Просвещение

Почему от нас люди бегут, не хотят с нами рядом жить, против мечетей протестуют?

Около двух тысяч жителей московского района Митино собрались в среду вечером на акцию против строительства исламского гуманитарного центра и мечети при нем. Однако ничего такого официально, в бумагах, не было. Власти только обещали выделить землю. А потом как хозяева своего слова – хочу дал, хочу забрал - передумали. «В связи с возражениями части жителей района Митино».

Это схема стара как мир. Отказать в праве на строительство мечети на законных основаниях нельзя. Есть же Конституция, закон о религии, принцип свободы вероисповедания и проч. Но если очень хочется, т.е. если люди выходят на улицу протестовать, то можно. «Ну что тут поделаешь, - говорят местные власти, - мы хотели, чтоб мечеть была, мусульмане же имеют право, как и остальные на культовые заведения, но люди против. Они не против мечети и мусульман как таковых,  просто место и вправду какое-то неподходящее. Будем искать другое».

И опять процесс заявок-согласований затягивается на годы. Как говорится в таком случае, и волки сыты, и овцы целы, т.е. и жители довольны, и мусульманам вроде как не отказали, и, самое главное, все по закону. Все шито крыто.

Тоже самое было несколько лет назад с выделенным местом под мечеть в московских Текстилях. Эта же схема реализовывалась и во многих других городах.

С другой стороны, что никакой мечети в Митино не будет, что все это чей-то пиар было ясно с самого начала. Подумать только: мало кому известная организация вдруг получает в столице место под 13-этажный исламский центр с мечетью. Это, скорее,  походило на какой-то рекламно-политический финт, чем на религиозную деятельность. Так что раздраженные митинцы могли на митинг и не выходить. Но у страха глаза велики.

Мне лично все равно, какая из исламских организаций получит (если когда-нибудь получит) право на строительство новой мечети в Москве.  В конце концов, мечеть строится на десятки и сотни лет и предназначена она для тысяч обычных мусульман. На фоне этого любые вопросы снимаются. Мечеть – это всегда благо для мусульман.

Но легко  не будет. Из истории мы знаем, что в Москве только одна (!) мечеть, на Поклонной горе, была построена полностью в соответствии со всеми требованиями. И то были возражения в Мосгордуме. Все остальные мечети были признаны официально пост-фактум. Две – Соборная и Историческая – еще до революции, в Отрадном – в 90-е. Строились же они, скажем так, на полулегальной основе. Вроде как все было разрешено и согласовано, а вроде и нет. Это с какой стороны посмотреть: закон, что дышло…

Нам всем, мусульманам, обществу, властям, надо искать какой-то компромисс, брать на себя какие-то обязательства. Без работы над собой, без взаимных уступок и желания понять, ничего не получится.

Да, мы, мусульмане, имеем право на мечети, имеем все законные основания молиться в нормальных условиях, а не в луже и не в снегу. Мы не должны и не хотим перекрывать дороги из-за намазов, создавать кому-то проблемы и кого-то пугать числом приходящих на праздничный намаз. Это естественное, нормальное и неотъемлемое право.

С другой стороны, не всегда в основе протестов и нежелания строительства мечетей лежит ксенофобия, исламофобия и др. Просто жители районов, в которых планируются строительстве мечетей, тоже имеют свои права. Они не хотят, чтобы под их окнами разбивали лагерь лица без определенного места жительства и занятий, чтобы горами нарастал и не убирался за собой мусор, был шум и гам, чтобы в антисанитарных условиях велась купля-продажа сим-карт и дынь, готовка, кормление грудных детей. Никто не хочет оказаться, мягко говоря, в очень некомфортных условиях для жизни для себя и своих детей.

К сожалению, в Москве и в некоторых других городах мечети зачастую начинают производить впечатления кишлаков (в самом негативном смысле этого слова) на выезде. И у меня, и, знаю, у многих братьев и сестер сердце обливается кровью, когда я вижу, что происходит: грязь, несанкционированная торговля прям на тротуарах и проезжей части, рост мелкого криминала (да, в наших мечетях воруют!), туалеты в ужасающем состоянии и проч. Положа руку на сердце, некоторые из них признавались, что и сами не хотели бы жить рядом с такой мечетью.

Не раз встречал у многих братьев и сестер подобные настроения. Они так и говорят, что лишний раз, за исключением того, что обязательно, во многие мечети идти желание как-то не возникает. К сожалению. Просто тамошняя обстановка совсем не способствует тому, чтобы прихожан туда тянуло.

