В конституционной комиссии Учредительного собрания при разработке конституции в воскресенье 23.09.2012г. снова разгорелись жаркие споры вокруг второй статьи конституции, а именно некоторые возлагают на аль-Азхар ответственность за существующее разногласие вокруг интерпретации выражения «принципы Шариата». По одному мнению речь идет о положениях, где присутствует категоричность в происхождении и указании самого текста в Шариате, в отличие от мнения, что говоря о принципах, непосредственно подразумевается сам Шариат.
Заседание Учредительного собрания по разработке конституции проходило в среду 18.09.2012г., которое так же стало свидетелем споров вокруг интерпретации вопроса обращения к исламскому законодательству в новой конституции. Некоторые члены комиссии выдвинули предложение вернуться к конституции от 1971 года или к 1980, чтобы заимствовать оттуда пояснение значения текста, гласящего об обращении к исламскому законодательству и его принципам. Ранее на пленарном заседании комиссии аль-Азхар отказался быть инстанцией обращения по этому поводу, этому же предшествовало снова-таки согласие на эту роль аль-Азхара, когда он находился внутри данной комиссии.
- Не имеет значения, говорит ли вторая статья о принципах или о законах Шариата;
- Не имеет значения, объясняется ли слово «принципы» как сам Шариат, или только однозначные вещи в нем;
- Без разницы послужит ли аль-Азхар источником толкования значения выражения «обращения к Шариату» или примут во внимание конституцию от 71 года;
Все эти споры доказывают, что, вне всякого сомнения, конституция, которая в настоящее время разрабатывается, не может ни при каких обстоятельствах считаться исламской, выведенной из мировоззрения этой Уммы. Причина в том, что вторая статья предусматривает наличие иных источников законодательства, нежели исламские, тем самым утверждается соучастие наряду с Всевышним Аллахом чего-либо в правлении. В свою очередь это неприемлемо перед Всевышним Аллахом и мусульманин не имеет право соглашаться с подобным. Ведь Всевышний Аллах говорит:
«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах? Если бы не решающее Слово, то их спор был бы уже решен. Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания» (42:21).
К тому же первая статья гласит о том, что система правления в Египте является республиканской, тогда как системой правления в Исламе считается Халифат. Пятая статья устанавливает народ источником власти, в число которых входит и законодательная, тогда как роль законодателя в Исламе отведена только Аллаху.
Мы говорим со всей уверенностью, что человечество не имеет право и место устанавливать законы, регулирующие отношения между людьми. Все люди ограничены рамками законов Шариата. Всевышний Аллах говорит:
«Решение принимает только Аллах» (12:40).
«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах» (5:49).
По этой причине конституция должна брать свое начало из Книги Аллаха и Сунны его Посланника, а так же опираться на то, на что указали эти два источника – Иджма сподвижников и шариатский Кыяс. Нет места мнению людей в конституции, ни большинству, ни меньшинству.
Известно, что подавляющее большинство египтян являются мусульманами, они составляют 90% населения. Так же известно, что в Египте правил Ислам, и эта страна считалась одной из матерей мусульманских государств. Поэтому конституция, которой должно руководствоваться население Египта обязана быть исламской, выведенной из исламского мировоззрения, из того, во что верит этот народ. Недопустимо руководствоваться чем-либо иным, более того, вплоть до государственных аппаратов все должно соответствовать и исходить из мировоззрения этого народа.