Общество

Дагестанская умма искала "яблоко раздора"

В Дагестане одной из самых обсуждаемых тем последнего времени стал вопрос, связанный с началом диалога между представителями двух конфликтующих религиозных течений ислама. С одной стороны – это представители так называемого официального ислама, апеллирующие к суфизму, а с другой – люди, относящие себя к салафитам. Общественность, привыкшая на протяжении последних 10-15 лет ассоциировать приверженцев салафитского течения с чем-то негативным, с волнением наблюдает за тем, чем закончится этот "диалог".

За последнее время в республике было совершено большое количество терактов, проведено множество спецопераций, результатом чего стали жертвы среди "лесных", правоохранителей и мирных. Все негативные события в республике связывают с наличием некой деструктивной силы под названием "ваххабизм", автоматически приравнивая всех приверженцев этого течения к боевикам, которые прикрывают свою противозаконную деятельность исламом, а вернее одним из его течений.

Общество эту мысль подхватило, а как же иначе: ведь представители дагестанского духовного управления всячески подчеркивали, что салафиты-ваххабиты – это зло, с которым нужно бороться. На этом фоне в начале 2000-х был принят и знаменитый закон о запрете ваххабизма.

Чиновники, не стараясь вникнуть в суть проблемы, говорили о том, что нужно идеологически бороться с радикализацией молодежи. В своих многочисленных отчетах и докладах, похожих один на другой, они с одной стороны признавали, что основной причиной протестных настроений среди молодежи является наличие социальных проблем и коррупции, а с другой, как обычно, не предлагали действенных мер и путей их решения.

В последнее время, когда проблема ухода молодежи "в леса" приобрела более острый характер, не чиновники, а общественность стала бить тревогу и искать пути выхода из сложившейся ситуации. Прежде всего, общество поняло банальную истину – силовым методом проблемы не решить: насилие порождает насилие.

Как рассказал IslamNews Сулайман Уладиев, сопредседатель общественной организации "Территория мира и согласия", в первый раз в Дагестане за стол переговоров сели представители разных течений ислама. Главная цель прошедшего накануне в Махачкале круглого стола – попытаться остановить противостояние: "Идея начать переговоры между представителями различных течений в исламе в Дагестане поднималась не раз, но до начала диалога дело не доходило. Среди участников круглого стола – представители традиционалистской организации "Ахлю Сунна валь джамаа", имам центральной мечети Махачкалы, ректор института теологии, известные религиозные и общественные деятели, юристы, правозащитники. К сожалению, не было муфтия Дагестана, но присутствовали все его заместители".

На круглом столе отмечалось, что представители леса или "третья провоцирующая сторона", о наличии которой говорили эксперты и наблюдатели, стараются использовать религиозные установки, чтобы оправдать и, более того, обосновать преступления.

По словам имама селения Каякент Каякентского района Дагестана Камиля Султанахмедова, представителя "Ахлю Сунна валь джамаа", программой круглого стола, как минимум, должно стать мирное сосуществование. По его мнению, непрекращающийся конфликт связан с не только с проблемой фанатизма и сектантства, но и с конъюнктурностью, когда "многие люди подстраивают религию под свое мнение, в то время как нужно делать с точностью до наоборот". "Если сегодня мы не готовы объединиться, то хотя бы надо оставить то, что нас разъединяет", – отметил религиозный деятель.

Имам центральной мечети Махачкалы Мухаммадрасул Саадуев сослался на невежество значительной части молодежи. По его словам, это еще один фактор, который отрицательно сказывается на отношениях внутри дагестанского сообщества. Также он отметил отсутствие идеологической составляющей. "Сегодня мы часто слышим, что государство у нас светское, вузы тоже. Вы только представьте – в наше время во многих дагестанских вузах нет молельной комнаты. В вузах сидят скрытые и явные исламофобы, которые считают, что ислам – это вред для Дагестана. Так мы только будем провоцировать молодежь, толкая ее к краю", – заявил Саадуев.

Другой представитель салафитов – Аббас Кебедов в свою очередь отметил, что сами мусульмане разъединили свою веру и теперь то, что должно было объединять, стало яблоком раздора.

А известный в республике поэт Адало Алиев фактически обвинил в конфликте некоторых чиновников как регионального, так и федерального уровня, назвав их "кукловодами". В качестве одной из мер решения проблемы Алиев предложил отменить не имеющий мировых аналогов закон о ваххабизме.

По итогам мероприятия была принята резолюция, в которой, в частности, говорится, что присутствующие осознают, что "единственной возможной формой восстановления на дагестанской земле спокойной жизни и благополучия населения является укрепление единства дагестанских народов, налаживание диалога конструктивных сил гражданского общества, прекращение насилия во внутрирелигиозных спорах, строгое соблюдения закона и защита прав и интересов граждан, независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания".

Автор: Амина Магомедова
подписаться на канал
Комментарии 0