В эфиопской столице Аддис-Абебе продолжились переговоры между Суданом и Южным Суданом, они должны разрешить проблему границ между двумя государствами. Это соглашение должно решить ещё один важный вопрос между Хартумом и Джубой – проблему транспортировки нефти из Южного Судана через территорию Северного Судана. Южный Судан получил независимость от Судана ещё 9 июля 2011 года, но до сих вопрос границ и транзита нефти нарушает стабильность в этом регионе. Переговоры чередуются пограничными столкновениями, авианалетами, поддержкой повстанческого движения с обеих сторон. Совет Безопасности ООН дал Хартуму и Джубе срок до 22 сентября для заключения соглашения. Если договор о границах не будет подписан, тогда мировое сообщество может наложить различного рода экономические санкции.
Предыстория
Предпосылки конфликта Севера и Юга Судана были заложены ещё во времена арабского и турецкого господства, а затем усугублены владычеством британцев. Древний Куш (Нубия) сформировался под влиянием Египетской цивилизации и культур Чёрной Африки. В первом тысячелетии нашей эры эта территория была христианизирована, появилось несколько христианских нубийских государств. С середины 7 века из Египта начинается арабская, исламская экспансия. Постепенно север и запад Судана были исламизированы и арабизированы. Территория Нубии-Судана была отрезана от Византии и влияния христианского мира. Однако столетиями нубийцы сдерживали исламскую экспансию и сохраняли свое христианство, так продолжалось до конца средневековья. В то же время продолжался процесс постепенного продвижения арабских мусульманских поселений на юг. Население активно смешивалось, как правило, преобладала религия пришельцев. К началу 16 столетия вся Нубия перешла под контроль исламских правителей, и территория древнего царства стала частью арабского и исламского мира.
В 19 столетии Судан попал под власть Египта, а затем Британской империи. Английские колонизаторы для укрепления своей власти проводили политику в русле принципа «разделяй и властвуй». Они поощряли антиарабские и антиисламские настроения христианского и языческого населения Южного Судана. После крушения колониальной системы западные державы заложили под политическое устройство Африки страшную «мину» - границы новых государств, в том числе и Судана, были проведены искусственно и не учитывали этнических, конфессиональных различий. В результате в Судане, как и ряде других государств, это привело к практически непрерывной гражданской войне.
Необходимо отметить, и такую особенность ситуации в регионе, как расизм. Арабы традиционно причисляют себя к «белым», высшей расе. Для них негры – это люди второго-третьего сорта, а особенно христиане и язычники.
Судан получил независимость в 1956 году, с этого времени в нём доминировала арабоязычная, исламская политическая элита. Мусульмане отказались выполнить обещания о создании федеративного государства и начали проводить политику исламизации и арабизации негритянского юга. Офицеры-южане подняли мятеж, так началась первая гражданская война, которая продолжалась до 1972 года. Лидеры южан требовали предоставить им право создать региональную автономию (программа минимум) или независимое государство (программа максимум). Война привела к гибели сотен тысяч людей, другие сотни тысяч стали беженцами. Осенью 1971 года, при посредничестве Эфиопии, было заключено мирное соглашение. Аддис-абебское соглашение гарантировало автономию для трёх провинций Южного Судана, английский язык получил статус регионального языка на юге. Юг получил право создать 12 тыс. корпус, Хартум объявил амнистию повстанцам. В 1972 году соглашение вступило в силу.
Джафар Мухаммед Нимейри (президент Судана в 1971 — 1985 гг.) первоначально проводил политику основанную на концепции «арабского социализма», опирался на суданских коммунистов и был председателем единственной партии в стране - Суданского социалистического союза. Это позволило сохранить мир в стране в течение десятилетия. Однако затем Нимейри перешёл на сторону исламистов: объявил Судан исламской республикой, провозгласил ислам приоритетным во всех сферах жизни, ввел шариатское право. Фактически в 1983-1985 гг. в стране прошла «исламская революция». В правительство вошли активисты организации «Братья-мусульмане». Демократическая Республика Судан была преобразована в Исламскую Республику Судан. Нимейри объявил себя «имамом мусульман и повелителем правоверных» (однако повелителем он пробыл недолго – в 1985 году его свергли), Суданский социалистический союз был распущен, его руководство арестовано. После нескольких лет политической борьбы, в 1989 году власть захватил Омар Хасан Ахмед аль-Башир. Он продолжил курс на исламизацию страны. До начала XXI аль-Башир опирался на Национальный исламский фронт, который возглавлял известный своими радикальными взглядами Хасан Абдалла Тураби.
Это привело к тому, что южане возобновили борьбу за независимость. В 1983 году была создана Народная армия освобождения Судан, которую возглавил полковник Джон Гаранг. Движение начало борьбу против исламского доминирования в Судане и смогло распространить своё влияние на обширные части Южного Судана. Армию Гаранга поддерживали Эфиопия и Уганда. Так началась Вторая гражданская война в Судане (1983 года — 2005 гг.). Эта война отличалась ещё большим кровопролитием, по сравнению с первым конфликтом. Акты геноцида, массовые бойни и изгнания мирного населения, которые сопровождались голодом и эпидемическими заболеваниями, стали для страны обычными явлениями. По оценке на 2001 год во Второй гражданской войне погибло до 2 млн. человек (большей частью гражданское население), ещё несколько миллионов стали беженцами, десятки тысяч людей были обращены в рабство и проданы.
Особенность конфликта между Севером и Югом были не только его этнический и религиозный факторы, но проблема «чёрного золота». Основные запасы углеводородов расположены на Юге и Хартум не собирался терять свой основной источник доходов. Понятно, что с нефтью были связаны и интересы западных держав. Первоначально США относились к Хартуму лояльно. Однако когда в 1990-1991 гг. Судан поддержал режим Саддама Хусейна в Ираке, США изменили свою позицию. Администрация Билла Клинтона ввела запрет на американские инвестиции в Судан и включила страну в список государств-изгоев. Кроме того, большое раздражение Вашингтона вызвало активное сотрудничество Хартума с Пекином. В рамках стратегии борьбы с китайским влиянием в Африке, США поддержали курс на развал Судана. Это разрушило уже выстроенные Китаем связи.
После того, как Хартум не смог подавить восстание на Юге силой, ему пришлось пойти на заключение мирного соглашения. В период с 2002 по 2004 год между представителями Суданской народно-освободительной армии и Хартумом велись переговоры о перемирии. Крупных столкновений удавалось избегать, но отдельные стычки продолжались. В начале 2005 года в Найроби между суданским вице-президентом Али Осман Махаммад Таха и лидером повстанцев Джоном Гарангом было подписано мирное соглашение. Договор устанавливал переходный период статус Южного Судана на 6 лет, после чего должен был пройти референдум о независимости южных провинций. Доходы от нефти делились поровну между Севером и Югом. Джон Гаранг стал лидером автономного Юга и одним из двух вице-президентов Судана. 30 июля 2005 года его вертолёт разбился при возвращении из Уганды: по официальной версии это был несчастный случай.
Практически сразу между Джубой и Хартумом начались разногласия. Организация Объединенных Наций, чтобы предотвратить начало новой войны, ввело в регион миротворческие и гуманитарные силы. В Южном Судане была создана своя система управления. США поддержали идею проведения референдума о независимости Юга. 9—16 января 2011 г. прошёл референдум по вопросу создания независимого государства на юге Судана. В конце января были объявлены предварительные результаты – более 98% южан высказались за независимость. 9 июля 2011 года было провозглашено о создании Республики Южный Судан (РЮС).
