Общество

Все сущее есть зеркало Всевышнего Творца

Каждое сотворенное существо в нашей вселенной является зеркалом, отражающим своего Творца, красноречивым языком, повествующим о Нем, и звучной мелодией, воспевающей Его. Человек и вещь, то есть все бытие, своим звуком и молчанием, движением и поведением, и жизнью и своими плодами, непременно заявляют и свидетельствуют о Нем. Своей статью и манерами они указывают на Него, смыслом и содержанием ссылаются на Него. И кружевами, сплетениями и говором своим они подобны отблескам Его яркого света. Пусть тот, кто не желает видеть Его, и не видит Его. А тот, кто прозорлив, и действительно видит, а не просто смотрит, узрит в каждой вещи великое множество свидетельств о Его бытии, и услышит несчетные мелодии и слова как разные проявления Его мудрости. Если сердца открыты Ему и глаза не застлала пелена мирских богатств – состояние, которое проявляется у всех по-разному, – нам доступно многое. И всякий раз, когда мы обращаем свой взор на книгу бытия и начинаем внимательно читать ее, и каждый раз, когда мы, исходив весь мир, погружаемся в созерцание мира сего, тогда мы очаровываемся каждой вещью в нем и начинаем грезить наяву. В то же время есть люди, которые не смотрят или не могут смотреть на вещи и события с точки зрения своего Творца. Они не могут испытать это очарование, увидеть этот смысл и содержание в нем. Они не могут увидеть ту красоту, гармонию, грацию и зрелищность, и ту цель, волю и мудрость, что лежит за ними. И не познать им того света, знаний, любви и вдохновения, что стекают с них в наши души.

А ведь как притягательно все бытие, неизменно пребывающее под таинственной завесой очарования! Словно поле, усеянное цветами, колышется природа. Пучки солнечного света нежно гладят наши головы. Легкий ветерок окутывает наши бренные тела разносимыми им по всему миру благоуханиями.

Для человека, правильно выбравшего свою точку зрения на бытие, все одушевленное и неодушевленное своей статью и движениями указывает на Него. Осыпая нас улыбками, все сущее направляет наш взор к Нему и демонстрирует нам картину, где каждый штрих нагружен божественными смыслами. Они открывают перед нами горизонты неописуемой красоты и окрыляют наши души восхитительным пением разноголосого хора. В наших глазах все бытие оживает, словно от радости воссоединения с Ним. Время от времени мы вторим этой гармонии, рассылая волны счастья по всей широте своей души и поминая Его в каждом своем вдохе. По мере прояснения нашего взора, мы начинаем по-другому воспринимать и по-новому ощущать цвета, украшающие наши горизонты, и звуки, откликающиеся эхом в нашем окружении. И словно понимая язык каждой вещи, мы придаем разные значения каждому движению и совсем по-другому толкуем каждый звук. И тогда мы начинаем получать множество явных и тайных посланий от окутавших все вокруг трав и деревьев до кружащих над нами птиц, от маленьких насекомых, суетящихся под нашими ногами до грозных великанов-животных, которые своей ходьбой и ленивым потягиванием наводят на нас ужас. Эти сообщения текут к нам также и от всеобщей арены бытия до человека, представляющего руки-ноги, уши-глаза и язык древа сотворения, словом, от каждой сотворенной вещи и события. Мы стараемся прочесть их всех, понять их всех. И по мере понимания смысла и содержания в них, мы углубляемся еще глубже, к самой сути вещи и, воодушевившись, – и счастлив тот, кому это удается! – мы уже сосредотачиваемся на запредельных мирах каждой вещи.

И тогда вся вселенная с ее многообразием предстает перед нами содержательной книгой с глубоким смыслом, а дворец мирской жизни становится местом выставки и ярмарки. Наш жизненный путь превращается в приятное путешествие в вечный мир, а чтение и понимание этой книги помогает нам осознать, что мы живем, а не просто существуем. И затем мы вдруг осознаем, что всю свою жизнь бороздим на бесконечных горизонтах души и сердца. Чем больше бытие и то, что находится за ним, открывается нашему сознанию, тем глубже становится наше познание и наша любовь к Нему. И мы начинаем везде и во всем слышать и чувствовать Его, и наша жизнь становится прекрасной, как никогда раньше. Все меняет свои манеры и язык, и очаровывает нас. Наша душа возвышается над всеми видимыми рамками бытия и внимает глубоким и никогда не раскрывавшимся ранее тайнам бытия.

