На саммите «восьмерки» в Довиле и президент США Обама, и британский премьер Кэмерон, и президент Франции Саркози просили коллегу Медведева взять на себя на ливийском направлении посредническую миссию. А что из этого следует?
Вернемся на несколько недель назад. Мягко говоря, эксцентричный Каддафи бросает против восставших сограждан армию. Этим обескуражены все приличные люди. Естественно, возникает желание этот ужас остановить. Как это сделать? Отказать Каддафи в поставках нового оружия? Конечно, да!
Россия поддержала первую резолюцию Совбеза ООН. Но когда дело дошло до введения над Ливией бесполетной зоны, возникли и дополнительные соображения. Наложить на такое предложение вето — значило отказать восставшим ливийцам в праве на жизнь. Проголосовать за такую резолюцию — значило согласиться с любыми возможными следствиями.
К сожалению, и в случае с Ливией Запад пошёл по югославско-иракскому шаблону: вместо того чтобы перехватывать самолеты в воздухе, стали сразу наносить удары и по земле. А по закону подлости, какая-нибудь ракета всегда попадет не в бункер ПВО, а в соседний детский садик и тому подобное.
Не воздержись тогда Москва, и сегодня у России были бы отношения только с восставшими в Бенгази. И уже не оставалось бы рычагов влияния на Триполи: не на Каддафи, от чьей легитимности уже ничего не осталось, но на его окружение. А оно, окружение, хочет жить. То есть, еще раз: у Америки, Британии и Франции выхода на элиты в Триполи больше нет. А у России в Триполи — целое посольство.
И из всей «восьмерки» только Россия может теперь уговорить Каддафи уйти по-хорошему, а также гарантировать и единство Ливии, и дальнейшее пребывание там российских компаний. А это — сотни и сотни рабочих мест для самих россиян. Похоже, иногда стоит сначала воздержаться.