Надо сказать, что легитимный выход Южного Судана из состава единого государства, это весьма опасный прецедент. Подобную практику при желании можно организовать в целом ряде стран. Скрытый региональный сепаратизм присутствует в Украине: раскол по линии Восток – Запад и Крымская проблема. Есть он и в России. Российская «пятая колонна» при полной поддержке Запада и Востока (исламских институтов и структур) ведёт работу по отделению «мусульманских регионов», Северного Кавказа, создаются сепаратистские движения в Сибири, на Дальнем Востоке и других областях страны. В Европе подобную проблему можно обнаружить в Румынии, Бельгии, Италии, Испании, Великобритании. В Северной Америке – в Канаде (проблема Квебека).
Быстрое признание Южного Судана со стороны мирового сообщества, только подтверждает эти опасения. В частности, Сомали фактически уже два десятилетия как фактически развалился на несколько государств. Пунтленд и Сомалиленд по африканским меркам можно считать полностью обычными, ничем не хуже Южного Судана, государствами. Однако их не признали и в последнее время Запад, и соседние африканские страны проводят большую работу по восстановлению единства Сомали.
Видимо, важную роль в признании Западом распада Судана сыграл китайский фактор. Накануне распада Судана две трети его экспорта приходилось на КНР. Китай владел 40% акций крупнейшей суданской нефтяной компании. Пекин не препятствовал развалу Судана, он предпочитает не вмешиваться во внутренние проблемы африканских стран (чем подкупает их режимы), сохранив хорошие отношения с Хартумом и быстро установив контакты с Джубой.
Конфликт между Республикой Южный Судан и Республикой Судан
Разделение Судана на два государства и образование РЮС не положили конец противоречиям между мусульманским севером и христианским югом. Не были решены вопросы принадлежности нескольких спорных районов и транзита нефти Южного Судана по территории Северного Судана. Вопрос «чёрного золота» очень важен для Хартума и Джубы: экономики РС (75% валютной выручки) и РЮС (98%) слишком тесно «завязаны» на экспорт нефти. У сторон просто нет иного выхода, на карту поставлено само политическое выживание режимов. Эти проблемы привели к серии новых конфликтов. Фактически началась война на истощение друг друга.
Хартум обвинил Джубу в том, что власти РЮС стали забирать себе 90% всей нефти, которая добывается на спорных территориях. В ответ на это РС стала забирать часть «чёрного золота» Южного Судана, которая идёт по трубопроводам через его территорию (у РЮС нет выхода в море и своей транспортной системы), что негативно сказывается на экономике Юга. В результате соглашение 2005 года о разделе выручки за продажу нефти, на практике фактически не соблюдалось сторонами. Кроме того, Хартум поддерживал происламские и сепаратистские силы на Юге, а Джуба оказывала помощь силам, которые вели борьбу против правительственных войск на Севере, в регионе Дарфур и штатах Южный Кордофан и Голубой Нил. Так, борьбу с Хартумом вели повстанцы в Южном Кордофане. Эта провинция осталась в составе РС, и в ней осталось множество общин, которые во время гражданской войны выступали на стороне южан. Летом 2011 года ситуация дошла до вооруженного конфликта между вооруженными силами Судана и войсками РЮС.
26 марта 2012 года между государствами начался новый открытый вооруженный конфликт. Джуба обвинила Хартум в том, что северосуданские ВВС атаковали южносуданский город Джау. 10 апреля южносуданские военные вошли в город Хеглиг в штате Южный Кордофан, который является центром одного из крупных нефтяных месторождений РС. Произошло несколько боестолкновений между войсками двух государств. Хартум объявил всеобщую мобилизацию и отправил жалобу на действия южан в Совбез ООН. С начала 2012 года произошло несколько заявлений Джубы и Хартума о возможности начала новой войны. 16 апреля 2012 года суданский парламент принял заявление, согласно которого, РЮС была объявлена вражеским государством. 22 апреля южносуданские войска под давлением ВС Северного Судана были выведены из Хеглига. Главную роль в военной победе РС сыграло превосходство в воздухе и бронетехнике (в частности, Хартум в этих боях впервые использовал китайские танки Туре 96). Из-за этих конфликтов экономика двух стран оказалась на грани краха. Республика Судан живёт в режиме жесткой экономии. Население недовольно ростом цен на товары первой необходимости, продовольствия, инфляцией. В ряде городов зафиксированы акции протеста.
В конце мая 2012 года в эфиопской столице Аддис-Абебе при посредничестве Африканского союза начались переговоры между Хартумом и Джубой. Однако они проходили сложно, так как Хартум не может сам отказаться от нефтяных месторождений, которые расположены на спорных территориях. Это может привести к краху режима Омара аль-Башира. 2 июля возобновились бои в штате Голубой Нил, где мятежники из Суданского народно-освободительного движения – Север (СНОД-С) напали на позиции правительственных войск к югу от города Курмук близ эфиопской границы. Подробной информации о ситуации в этом штате нет, т. к. Хартум закрыл въезд в него. Известно, что в штате Голубой Нил бои ведутся с сентября 2011 года. По данным ООН, из штатов Голубой Нил и Южный Кордофан в РЮС и Эфиопию сбежало уже более 200 тыс. человек. Июльские переговоры между Хартумом и Джубой завершились безрезультатно. 21 июля Джуба вновь обвинила Хартум в том, что самолеты северосуданских Военно-воздушных сил нанесли удар по территории Южного Судана. РЮС отказалась от участия в «двусторонних прямых переговорах» в эфиопской столице. Хартум отказался признать факт бомбардировки Южного Судана, сообщив, что авиаудар был нанесён по дарфурским повстанцам на территории Северного Судана.
23 июля правительство Южного Судана предложило Хартуму проект соглашения, который касался вопроса распределения доходов от экспорта нефти и проблемы спорной территории Абьей. Правительство Северного Судана заявило, что предложение «несерьёзно».
Только в начале сентября было принято компромиссное соглашение: по нему стоимость транспортировки «чёрного золота» Южного Судана через территорию Северного Судана будет составлять 9,48 доллара за баррель. Кроме того, Джуба согласилась выплатить Хартуму денежную компенсацию в размере 3 млрд. долларов. Это соглашение будет действовать три года, за это время южносуданское правительство планирует построить нефтепровод к морю через кенийскую территорию. Будет ли выполнено это соглашение - покажет будущее.
9 июля 2012 года в Южном Судане отметили годовщину независимости. Однако год свободы не принёс 8 млн. жителей РЮС долгожданного мира и процветания. Цены за год независимости взлетели на 120%, рост инфляции составил 19%. Почти половина населения живет за чертой бедности, хотя страна богата природными ресурсами – нефтью, железной рудой, золотом, серебром, медью, цинком вольфрамом, лесными ресурсами и т. д. Южный Судан обладает хорошими возможностями в области развития сельского хозяйства, гидроэнергетики, при этом страна живёт на грани голода. По некоторым данным 80 % населения Южного Судана не умеют ни читать, ни писать. На крайне низком уровне развития находится система здравоохранения. В стране не развита производственная и транспортная инфраструктура. Печальное социально-экономическое положение страны усугубляется высоким уровнем коррупции. Продолжение конфликта с Северным Суданом может привести к новым демографическим и экономическим потерям, еще большему обнищанию населения обеих республик. Только разумное и добрососедское сотрудничество может вывести древнюю Нубию-Судан из нынешнего тупика. Однако способны ли Хартум и Джуба к кардинальному повороту в отношениях, покажет лишь время. Многое зависит и от позиции мирового сообщества.
журнал Аль Ва`й№ 286
– 1928 год: Британией проведена политика «закрытых районов» между Севером и Югом.