Если нам удается сбросить кандалы телесного и мирского, мы по-новому видим все бытие, как будто оно переместилось в другое измерение, и чувствуем себя в мире, который полон разных сюрпризов. И тогда мы начинаем по-другому толковать каждое событие – воздух, которым мы дышим всегда; быстротечные реки, восхваляющие Творца; важно покачивающиеся травы и деревья, услаждающие наш слух приятными мелодиями; звезды, поющие нам каждую ночь колыбельные песни; закаты и восходы, которые точны и пунктуальны всегда; солнце и луна, которые доставляют нам радость каждый день и каждую ночь, – и что еще важнее, мы начинаем чувствовать, что все это является одним из нас или частью нашего бытия, по мере глубины своей веры. И каждый раз, когда мы наблюдаем за этим прекрасным бытием, скрытым под завесой пленяющей красоты, мы погружаемся в водопады любви и жизненности, и чувствуем, как будто мы парим через волшебное время навстречу к воссоединению с Возлюбленным. И на этом пути мы следуем за светом знаков, которыми Он украсил этот путь, мы беседуем с каждым встречным одушевленным или неодушевленным существом, и сердечно приветствуем каждый знак и того, кто держит этот знак. Мы пытаемся преобразить трудности дороги в благословение, стараемся придать часам, минутам и секундам, вверенным нам на этом пути, такую глубину, что они становятся средством достижения нами вечности, и превращаем эту мимолетную жизнь в коридор, ведущий нас в запредельные миры.

Действительно, все прелести этого мира, которые изумляют и восхищают сердца, открываются перед нами лишь в зависимости от наших намерений и правильной точки зрения, при условии же, конечно, наличия милости Божьего. Тогда эти красоты становятся вечными, и приходит однажды день, когда они возвышаются над горизонтом нашей души и начинают ярко светить. Мы постигаем истинный вкус и удовольствие от плодов жизни, которыми мы наслаждаемся, благодаря лишь благоволению Возлюбленного. Мы понимаем нашу связь с другими существами и их теплоту на всем продолжении всего жизненного пути посредством чувства и ощущения нами их связи с Возлюбленным. И тогда эта духовная связь продолжается столько, сколько мы поддерживаем теплоту нашей любви, заботы и близости к Нему, ибо вся любовь, забота и устремления только к Нему – единственному хозяину трона любви. Все повествует о Нем на свой лад, заявляют прохожим о Нем и шепчут на уши свою любовь к Нему. И потому мы любим всех, кого встречаем на пути к Нему, только ради Него. Если мы стараемся не отрывать свои глаза от этого пути, то это чтобы узреть что-либо от Него. И если мы прислушиваемся к каждому шороху, то это оттого, что мы хотим услышать что-либо от Него. И действительно, это Его право, и наша обязанность перед Ним. Слова ценны только тогда, когда они повествуют о Нем. Мысли ценны только тогда, когда они приоткрывают двери, ведущие к Нему. Если в каждом поступке и деле мы ищем Его согласия и довольства нами, и наше поведение не выходит за установленные Им рамки и приближает нас к Нему, то тогда можно говорить о прогрессе.

Мы уже знаем, что мы пришли в этот мир, чтобы подготовиться к вечному миру. Призыв к вере означает не что иное, как зов к подготовке для мира иного. Те, кто верит в это, всеми своими мыслями, чувствами, намерениями и действиями всегда осознают, что они отвечают на зов, на который они должны ответить. Они верят, что они были посланы в этот мир испытаний и страданий для того, чтобы стать достойными благоволений и блаженств в вечном мире. Потому они неизменно шагают к Нему со светом Его бытия в своих глазах, с очарованием веры в Него в своих сердцах и беспрестанным желанием воссоединения с Ним в своих снах. Они устремлены к Нему, питая свои души верой, исламом, совершенной добродетелью,1 полностью погруженными в познание Него, и отшлифованной любовью и стремлением к Нему. Они пребывают в постоянном блаженстве, изумлении и восторге. Всю дорогу они прислушиваются к Его звукам, и спрашивают каждого встречного и каждую вещь на дороге о Нем. Они идут навстречу к Вечному Владыке ведомого и неведомого миров, словно они зациклились на своей этой цели.
Они не спрашивают, сколько еще продлится путь, когда будет достигнута цель, когда произойдет воссоединение. Они не хотят, чтобы этот путь познания Всевышнего Творца когда-либо кончался, ибо они ждут еще больше Его благоволения и нуждаются в еще большем сострадании. Они верны и полны решимости быть всегда искренними, и в своих размышлениях устремлены к более широким горизонтам.

