся этими днями в Своей Священной Книге: «Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами!».[2] То есть, Аллах поклялся первыми десятью днями месяца Зуль-Хиджа, как об этом сказали многие учёные из числа ранних и поздних поколений, такие как Ибн Аббас, Ибн Аз-Зубайр, Муджахид, Ибн Касир, Ибн Аль-Кайим.[3]
Во-вторых, совершаемые благодеяния в эти дни считаются лучшими, чем джихад на пути Аллаха, как об этом передаётся в хадисе со слов Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Аллах любит благодеяния, которые были совершены в эти десять дней больше, чем дела, совершённые в другие дни”. Тогда люди спросили: “О посланник Аллаха, даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха?” Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “Даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха, за исключением того человека, который, выйдя на пути Аллаха, пожертвовал самим собой и своим имуществом”.[4]
В-третьих, первые десять дней месяца Зуль-Хиджа велики перед Аллахом, и Всевышний больше всего любит те благодеяния, которые были совершены в них. Передаётся от Абдуллы Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет дней, более великих перед Аллахом чем эти десять дней, и нет дней, в которых совершенные дела были бы более любимыми Им, чем эти десять дней. Так чаще произносите в них слова тахлиля (”Ля иляха илля-Ллах”), такбира (”Аллаху Акбар”) и тахмида (“Аль-хамду ли-Ллях”)”».[5]
В-четвёртых, первые дни месяца Зуль-Хиджа лучше, чем последние дни месяца Рамадан. Ибн Аль-Кайим (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Последние десять ночей месяца Рамадан лучше, чем первые десять ночей месяца Зуль-Хиджа, а что касается первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа, то они лучше, чем последние десять дней месяца Рамадан. Тем самым устраняется неясность. Последние ночи Рамадана имеют предпочтение, так как среди них есть ночь предопределения. Достоинство же первых десяти дней Зуль-Хиджи заключается в том, что среди них есть значимые дни, такие как день жертвоприношения, день Арафата, день Тарвии».[6]
В-пятых, среди первых десяти дней есть два самых лучших дня в году – это день жертвоприношения (Курбан-байрам, 10-е число месяца Зуль-Хиджа), и день Арафата (9-е число месяца Зуль-Хиджа). Что касается дня жертвоприношения, то по этому поводу приводится хадис от Абдуллы ибн Курт Ас-Сумали Аль-Азди (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самыми великими днями перед Всевышним Аллахом являются день жертвоприношения и день Аль-Карр».[7] День Аль-Карр – это одиннадцатый день Зуль-Хиджи, с арабского языка дословно переводится, как «пребывание, поселение», так как паломники пребывают и поселяются в долине Мина, завершив практически все обряды хаджа (тауаф аль-ифада (семикратный обход вокруг Каабы для хаджа), жертвоприношение).
Что касается достоинства дня Арафата, то по этому поводу передаётся хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет дня, в котором Аллах больше всего освобождал бы своего раба от огня, чем в день Арафата. Поистине, Аллах (Свят Он и Велик) приближается (к Своим рабам), а затем гордится ими перед ангелами. И спрашивает: “Чего они хотят?”».[8]
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал также: «Лучшей ду’а (мольбой) является та, которая была совершена в день Арафата».[9]
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я надеюсь, что Аллах, благодаря посту в день Арафата, простит прегрешения за прошлый год и за будущий…».[10] Пост в день Арафата является желательным в отношение тех, кто не совершает хадж, что же касается паломника, то он не постится в этот день, дабы были у него силы для ду’а (мольбы) и поминания Аллаха, тем самым следуя за посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), так как он не постился на Арафате.
Что же касается пятницы, о которой пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал следующее: «Лучшим днём, в котором взошло солнце, является пятница…»[11], то Ибн Аль-Кайим (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал по этому поводу: «Правильным мнением является то, что пятница – это лучший день недели, а день Арафата и день жертвоприношения – это лучшие дни года. То же самое можно сказать в отношении ночи Предопределения и ночи на пятницу…».[12]А именно, ночь Предопределения – это лучшая ночь в году, а ночь на пятницу – это лучшая ночь в неделе.
Далее Ибн Аль-Кайим (да одарит его Аллах Своей милостью) привёл достоверное мнение в отношении того, что днём великого хаджа является день жертвоприношения, ссылаясь на хадис, который указывает именно на это. Кроме того, нет ничего, что противоречило бы этому мнению. Всевышний Аллах сказал: «В день великого паломничества Аллах и Его Посланник объявят людям о том, что Аллах и Его Посланник отрекаются от многобожников».[13] В обоих сборниках достоверных хадисов (Аль-Бухари и Муслима) приводится хадис, что Абу Бакр и Али объявили об этом именно в день жертвоприношения, а не в день Арафата.[14]
Также в другом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «День великого хаджа – это день жертвоприношения».[15]
Ибн Аль-Кайим (да одарит его Аллах Своей милостью) также сказал: «День Арафата предшествует дню жертвоприношения, и в нём совершаются такие дела, как стояние в долине Арафат, мольба, покаяние, молитвы и прошение о прощении грехов. Затем следует день жертвоприношения, день делегаций и визитов. Не зря тауаф (семикратный обход вокруг Каабы) в этот день назван, тауаф аз-зийяра, то есть “тауаф-посещение”, так как паломники после того, как очистились от грехов в день Арафата, их Господь позволил им в день жертвоприношения посетить Его (Свят Он и Велик) и войти в Его Дом».[16]