– 1930 год: английские чиновники вынудили всех северных торговцев покинуть южные провинции, а те, кто отказывался сделать это, были принуждены силой. Например, в 1930г. английский инспектор направил трем бизнесменам письмо следующего содержания: «Я заметил, что вы продолжаете вывешивать большое количество арабской одежды… я хотел бы, чтобы вы остерегались за свое будущее и знали, что производство и продажа этой одежды запрещена».
– 1945 год: Генеральный управляющий Суданом направляет требование полномочному представителю Британии в Каире, в котором говорится: «Согласованная политика состоит в том, что действовать необходимо на основе того, что жителями Южного Судана являются африканские негры, отличающиеся от жителей севера».
– 1947 год: созвана конференция в Джубе, которая обсудила будущее Южного Судана в качестве особого политического образования. Это была первая ошибка, которую допустили политики Севера и Юга, приняв идею о том, что Север и Юг – две разные структуры. Однако, несмотря на то, что британские чиновники провели широкую кампанию среди южан для того, чтобы обмануть их и заставить поверить в идею создания Совещательного собрания для Юга, эта конференция остановилась на том, что Юг не в состоянии самостоятельно управляться и попытки отделить его от Севера принесут ощутимый вред обоим сторонам.
– 1955 год: в парламенте проведен «спектакль» по независимости Судана от Египта и началось выступление экваториальных отрядов южан. С этого дня началось вооруженное противостояние Севера и Юга, подогреваемое церковью.
– 1958 год: основана Партия Федерации юга, целью которой являлось признание со стороны государства христианства вместо Ислама и английского языка в качестве официального вместо арабского, а также создание независимой от Севера системы образования и своей собственной армии.
– 1965 год: в Джубе организована Конференция круглого стола, на которой южные партии разделились на тех, кто призывал к единству с Севером, теми, кто выступал за полное отделение (на этой конференции впервые возникла идея права на самоопределение) и теми, кто ратовал за федерацию. Однако Северные партии отвергли идею отделения или конфедерации и поэтому конференция закончилась неудачей.
– 1972 год: режим Джафара Нимейри (первого режима, лояльного Америке) предоставил Южному Судану автономию, которая продлилась вплоть до 1983г., пока не возникло повстанческое движение под руководством Карина Каванин, а затем Джона Гаранга.
– 1991 год: суданское правительство Национального спасения отвергает инициативу движения повстанцев о создании конфедерации, выдвинутую ими во время так называемых мирных переговоров.
– 1995 год: так называемые оппозиционные партии на конференции в Асмаре согласились с правом Южного Судана на самоопределение, которое правительство посчитало государственной изменой и непростительным преступлением.
– 1997 год: правительство спасения заключает с отрядами южных повстанцев договор о мире. Среди тех, кто подписали соглашение, были Рияк Машар, Арук Тоун, Вилам Акул и другие. Именно тогда правительство признает право Южного Судана на самоопределение.
– 2002 год: правительство спасения подписывает с движением повстанцев рамочное соглашение в кенийском г. Мешакос, которое легло в основу соглашения в Найваше.
– 2005 год: правительство спасения подписывает позорное соглашение в Найваше, которое становится переходной конституцией республики Судан и принимает идею конфедерации, которая в итоге (по истечении 6-летнего переходного периода) заканчивается референдумом Южного Судана по вопросу отделения от севера страны.
– 2010 год: проводятся президентские и парламентские выборы для придания легитимности избранному правительству для подписания соглашения об отделении юга в 2011 году.
журнал Аль Ваъй № 286
Проблема Южного Судана возникла в качестве политической проблемы в период английской оккупации страны и вот как она развивалась:
После установления в Судане так называемого «двойственного» (британо-египетского) правления в 1899 году политика правительства в Хартуме, который находился под властью британцев, в отношении Южного Судана концентрировалась на двух моментах:
1. Ослабление севера на юге под предлогом того, что его присутствие может привести к волнениям, поскольку жители южных провинций смотрят на северян только через призму трагических событий прошлого, когда северяне грабили южан и крали их богатства, из-за чего последние стали смотреть на первых как на нечистых на руку торговцев.
2. Ослабление арабской культуры путем замены языка межнационального общения с арабского на английский либо путем стимулирования развития местных диалектов и придания им письменности, а также воспрепятствование распространению Ислама. Эта задача была возложена на христианские миссии, которым в отличие от севера, на юге была дана полная свобода действий в сфере религии. На севере же их деятельность ограничивалась образованием и предоставлением медицинской помощи.
Основываясь на этих двух моментах, мы можем выделить в британской политике в отношении Южного Судана в период 1899-1956 гг. три этапа:
Первый этап: «подготовка почвы» (1899-1919 гг.).
Британия стала бороться против распространения Ислама в Южном Судане используя христианские миссии путем предоставления им свободы деятельности в сфере религии, ограничив их деятельность на севере предоставлением образовательных и медицинских услуг.
Наиболее важном в этом отношении был 1910 год, который по следующим двум причинам стал как бы начальной точкой осуществления британской политики по отделения юга Судана от севера:
1. На этих огромных территориях (Верхний Нил, Бахр аль-Газаль и Манкала) была установлена действующая администрация. За долгие десять лет имперские власти смогли добиться этого разными способами, в числе которых предоставление лидерам племен отдельных административных полномочий и поддержка христианских миссий в так называемом «насаждении цивилизации для человечества».
2. В указанный год из Конго в администрацию британского Судана был переведен анклав Ладо и тогда возникли противоречия в том, считать ли воскресенье выходным днем, однако местные власти южных провинций из-за страха перед мусульманами-северянами, проживающими на юге, не стали осуществлять этот план.
Избавление от арабо-исламского элемента:
Арабо-исламская составляющая в южных провинциях Судана была представлена тремя группами: силы египетской армии, египетские и суданские чиновники, в которых была нужда на юге, северные коммерсанты, некоторые из которых являлись частниками, а другие работали на северные торговые дома. Для избавления от угроз первой группы правитель Манкалы в 1911 году посоветовал принять меры по призыву в армию южных суданцев и формирования так называемых «экваториальных отрядов». Таким образом, последний солдат из северных суданских вооруженных сил покинул юг 7 декабря 1917 года. После этого не прошло и месяца, как воскресенье было признано выходным днем.
Английское правительство в Судане также постаралось снизить число мусульманов-северян и создало облегченные условия для поступления южан в правительственные школы, однако большой пользы это не принесло и, в конце концов, правительство оставило проведение этой работы христианским миссиям. Англичане также ввели обучение в школах на английском языке и «задушили» торговлю выходцев из севера.
Правитель Манкалы Авин Паша в своем письме вышестоящему руководителю от 10 января 1918 года писал о том, что он преуспел в выдавливании названных им «северных выходцев в армии и бизнесе» и выразил надежду, что они никогда более не вернутся на юг.
Второй этап: «строительство стен» (1919-1949 гг.).
«Ни одно иностранное лицо не может въехать в страну и оставаться в ней без соответствующего разрешения, гражданский секретарь или губернатор провинции может запретить жителям Судана въезжать или пребывать в южных территориях». Это текст британского указа о закрытии южных регионов от 1922 года.
Переворот 1919 года в Египте принес важные перемены в британской политике в Судане, особенно на его юге, который являлся объектом внимания комитета Мильнера, приехавшего расследовать причины переворота. Комитет выделил три меморандума по Южному Судану:
1. Первый, от 15 февраля 1920 года под названием «Децентрализация Судана в целях отделения негров от арабских земель», установил демаркационную линию между неграми и арабскими землями, которая тянулась от востока до запада и проходила по рекам Бару, Субат, Белый Нил и Бахр аль-Джабаль.