Кстати, услышав все это, я как-то поинтересовался относительно стоимости и предложений в домах, прилегающих к той же Соборной мечети в Москве. Результат не сильно меня удивил: квартиры там продаются в достаточно большом количестве и цены в них несколько ниже средних по району.

Москвичи не хотят жить рядом с мусульманами. Пора признать, что в этом большая доля нашей с вами вины. В известных хадисах Пророк (мир ему) говорит, что верующий – это тот, в присутствии которого все живое пребывает в комфорте, мире и безопасности, это не тот, кого боятся люди, а к кому, наоборот, стремятся, рядом с которым им хорошо и приятно. Вот так, несоблюдение наших же принципов, того, чему учит Ислам, бьет по нам же.

Есть, конечно, и другие примеры. Так, одну мою знакомую мусульманку, носящую хиджаб, люди, впервые встретившие ее на улице, неожиданно попросили присмотреть за коляской с их ребенком, пока они будут в магазине. Эта девушка внушила им своим видом, своим поведением, своим образом те мир, спокойствие, доверие, о которых и говорил Посланник Аллаха (мир ему). Ах, если бы так было всегда…

Я пишу об этом в очень мягких тонах, чтобы никого не обидеть. Пишу это не от того, что хочу кого-то задеть или на кого-то «накатить». Думаю, многие и так понимают, о чем речь. Просто наболело. Проблема стала социально значимой, как мы видим.

По Шариату, мы всегда, в любой ситуации, несем ответственность за то, как демонстрировали красоту нашей религии. В Коране Аллах учит нас мольбе (ду’а) о том, чтоб мы не стали причиной отторжения людей от Ислама, иными словами не были ходячей антирекламой своей религии.

Если ситуация сложная – то и награда, иншаАллах, больше. А красота и привлекательность религии для многих, для очень многих людей, состоят в том числе и в том, в каком виде ее приверженцы содержат свои культовые центры. Встречают по одежке – ничего не поделаешь…

И это нормально. О необходимости содержать в достойном виде мечети говорится и в Коране и много раз в Сунне.

Если у администрации мечетей не хватает сегодня времени заниматься такими вопросами, можно привлечь активистов, прихожан, общественность. Думаю, многие с большой радостью согласятся принять участие в облагораживании по-настоящему родного дома Аллаха. Можно провести серию субботников, организовать дежурства, провести сбор средств специально на нужды охраны и обеспечения чистоты в местах для омовения, на ремонт сантехники, если потребуется, и проч.

Тут главное, чтобы люди увидели результат своего участия. Иначе, если инициатива в очередной раз зависнет, многие разочаруются вообще в перспективах исправления ситуации и своего участия в ней. Опять станут сетовать «на верхи», тем самым углубляя отчуждение между простыми верующими и руководством исламских организаций.

Эту проблему надо решать. Пока мы, мусульмане, не наведем порядок в своих мечетях и вокруг них, не превратим мечети в образцы мира, красоты и культуры, пока люди не увидят в них место, которое несет пользу всем окружающим, а не очередные крупные проблемы, они будут протестовать. Давайте не стесняться открывать наши мечети для всех, развенчивать стереотипы, звать окружающих на помощь и помогать окружающим самим.

А пока от нас люди бегут, не хотят с нами рядом жить, против мечетей протестуют. Да, есть исламофобы, кавказофоы, мигрантофобы и другие неадекватные люди. Но большинство же – нормальные. С ними можно и нужно договариваться. Мы живем в одной стране, в одно время, мы в одной лодке.

Я думаю, жаловаться на неприязнь к нам и нашей религии не совсем правильно. Аллах поставил нас в такие условия в качестве испытания, для нашего же блага и очищения, для того, чтобы мы чему-то научились и чего-то поняли. Поэтому нам следует работать над собой и над ситуацией, чтобы ее исправить. И делать это надо по Корану и хадисам, которые учат тому, как надо относиться к тем, кто живет рядом с нами. Об этом я писал более года назад в статье «Аллах создал исламофобов для нашего же блага»

К сожалению, к этой теме нам придется возвращаться и возвращаться.