По мере прогресса, они лучше видят улыбающееся лицо своего счастья, другую сторону своей жизни, и таинственный мир веры. Тогда они начинают получать новые послания от всего, и становятся более увлеченными с каждым новым звуком и сияют от радостной вести. Они возвышаются, словно совершают Ночное вознесение. Они достигают невиданных ранее измерений, странствуют по неизведанным прежде мирам, и радушно приветствуют каждого встречного и все, что они видят. Они осыпают их всех своими улыбками удовольствия и бегут навстречу абсолютным пределам своего потенциала, вдыхая ароматы роз и других благоухающих цветов по всему пути, беседуя со всеми встречающимися на их пути, общаясь со светом и тенью, внимая Ему в каждом звуке, слове, говоре и образе.

После этого наступает время, когда они воссоединяются с Ним и освобождаются от самих себя. Их видение меняется, они в шипе видят розу, а яд воспринимают как мед. И за скромным внешним видом они видят неимоверные стати. Только Всевышний знает, сколько раз у них кружится голова от разных красот, сколько раз биение их сердец учащается от божественных сюрпризов, сколько раз они навещают комнаты таинств, и сколько раз они получают божественные почести и любезности, недоступные для непосвященных. Каждый раз, когда они видят и созерцают разные отражения Его красот в различных зеркалах, они чувствуют, как будто кровь оттекает из их сердец, изменяется пульсация вен и в каждом пульсе они слышат только Его. Действительно, быть услышанным – это Его естественное право, а слышать или пытаться слышать Его – это наша обязанность и милость для нас. Для путников, которые осознают важность этой обязанности и радость от этой милости, их путешествие похоже на прогулку в райских садах, какими бы крутыми и трудными ни были их пути. И с помощью Его знаков, расставленных на этом тернистом пути, они превращают непреодолимые расстояния в круизы радости и стремления к Нему. Они преодолевают глубокие пропасти и препятствия с устремленностью к воссоединению с Ним, и не видно в них ни малейшего следа утомления от пути и от лишений на этом пути. И они хотят, чтобы этот путь не кончался никогда.
Эти души, которые устремлены к Нему и горят желанием увидеть Его, осознают, что они продолжают свою жизнь, освобождаясь от обыденности материального и узости мирского, и что они живут в широком и многоцветном атласе веры и познания Него, и питаются Его милостями. Они почитают каждую вещь, которую рассматривают как слово или печать от Него, всегда целуют и прикладывают их ко лбу, и гуляют они на рубежах духовного наслаждения.

Они воспринимают каждую вершину познания и любви к Нему как последнюю высоту. Они восхваляют Его словами «Он превелик!» и выражают свою благодарность словами «все благодарения только Ему». Но, пройдя пару шагов, они встречаются с новым ливнем сюрпризов и попадают в другую симфонию духовного наслаждения и познания Него.
На каждой достигнутой вершине они ощутят все новые и новые отражения Возлюбленного, и еще раз они воспрянут с любовью и рвением, и идут дальше на следующую высоту, лежащую впереди. Одна красота сменяет другую на их пути, но никак не заканчиваются сияния Его красоты на этом пути, и в их душах неизменно блаженство созерцания.

Для тех, кто может видеть и слышать, этот путь выражает любовь и усердие, и этот путь насыщен воссоединением в форме капель, указывающих на море. Только Всевышний знает, какие еще звуки и что еще засвидетельствуют в запредельных мирах сердца, которые видят море в капельке и созерцают созвездия в частице атома. Ибо «Все сущее есть зеркало Всевышнего Творца, и все существует только с Всемогущим Творцом» (аноним). В чтении этих знаков и кроется цель сотворения человека и мудрость человеческого бытия.

Сноска
1 Термин «ихсан», который переводится здесь как «совершенная добродетель», также означает богослужение с такой искренностью и серьезностью, как будто он видит перед собой Всевышнего Творца или же, по крайней мере, с осознанием того, что Творец всегда видит его.

Автор: М.Ф.Гюлен
подписаться на канал
Комментарии 0