2. Второй меморандум правительства Судана касался вопроса негров и говорил о том, что правительство готово принять их в состав правительств других африканских владений вроде Уганды и Восточной Африки и «создать Центральноафриканскую федерацию под британским мандатом, который будет распространяться и на негров Судана».
3. Последний и наиболее откровенный меморандум был написан 14 марта 1920 года и говорил следующее: «Политика правительства заключается в сохранении по мере возможностей юга Судана вдали от исламского влияния. Так, следует назначать на руководящие посты выходцев из чернокожей расы, а при необходимости присылать египетские кадры коптского происхождения, а также принять выходным днем воскресенье вместо пятницы и поощрять проекты христианизации».
В свете этих меморандумов становится понятным содержание отчета лорда Мильнера, в котором он говорит: «Подавляющее большинство населения Египта однородно, а что касается Судана, то он разделен между арабами и неграми и каждая группа имеет свои племена и роды, которые сильно отличаются друг от друга. Что касается суданцев-арабов, то они говорят на том же языке, что и египтяне и их объединяет между собой одна религия».
По прошествии нескольких месяцев, после того, как 28 февраля 1922 года Британия объявила о признании независимости Египта, в сентябре того же года был издан угрожающий указ о «закрытых районах», который включал в себя список определенных провинций, в том числе Бахр аль-Газаль, Манкала, Субат, центр Байбура, Верхний Нил. Южная граница тянулась от Шаркилы до Малкала и далее на восток до границ провинции.
В указе говорилось, что «Ни одно иностранное лицо не может въехать в страну и оставаться в ней без соответствующего разрешения, гражданский секретарь или губернатор провинции может запретить жителям Судана въезжать или пребывать в южных территориях… принятие того, что арабский язык продолжит выполнять свою функцию на юге приведет к распространению Ислама, что позволит северу добавить к себе этот регион, который по размерам не меньше северных территорий» (источник: переписка британского гражданского секретаря м-ра МакМайкла).
Рекомендации и инструкции по отделению юга:
В середине 1929 года Судан посетил чрезвычайный представитель Британии в Каире лорд Ллойд и по возвращении составил секретный отчет под названием «Проблема образовательной политики на юге Судана». В документе речь идет о том, что существует проблема использования языка в регионе между линиями 4 и 12 на севере (юг Судана), а именно в регионе, где проживают суданцы с традиционными верованиями (идолопоклонники).
Что касается сути этой проблемы, то она заключается в том «останется ли арабский язык языком общего пользования?». Ответ на этот вопрос был дан в двух отчетах, первый из которых был написан мистером МакМайклом – гражданским секретарем, а второй – мистером Мэтью – секретарем образовательного управления.
Первый отчет говорит о том, что принятие того, что арабский язык продолжит выполнять свою функцию на юге, приведет к распространению Ислама, что позволит северу добавить к себе этот регион, который, по его словам, по размерам не меньше северных территорий.
Второй отчет указывает на то, что арабский язык, распространенный на юге, является более близким к остальным непонятным диалектам и поэтому предлагается поощрять чиновников к изучению местных диалектов и поскольку использовать эти жаргоны невозможно, английский язык вытеснит арабский.
Опираясь на эти два отчета, лорд Ллойд дал следующие рекомендации:
1. Поощрять чиновников южных провинций изучать местные диалекты и издавать некоторые издания на этих языках.
2. Вести борьбу против арабского языка и стимулировать его замену английским.
3. Приложить усилия для решения растущих потребностей южных провинций в образовании путем основания там одной или двух правительственных школ и подготовкой достаточного количества подрастающего поколения для службы в правительственных учреждениях. Одновременно с этим следует разрешить миссионерским школам продолжать их деятельность.
Лондонское правительство утвердило этот отчет, лишь внеся некоторые поправки, касающиеся методов достижения цели. Это выражено в докладе министра иностранных дел Андерсона, который согласен с инициативами Ллойда по двум причинам: первая касается религии, т.к. Англия «являясь христианским государством, не может участвовать в политике стимулирования распространения Ислама среди народа с традиционными верованиями, численность которого превышает три миллиона». И вторая – политическая, заключается в том, что «учитывая рост опасности возникновения религиозного конфликта между народами, быстрое распространение среди него Ислама может привести к разрушительным результатам».
Что касается противоречий в методах достижения целей, то Андерсон считает, что нужно сократить количество христианских обществ и увеличить правительственную поддержку оставшимся. «Они до сегодняшнего дня продолжают получать помощь и являются единственными образовательными организациями на юге».
Исходя из сегодняшних условий, деятельность по христианизации Судана ничем не ограничена и проповедники путем предоставления медицинских услуг смогли завоевать доверие людей и распространить часть христианских ценностей, избавиться от небылиц, существующих в их верованиях.
В свете этих идей 17 декабря 1929 года правитель Судана составил план выполнения мероприятий, который имел четыре стороны:
1. Обучение чиновников администрации из числа не мусульман в образовательных и научных заведениях.
2. Настойчивость в обучении британских чиновников верованиям, обычаям и языкам племен, проживающих на территориях под их управлением.
3. Твердость в выселении торговцев-выходцев из севера.
4. Проведение политики ограниченного образования. Этот пункт получил особое внимание, т.к. являлся краеугольным камнем в политике «Нет арабизации Южного Судана». Эта последняя сторона политики, которая призвана покончить с использованием арабского языка в некоторых провинциях юга, была описана чиновниками правительства Судана как «расстройство арабского языка».
Затем чиновники в правительстве Судана стали обсуждать вопрос альтернативы и договорились об использовании наряду с английским языком местных диалектов, получивших некоторое распространение из-за ввода их письменности. Согласно этому выбору, чиновники стали предпринимать необходимые меры для выполнения этого плана двумя средствами:
Во-первых, была созвана конференция в г. Раджаф, на которой присутствовали чиновники правительства Судана и специалисты в сфере образования, которые выбрали для использования несколько местных языковых диалектов и определили соответствующие книги и материалы по их внедрению.
Во-вторых, английский язык стал использоваться вместо арабского в тех регионах, где чиновники правительства не знали местного диалекта, как это произошло между силами баланса и силами полиции.
Меры по отделению юга:
В январе 1930 года гражданский секретарь суданского правительства направил губернаторам южных провинций указания по исполнению новой политики, которые включали в себя две стороны. Первая обеспечивала создание серий национальных или племенных структур и режимов, основанных на национальном или религиозном отличии, чтобы тем самым отдалить арабо-язычных чиновников, пусть даже выходцев из юга от управления и сделать английский язык официальным. Также целью ставилось изменение языка военных приказов между старшими и младшими по званию и использование переводчиков вместо изучения самого арабского языка. Торговцы северяне были ограничены в правах и были созданы условия для бизнеса грекам и сирийцам-христианам.
Вторая сторона обеспечивала определение средств измерения прогресса в исполнении упомянутой политики путем подготовки ежегодного графика, который показывал бы соотношение мусульман к общему числу чиновников в правительстве Юга, количество английских чиновников, преуспевших в изучении местных диалектов, количество коммерсантов-северян на Юге, число христианских школ и количество средств, расходуемых правительством на образование. После принятия плана «Нет арабизации Южного Судана» во всех его деталях, осталось лишь выполнить его, что, прежде всего, требовало изгнать из Юга арабо-исламский элемент. План также включал в себя меры, связанные с искоренением арабской культуры и это процесс стал активно проводиться в последующие годы.