Россия не более ксенофобская, чем США или Европа. Там тоже хватает ненавистников мусульман, чему есть многочисленные подтверждения. Но нам не хватает культуры толерантности в самом хорошем, классическом смысле этого слова. Нам всем – и мусульманам в том числе. Научится уважать, понимать и помогать друг другу – это сложный и мучительный процесс. Но альтернативы у нас, если мы хотим нормально и долго жить в нашей общей стране, нет.

Автор: Абдулла Ринат Мухаметов
подписаться на канал
Комментарии 7
  • Меня вот еще что интересует: а почему это никто не разгонял несанкционированный митинг? Почему никто не задержан? Никто не оштрафован на миллионы, в соотвествии с недавно принятымм поправками о митингах??

    Получается, что если митинг оппозиционный, не согласных с властью - тут законы применяются в полную силу: и дубинками бьют, и сажают, и штрафуют. А если власть согласна с митингующими (и наоборот) - тогда митингуйте сколько хотите. Что это там, в законе есть исключение какое-то?
    (1044)
    22 сентября'2012 в 15:10
    • Махди, дельное замечание!
      (1890)
      23 сентября'2012 в 15:15
      • Согласна с Абдуллой Ринатом на все сто процентов. Я была в мечети на проспекте мира. Всё как он описал. Люди сидят на своих баулах, или на земле. О чем то громко разговаривают. Кто то попрошайничает, кто-то торгует. Мусульманам стоит задуматься о культуре своего поведения. Недавно ходила в магазин. Представители кавказских народов припарковали машину прямо напротив входа, перегородив проход. Двери открыты, лезгинка разрывается, стекла дребезжат. Эти орлы в магазине делают покупки. Кроме как дегенератами по-другому назвать их не могу. Люди вынуждены выходя из магазина обходить их машину. Старушка спускается еле-еле волоча ноги под ритм сумасшедшей лезгинки. Это ли не отвратительно? Именно вот такое поведение ненавидят москвичи и не только москвичи. С утра проснулась от дикого ржанья. Под окнами расположилась разнополая группа узбеков или таджиков (азиаты в общем). В руке по банке какого то напитка. Ржут на весь квартал. Орут. Ну не идиоты? Какая уж тут толерантность. Как-то выхожу из метро. Сидит неопрятного вида молодая азиатка и просит милостыню. Очень молодая, моложе меня точно. Подумала -лучше бы пошла работать. Прошла дальше - ещё одна сидит. Дальше ещё одна. Ну что это как не целенаправленное зарабатывание денег таким способом? Приехали расположились в центре вокруг метро "Охотный ряд" и промышляют. Прежде чем кого то обвинять в какой-то там фобии, лучше приглядеться к себе и проанализировать собственное поведение. Возле моего дома есть парк. Там постоянно гуляют девушки в хиджабах со своими детьми, вместе с русскими мамашами. Никто ни от кого ни чурается и не убегает с криками. Группа арабов (скорее всего арабов, судя по внешности) каждый вечер играет в какую-то игру. Опять же никто за километры их не обходит. Моя подруга (она ярко выраженной восточной внешности) рассказывала про один случай в "ашане". Говорит я уже выбрала какую-то вещь и собралась взять её, как русский мужчина который рядом стоял снял её с полки. И тут к нему через расстояние один мужчина (азиат) обратился довольно в довольно таки пренебрежительной манере с вопросом. Мужчина в грубой форме ответил, чтобы он сам смотрел. Она говорит я еле решилась и говорю "Мужчина я эту вещь присмотрела раньше Вас, просто Вы меня опередили" Он очень спокойно и вежливо отдал её мне и сказал "Ну в таком случае забирайте". Они ведь ненавидят в нас отрицательные качества, а не в принципе ненавидят нерусских. Может и есть такие, которые в принципе нерусских ненавидят. Но как правило, мы сами того заслуживаем своим хамским поведением. Как можно ожидать уважение от человека, к которому ты сам его не проявил?
        (1890)
        23 сентября'2012 в 15:34
        • Elizaveta, подпишусь под каждым словом. Без комментариев.
          (1044)
          23 сентября'2012 в 17:18
          • (2098)
            23 сентября'2012 в 17:37
            • Абдулла , Да, именно об этом я и писала. К сожалению наблюдаю такое поведение своих "единоверцев" каждый день.
              (1890)
              24 сентября'2012 в 23:29
              • А как там с христианством в ираке, саудовской аравии? Не притесняют случайно? Лицемеры. Вы велих и ведете джихад потому и никто свами не дружит, нафига такие друзья.
                (-22)
                26 сентября'2012 в 04:26