В 1929 году, когда началось серьезное планирование по отделению юга от севера, существовало четыре христианских миссии, которые работали в южных провинциях и контролировали три средних и 30 начальных школ с 1907-ю учениками. В 1931 году католическая миссия основала школу для подготовки учителей в провинции Манкала, а также пять новых школ для девочек и три профучилища, две школы по подготовке учителей начальных классов, а кроме того, как их называют британцы «школы под деревом» в деревнях, где учителем является житель этой же деревни.
Кроме того, после того, как местные диалекты получили письменность, они также пошли в употребление. Так были заложены основы языков бари, латока, шиллук, динка и навир. В 1931 году были напечатаны две книги на языке занди и барии и четыре книги на динка. Вышли в свет по одной книге на навир, кариш, мавра и латока и в последующем книгопечатание было увеличено.
Третий этап: «собирание горьких плодов» (1949-1955 гг.):
После того, как Британия подобной политикой отбросила юг назад, она столкнулась с тем, что географические и экономические факторы неминуемо ведут к единству севера и юга для того, чтобы южане в будущем могли опираться на самих себя и быть равными партнерами в социальной и экономической сферах с их коллегами и партнерами на юге.
Во время Второй мировой войны и после создания Законодательного собрания на севере Судана губернатор буферной провинции 14 августа 1943 года написал письмо о необходимости пересмотра политики в отношении юга. В следующем году это же мнение поддержал и министр образования, заявивший, что политика правительства на юге Судана привела к его отставанию по сравнению с севером.
В следующем году правитель Судана направил британскому послу в Каире меморандум, в котором потребовал обсудить дальнейшую судьбу юга либо путем его объединения с севером или Восточной Африкой, либо разделением между этими двумя сторонами. В 1946 году был создан комитет для рассмотрения этой возможности на юге, который издал итоги работы, жестко критикующие политику правительства на юге, и потребовал «отменить давление на коммерсантов-северян и принять единую политику в образовании, в том числе и ввести изучение арабского языка в школах юга. Кроме того, доклад указывал на «необходимость улучшения инфраструктуры между двумя сторонами, стимулирования ротации чиновников между севером и югом и объединения систем правления между ними». Это потребовало изучить причины, которые привели к изменению британской политики в отношении юга Судана.
Причины изменения британской политики:
Первая: заключается в том, что отчет называет «Важными переменами во всей стране», наиболее опасным проявлением которых является появление немалого числа суданских партий, большинство из которых призывает к единству в долине Нила, а остальные, вроде партии «Аль-Умма», основанной в 1945 году призывают к независимости всего Судана в его географических границах. Поэтому продолжение старой политики сыграло бы на руку проповедникам, выступающим против британского присутствия, и призыв отделиться от Египта попал бы в трудное положение.
Вторая: после прояснения того, что специальный план по созданию сети инфраструктур между Восточной Африкой и югом Судана потерпел неудачу, план по созданию водохранилища на оз. Альберт также был приостановлен и южные коммерсанты в своей торговле также стали вынуждены ориентироваться на север.
Третья: вопрос образования. Британцы увидели, что средних школ на юге существует достаточно, но возникла проблема с гражданами юга, желающими продолжить образование. Решением стал факультет Гордона в Хартуме, а это обусловило то, что ученики среднего и последующего уровня должны были изучать арабский язык.
В итоге этот доклад представил противоречия, существующие в зарплатах и условиях приема на работу и указал на необходимость участия северян в проектах развития юга, закончив доклад тем, что политика правительства Судана строится на основе того, что южане отличаются от северян своим африканским и негритянским происхождением, однако географические и экономические факторы неминуемо ведут к объединению этих регионов для того, чтобы южане в будущем могли опираться на самих себя и быть равными партнерами в социальной и экономической сферах с их коллегами и партнерами на юге. Принятие рекомендаций этого доклада означало отказ от старой политики в отношении юга и это то, что произошло в конце 40-х начале 50-х годов, впоследствии приведя к накалу обстановки на юге.
Таким образом, в 1948 году на юге стало заметно проявляться изменение в политики образования, была создана первая средняя школа, и ученики высших учебных заведений стали отправляться на дальнейшую учебу не на факультет Макрири в Уганде, а на факультет Гордона в Хартуме. Одновременно Законодательное собрание утвердило план пятилетнего образования на юге и обязало педагогический институт в «Бахт ар-Рида» выпускать достаточное количество учителей для юга. После этого события привели к соглашению в феврале 1953 года между Египтом и Британией о необходимости самоопределения суданцев, и это вылилось в неприятные для юга результаты, поскольку южане выражали недовольство тем, что никто из переговорщиков не поинтересовался их мнением. Затем к этому добавилось недовольство выборами, последовавшими за соглашением, поскольку обещания, данные южанам египетской стороной и политическими партиями севера, так и не были выполнены.
Обстановка накалилась до предела в 1955 году, когда северяне начали заново формировать вооруженные силы и решили перевести некоторые экваториальные силы на север, что заставило последних восстать, и этот бунт стал началом взрыва проблемы на юге и ее распространения под властью военной хунты, которой Судан управляется начиная с 1958 года, и до настоящего времени. Это и стало так называемыми «горькими плодами» империалистической политики в Южном Судане.
Этапы подготовки к разделению…после вывода колониальных войск
Британия оставила проблему юга занозой в теле Судана на протяжении всех последующих десятилетий после его независимости. Она заложила семя отделения юга от севера еще прежде того, как покинула Судан. Затем это семя поливали и выращивали государства Запада, добившись того, что взгляды марионеток Британии или Америки на то, что Юг – это нечто особое перестали разделяться. Таким образом, все согласились на то, что юг должен быть отделен, разойдясь лишь в способах достижения этого.
Затем проблема юга поэтапно развивалась под сменяющими друг друга правительствами Судана и каждая марионетка неверных играла свою роль и выполняла мерзкие сценарии колонизаторов… пока не была подготовлена почва для раздела великой исламской страны – Судана. Самыми заметными этапами являются:
– Конференция круглого стола 1965 года;
– Соглашение в Аддис-Абебе 1972 года;
– Соглашение Кокдам – Содик Гаранг 1986 года;
– Соглашение Миргуний – Гаранг 1988 года;
– Конференция по самоопределению 1995 года;
– Объявление о принципах урегулирования 1994 года, окончившееся Мешакосским протоколом 2002 года;
– Соглашение о всеобъемлющем мире 1995 года, известное как Соглашение в Найваше;
Круглый стол…подготовленный колонизаторами для его жертв
Начиная с октября 1964 года политической проблемой, как ее смогли представить англичане своим ставленникам из числа правителей и политиков в Судане, стала проблема поиска решения вопроса юга, решения, которое включало бы в себя какую-то форму автономии. Первая попытка создать эту автономию стала мерзким и хитроумным планом англичан по проведению Конференции круглого стола в 1965 году. После того, как конференция окончилась неудачей, попытки продолжались: последовало создание Комитета двенадцати, затем Конференция политических партий Судана и создание Национального конституционного комитета. Все это делалось лишь для удовлетворения аппетитов колонизаторов путем предоставления югу автономии и осуществления преступных этапов по подготовке его отделения от севера страны.
Британия атакует региональные власти и объявляет о новом этапе
Политика самого большого игрока в Судане – Британии, в декабре 1967 года привела к попыткам создать в стране конфедеративное правление с полным отделением юга от севера путем создания двух республик.
Британцы начали этот новый план разделения Судана путем того, что их старый представитель Исмаил аль-Азхарий начал известную кампанию по атаке на региональное правление в декабре 1967 года. Затем в короткий промежуток времени к нему присоединились марионетки на конференции «Аба». События показали, что англичане возложили задачу по отделению юга на ас-Санаий (партию Азхарий и партию «Аль-Умма» Хадий), которые достигли соглашения о разделе власти. Азхарий достался пост президента республики, а Хадий – премьер-министра. Затем они стали пересматривать конституцию, предусматривающую региональное управление и должны были провести новые выборы для создания партийной коалиции для продолжения попыток отделить юг страны.
С момента создания англичанами и их марионетками коалиционного правительства Хадий в мае 1967 года, они провели несколько маневров для создания мест, которые могли бы стать отправными точками для атак на Южный Судан. Они работали над созданием общественного мнения, подстрекая их марионетку Банду напасть на правительство Судана и описывать ситуацию на юге как трагическую. До этого они заявили о создании названного ими правительства Манфы и изнутри призывали созвать конференцию по безопасности Южного Судана для извращения реальности в глазах мировых СМИ.
Это делалось для того, чтобы их мнение приняли повстанцы, затем они искусственно создали противоречия между Суданом и Угандой для того, чтобы Уганда дала прибежище правительству Манфы и стала плацдармом для атаки юга страны. Теперь у них практически не осталось преград для начала процедуры отделения, и они спланировали действия через Конституционный комитет, подняв через политиков партии «Сана» и «Южного фронта» вопрос о светскости конституции. Марионетки англичан в ответ заявили, что придерживаются исламской конституции и противоречия стали нарастать, став первой искрой пламени. Это стало первыми шагами англичан и их марионеток по новым попытками отделить юг Судана.
Правление Нимейри…э тап роста неясностей и запутанности
25 мая 1969 года началось правление Нимейри, и в этот период проблема юга еще более запуталась и усложнилась, чему также способствовало неуделение внимания югу и его развитию со стороны последующих правительств, которые считали необходимым придать ему особый статус. Это было ловушкой, которая привела южан к мысли о принятии идеи о праве на самоопределение.
Затем на международной арене появился новый игрок (Америка), которая внушила своей марионетке Нимейри подписать соглашение с повстанцами в Аддис-Абебе 27 марта 1972 года. Тем самым она открыла новый акт в преступном спектакле, поставив повстанческое движение на одну ступень с государством и признав их в качестве политической структуры. Согласно новому соглашению она дала им автономию в трех регионах: Экваториальной провинции, Бахр-эль-Газаль и Верхнем Ниле, поставив во главе президента, который назначается с согласия местного совета вилаятов и который в свою очередь назначает совет министров этого нового политического образования. Америка также через это соглашение сделала английский язык официальным языком государства и пошла на ряд других уступок, которые углубили кризис между севером и югом.
Звезда Джона Гаранга взошла на юге в конце правления Джафара Нимейри, который отправил Гаранга, служившего офицером суданской армии, на юг для обеспечения безопасности. Однако Гаранг отмежевался от правительства и при поддержке Уганды и координации со стороны Америки создал особую милицию, призванную стать христианской силой, противостоящей распространению Ислама на юге. Движения Гаранга стало инструментом давления Америки на правительство Судана и, таким образом, начался новый спектакль по смене правительств и выполнению американских сценариев.
Затем правительство Махдий начало диалог на основе автономии или регионализма, правительство Нимейри осуществляло региональное управление и назначило Верховный совет по управлению Юга, а правительство Национального спасения под руководством Башира осуществляло федеральную власть и выдвигало идею права на самоопределению Южного Судана. Политические оппозиционные партии не выступали против этой идеи под предлогом так называемого национального демократического единства – группы оппозиционных партий в правительстве Спасения, которое предоставляло право на самоопределение жителям Южного Судана, Джабаль Нуба на конференции созванной в Асмаре в 1995 году. Затем последовало объявление принципов урегулирования в 1994 году, Мешакосский протокол в 2002 году и соглашение о праве южан на отделение на основе принципа самоопределения. Затем пришла очередь объявить начало дорожной карты в Найваше.
Соглашение в Найваше… дорожная карта по отделению Южного Судана
Это соглашение 2005 года дало право южанам провести референдум после шестилетнего переходного периода, который был нужен для подготовки общественного мнения и подготовки новых правителей для нового государства, которая осуществлялась новым игроком в Судане – Америкой, что она и начала осуществлять на практике. Суданская газета «Ас-Сахафа» в № 5933 опубликовала заявление председателя правительства Южного Судана, в котором он сказал: «Администрация США начала формировать рабочую группу в Белом доме, которая будет заниматься задачами поддержки и строительства нового государства на Юге и подготовкой к референдуму».
На этом последняя стадия по подготовке вопроса официального отделения Южного Судана заканчивается. Это соглашение в Найваше – последняя стадия, состряпанная по сценарию преступных американцев, устанавливающих дорожную карту по отделению юга страны от севера. Разделение Судана – это инициатива, начатая британскими империалистами и получившая продолжение в руках Америки.
Заключение
Таким образом, проблема Южного Судана была заложена главным на то время игроком – империалистической Британией, а сейчас, после ее вывода войск и вступления на сцену Дяди Сэма, она находится в руках Америки – врага мусульман, которая планирует свои грязные цели против уммы, стараясь погрузить ее во мрак:
أَلَا سَاءَ مَا يَزِرُونَ
«Как же скверно то, что они понесут…» (6:31).
Поистине, отчет этих в этом мире будет тяжелым, когда они предстанут перед шариатскими судьями Праведного Халифата, который назначит им жестокое наказание, пусть даже оно и не будет соответствовать совершенным им злодеяниям и преступлениям в отношении человечества, но в Судный день, с дозволения Аллаха:
وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يُرَدُّونَ إِلَىٰ أَشَدِّ الْعَذَابِ
«В День воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям» (2:85).
Это то, что касается правителей-марионеток, а что касается неверных колонизаторов, то Праведный Халифат ответит им не словами или угрозами, а военными ударами рабов Милосердного на поле джихада, которые заставят их забыть наущения шайтана и разорвут их в клочья. И тогда над всем миром взовьется знамя «Укъаб» – знамя Халифата, которое объявит о новой эре света и добра для всего человечества после многих веков тьмы под властью капитализма и тирании.
فِي بِضْعِ سِنِينَ ۗ لِلَّهِ الْأَمْرُ مِن قَبْلُ وَمِن بَعْدُ ۚ وَيَوْمَئِذٍ يَفْرَحُ الْمُؤْمِنُونَ ﴿٤﴾ بِنَصْرِ اللَّهِ ۚ يَنصُرُ مَن يَشَاءُ ۖ وَهُوَ الْعَزِيزُ الرَّحِيمُ
«В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха. Он помогает, кому пожелает и Он – Могущественный, Милосердный»! (30:4-5).
Инженер Хасбуллах ан-Нур
журнал Аль Ваъй № 286
Борьба между партнерами по власти (Национальной ассамблеей и НОАС) за богатый нефтью регион Абьей разгорелась настолько, что достигла международных судебных инстанций. В чем исторические корни проблемы Абьей? Почему она достигла такого размаха? И где ее правильное решение? Прежде чем ответить на эти вопросы, мы коротко остановимся на истории этого региона.
Карта Абьей
Регион Абьей расположен между Кордофаном и провинцией Бахр аль-Газаль в поясе, богатом растениями, плодородными землями и обильными водами. Сезон дождей в Абьей продолжается восемь месяцев в году, в регионе есть большие долины с широкими берегами, и землями, способными давать урожаи разных культур, в том числе таких редких, как имбирь, харджаль, гарнаджаль, шайх и другие. Абьей отличается круглогодичным умеренным климатом, а в отношении сокровищ земли, то согласно отчетам в регионе Абьей и окрестностях залегает 70% нефти Судана, не говоря уже о других еще не разведанных полезных ископаемых.
Племена в регионе Абьей
Выгодное положение Абьей заставило людей стремиться в этот регион со всех сторон, в особенности земледельцев и скотоводов. Так сюда попало племя даджу, убегавшее от властителей Дарфура после падения их власти, которая просуществовала до XV века. В Абьей переселилось племя масирия, которое ранее проживало к западу от Кордофана в королевстве Ваддай (нынешняя республика Чад), они считают себя первыми из переселенцев и относят себя к потомкам Факий Нур Муссы, жившего в 1110г. по хиджре, т.е. в 1700г.
Андерсон в своей книге «Заметки о переселении масирии на юго-запад Кордофана», том 22 говорит: «Нур Мусса был первым человеком из масирии, который переселился из государства Ваддай на новую родину». Также в регион Абьей переселилось племя динка накук, которое так же считает себя имеющими права на регион. Что касается даты их переселения, то ее определить трудно. Хоул в своей книге «Заметки о племени динка накук в Западном Кордофане», том 30, отрывки из которой были опубликованы в 1951г. говорит: «Точную дату начала переселения динка накук определить довольно трудно». Исследователи считают, что, скорее всего, это произошло в 1904-1905 гг., когда султан Аруб решил перебраться в провинцию Кордофан, но не Бахр аль-Газаль, однако на основании этого нельзя категорически утверждать, что до этой даты динка накук в Абьей не было.
Вне зависимости от того, кто первым обосновался в Абьей, регион был свидетелем мирного существования различных племен, в особенности двух больших из них – масирии и динка накук. Старейшина масирии Али Джилла и султан Аруб от имени динка накук подписали договор о дружбе, который сыграл большую роль в продолжительных добрых отношениях племен, привел к взаимоуважению и любви между ними и даже некоторому смешению и интеграции. В своем отчете 1920-1921 гг. английский исследователь, а также глава провинции Бахр-аль-Газаль в письме от 21 июля 1927г. похвально отзывались о дружбе племен и отмечали, что из-за таких хороших связей племя динка принимает участие в высших советах масирии. Это лишь один пример мирной жизни разных племен в регионе Абьей.
Корни проблемы
Мы можем сказать, что корни этой проблемы относятся к периоду британской колонизации Судана. Британские власти в конце 30-х гг. провели голосование среди племени динка накук во главе с Арубом и поставили вопрос о том, желает ли племя соединиться с Югом или продолжать свои связи с Севером, оставаясь подчиненными совету племени масирия. Еще до этого британцы провели секретные встречи с большим количеством уважаемых людей племени и потребовали от них уговорить Аруба на то, что необходимо соединиться с Бахр аль-Газаль и отмежеваться от Севера.
Такие попытки британской администрации постоянно повторялись, однако все время терпели неудачу. В 1943г. после смерти султана Аруба на трон взошел его сын Динк Маджук, и во время подготовки конференции в Джубе с ним встретился главный представитель Британии и вновь потребовал отказаться от гражданства в Кордофане, обещая за это огромные привилегии и почести, гарантированные его правительством и присоединиться к Бахр аль-Газаль. Однако султан Маджук также отверг это предложение и предпочел остаться с Севером.
Британские власти не прекращали свои попытки и провели несколько референдумов по этому вопросу, а именно в 1951, 1953, 1954 и 1955 годах, однако так и не смогли склонить лидеров племени динка накук на свою сторону, которые продолжали неукоснительно следовать договору о дружбе с масирией, подписанном их дедом султаном Арубом. Эти попытки были прекращены в 1956г., с уходом из страны британского колониализма.
Скорее всего, у англичан в то время не было серьезных намерений добиться включения региона Абьей в Бахр аль-Газаль или оставить его в составе Кордофана. Они лишь хотели создать ситуацию разрыва между жителями одной родины и разжечь взаимную неприязнь, недоверие и ненависть, которую можно было бы использовать в будущем в удобный момент. Как известно, англичане очень искусны в подобных мерзких способах и далеко идущих планах.
С уходом английского колониализма предполагалось, что обстановка стабилизируется и народы страны продолжат мирно жить бок о бок как это было раньше, однако империализм по своему обыкновению упорен в желании добиться исполнения своих проектов руками самих жителей страны. Чтобы придать своим планам законность и в будущем не попасть под упреки, оставшись в стороне, они используют для этого своих марионеток из числа правителей и политиков на местах и поэтому первым, кто вновь поднял вопрос по Абьей, стало так называемое Национальное правительство Мая во времена президента Джафара Нимейри.
Так, соглашение, заключенное в Аддис-Абебе в 1972г., а именно статья 3 пункт 3 определяет три южные провинции в границах 1956 года и гласит следующее: «Абьей и другие регионы являются географически и кульруно близкими соседями и считаются южным сообществом, которые должны определить свои позиции посредством свободного волеизъявления народа». Это заявление правительства Маи является именно тем, чего добивались англичане, что вызвало широкое протестное движение среди племени масирия, которые заявили о своем несогласии и потребовали у правительства изменить этот пункт соглашения.
С другой стороны племени динка накук разъяснили выгоду этого пункта в том, что референдум будет проведен и в регионе Абьей. Правительство действительно приняло некоторые шаги в этом направлении, важнейшим из которых стало назначение Джастина Аквира на пост заместителя главы региона Абьей, что вызвало недовольство масирии и их широкому наступлению на провинцию, после чего правительство было вынуждено отменить назначение и вернуть регионе прежний расклад сил.
В 1980г. небольшая группа из племени динка, лояльная Западу выступила с инициативой в парламенте Мая и потребовала принять решение о проведении референдума в Абьей. Эта инициатива была поддержана, однако лидеры и уважаемые люди племени динка накук 8 декабря 1980г. направили правительству срочную телеграмму, в которой говорилось: «Мы категорически не согласны с мнением этих отщепенцев племени и не считаем, что у них есть право говорить от нашего имени. Что касается вопроса границ, то мы являемся неотъемлемой частью провинции Кордофан». Затем к власти в стране в 1989г. пришло правительство Спасения и первой его официальной позицией в отношении Абьей стало Хартумское мирное соглашение 1997 года. Затем в феврале 2000г. правительство Спасения установила график решения проблемы Абьей как часть соглашения в Хартуме, предусмотренную пунктами 1.2, 3.2 и 4.2:
1. Абьей является местом проживания племен масирия и динка накук и не является частью Юга.
2. Абьей является культурно и этнически многообразным регионом, одним из наиболее отстающих в развитии и имеющим свою особенную проблему и правительство Судана готово обсуждать эти проблемы по мере возможностей.
3. Проблема Абьей подлежит обсуждению с участием всех сторон, имеющих права на регион.
4. Правительство Судана предлагает провести всеобщую конференцию по проблеме Абьей для выработки ее решения.
После этого проблема развивалась дальше и после событий 11 сентября 2001г. Америка решила взяться за ее урегулирование серьезно, т.к. борьба за регион между правительством и повстанцами сильно обострилась. Решение проблемы стало проходить один этап за другим до тех пор, пока в дело не вмешался Джон Дэнфорт, в то время специальный посланник США, который в марте 2004г. предложил свое видение решения проблемы, названное «американским листком». Дэнфорт предостерег обе стороны словами о том, что «в случае провала переговоров администрация США возложит ответственность на любую из двух сторон, препятствующую мирному процессу». После этого этот «американский листок» стал частью соглашения в Найваше.
Наиболее опасным в этом «листке» является то, что он утверждает принципы референдума, назначенного на 2011 год одновременно с референдумом на Юге. Также опасно то, что документ Дэнфорта не содержит определения границ региона Абьей, вокруг которого будет проходить референдум, т.к. Дэнфорт оставил решать это комиссии специалистов в количестве 15 членов (5 от правительства, 5 от повстанцев, председателя комитета в лице экс-посла США в Судане Дональда Петерсона, его заместителя по южной Африке и трех членов соседних государств).
По итогам работы комиссия представила свой отчет, в котором говорилось, что она не смогла обрисовать границы Абьей в границах 1956 года, но несмотря на это определила новый границы, проходящие к северу от Бахр аль-Араб – реки, протекающей в Абьей с южной стороны на протяжении около 100 км. Правительство отвергло этот отчет комиссии, назвав его посягательством на северные территории, а НОАС поддержала данные отчеты, в результате чего в декабре 2007 года между племенами масирия и динка вспыхнул кровавый конфликт, унесший жизни десятков человек. Около 50 тысяч покинули свои дома, так что ООН описала Абьей как город-призрак. В результате этого 8 августа 2008 года суданское правительство и правительство Южного Судана договорились передать дело для вынесения решения в Международный суд, который 18-23 апреля 2009г. выслушал свидетельства сторон и обещал вынести решение в течении следующих трех месяцев.
Опасность предлагаемых решений проблемы Абьей и позиции политических сил
Так развивалась проблема Абьей и из этого видно насколько хитро и мерзко действуют неверные колонизаторы ради осуществления своих интересов. У истоков этой проблемы стояли именно англичане, а затем американцы продолжили их план, используя другие методы (правителей-марионеток). При этом и Британия, и Америка единодушны в необходимости раздробления Судана для его ослабления и вывоза богатств. Они хотят отделить его от исламского окружения, и этот план был уже давно заложен в их политике.
Эти события также показывают всю измену правителей и их подчиненность их неверным хозяевам в обмен на то, чтобы как можно дольше оставаться у власти. Мы видели, как правительство Башира категорически отвергло его подсудность Международному суду в Гааге, называя это неверием и как то же правительство пошло на рассмотрение в этом суде неверия проблемы Абьей, хотя это дело более опасно, т.к. касается судьбы региона и его народов. Эта проблема показывает всю глупость политических кругов Судана, их ухищрения в попытках сохранить свои кресла и неспособность выступить со словом истины, поскольку никто из этих политиков, за исключением партии Хизб ут-Тахрир не осмелился выступить против этого спектакля.
Передача решения этой проблемы в руки Международного суда со всей очевидностью означает, что Судан разделится на два государства и что от появления новой страны на карте нас отделяет только ее провозглашение. Это считается опасным прецедентом в истории Судана, который лишь ускорит его раздробление на мелкие ничтожные государства, в которых легко будет создать кризисы и управлять ими. Если это правительство пошло на то, чтобы дело региона Абьей рассматривалось в Международном суде, то, что остановит его от передачи этому суду на рассмотрение вопросов определения границ Нубы, которая также является предметом споров? Что остановит правительство от принятия решения суда по границам Дарфура или Восточного Судана или Голубого Нила и других регионов, где существуют противоречия и где некоторые прозападные политики поднимают вопросы об автономии и праве на самоопределение?
Правильное решение проблемы Абьей
Правильное решение проблемы Абьей и тем более проблемы Южного Судана, Дарфура или других регионов заключается не в исполнении условий соглашения в Найваше или предписаний Дэнфорта или обращении с исками в Международный суд в Гааге и причиной этому является только одно: те, кто предлагают эти решения – люди, которые сами же и создали эти проблемы в Судане, как это видно на примере проблемы Абьей и истории ее возникновения. Так может ли отрава стать лекарством? Но в чем тогда заключается правильное решение?
Правильное решение заключается только в политической идее, берущей свое начало в откровениях Аллаха и это то, чего сегодня нет нигде, кроме как в Исламе, с которым отправлен Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Чтобы разъяснить то, что мы сказали, нам не нужно ходить далеко. Доказательством этому служит реальность, в которой жило население Абьей. Она показывает насколько великой является религия Ислам и как не являющиеся мусульманами динка жили рядом и интегрировались с мусульманами-арабами по причине справедливости этой религии. И многие динка приняли Ислам и взяли себе мусульманские имена и даже отказались от объединения с Бахр аль-Газаль, предпочтя остаться на Севере рядом с мусульманами, несмотря на неоднократные попытки добиться этого со стороны англичан.
Когда Ислам входил в какую-либо страну – любую страну, он никогда не делал этого в качестве колонизатора по образу капиталистов и в этом лежит причина его быстрого распространения и влияния на народы. Законы Ислама запрещают распри и убийства среди людей из-за земли, поскольку они упорядочивают все, что касается и самой земли и ее недр. Ислам не передает землю в собственность какого-либо племени и это ясно в запретности превращения земли в заповедник, как это делали в угоду себе лидеры курайша в доисламский период. Посланник Аллаха, мир ему сказал:
لاَ حِمَى إِلاَّ لِلَّهِ وَلِرَسُولِهِ
«Нет заповедников, кроме заповедников Аллаха и Его посланника».
Ислам дает право изъять землю в пользу каких-либо общих интересов только государству, а как известно, главной причиной конфликта в Абьей стало именно то, что каждое племя претендовало на землю, считая ее своей собственностью, что и привело к войне и убийствам и открыло путь алчным колонизаторам для вмешательства в конфликт и разжигания пламени войны.
Это решение Ислама наглухо закрывает все двери, ведущие к смуте, Ислам предоставляет землю – только обычную землю тому, кому это принесет пользу и только на частной основе. А если человек не станет обрабатывать ее в течение трех лет, то она опять изымается и передается другому человеку. Так Ислам не позволяет людям впадать в конфликты в отношении средств производства. Ислам считает всех людей партнерами по владению пастбищами, гидроресурсами и энергией. Посланник Аллаха, мир ему, сказал:
وَالنَّار اَلْكَلأ و فِي ثَلاثٍ َالْمَاء النَّاسُ شُرَكَاءُ
«Люди являются партнерами в трех вещах: воде, пастбищах и огне».
И еще сказал посланник Аллаха, мир ему:
ثَلاَثٌ لاَ يُمْنَعْنَ الْمَاءُ وَالْكَلأ وَالنَّارُ
«Трех вещей не лишается никто: воды, пастбищ и огня».
Как известно, одной из причин конфликта и убийств между племенами в Абьей стали именно разногласия из-за пастбищ и воды.
Ислам также смотрит на нефть, которая является скрытым богатством земли, как на общественную собственность, право пользования которой принадлежит всем гражданам государства. То же относится и ко всем прочим полезным ископаемым. Исламский шариат не разрешает ни одной стороне получать их в собственность в ущерб другим людям и поэтому разделение ресурсов и границ Абьей и других регионов согласно соглашению в Найваше является прямым провоцированием конфликтов и кровопролития.
Если мы посмотрим на законы Ислама как единое целое, мы увидим их непревзойденную способность решать проблемы людей, от которых сегодня страдает население стран и народы по всему миру. Однако эти законы нуждаются в искреннем правителе – главе исламского государства, который осуществил бы их в реальности. Это возможно только через создание Праведного Халифата по методу пророчества, который отсечет неверных колонизаторов и их прихвостней от решения проблем Абьей и других регионов в Судане и других странах – во всех странах мусульман. Поистине, это для Аллаха не трудно.
Абу аль-Фатих Иваз Халиль,
Омдурман, Судан