Посещение больного.
Некоторые ученые считали, что это является строгой сунной (сунна муаккада). Шейх уль Ислам ибн Теймия предпочел мнение, что это общая обязанность (фард кифая), как установлено в аль Ихтийарат (стр 85) .Т.е достаточно посетить больного некоторым мусульманам, тогда как другие освобождаются от ответственности за невыполнение этой обязанности. В случае непосещения больного никем из мусульман, грех ложится на всех мусульман извещённые об этом.
Доказано в сахихейне, что Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Существует пять обязанностей мусульманина перед братом» одной из которых он перечислил посещение больного. Согласно другой версии: «Права одного мусульманина над другим следующие …»
Бухари сказал: «Глава об обязательности посещения больного, и передал слова Пророка (Да благославит его Аллах и приветствует): «Накормить голодного, навестить больного и освободить пленников» Этот хадис указывает на обязательность посещения, и понимается как общая обязанность, подобная кормлению бедных или освобождение пленных.
Ан-Навави передал, что существует консенсус среди ученых, что это не ваджиб ( обязательно).
Аль-Хафиз сказал в Фатхе (10-117): т.е. это не обязательно для каждого в отдельности.
Шейх ибн Усеймин сказал в Шарх аль Мумти (5:173): «Правильным мнением является, что это общая обязанность, и мусульмане обязаны навещать больного»
Посланник Аллаха (СААС) оставил своей умме семь заветов, повелев неуклонно соблюдать их в повседневной жизни. Сподвижник пророка (СААС), аль-Бара бин Азиб( да будет милостив к нему Аллах), передал, что наш пророк (СААС) сказал: «Навещайте больного, провожайте покойного, желайте блага чихнувшему, принимайте приглашение (в гости), помогайте притесняемому, отвечайте на приветствие, и способствуйте давшему клятву в ее исполнении» (в другой версии хадиса говорится также «и поддерживайте слабого»).
Этот завет должен «войти в плоть и кровь» каждого из нас, к этому мы должны постепенно приучать тех, кто делает только свои первые шаги в исламе. Брат по вере нуждается в твоем хорошем отношении, помощи, совете, сочувствии. Если он заболел, необходимо навестить его, даже если, как он сам заверяет, ему ничего не нужно, даже в случае незначительного недомогания, но ведь ему ваше посещение будет так приятно!
Часто приходится слышать: «Но мы с ним мало знакомы», или «у нас последнее время…э… были несколько натянутые отношения…» Тогда тем более надо придти! И это растопит льдинку обиды, брошенную шайтаном, или у вас появится новый друг, который в трудную минуту придет на помощь.
Ну, а если уж кто-то попал в больницу, ему просто необходима ваша забота и участие, и даже если вся семья навещает его ежедневно, найдите время и вы! И, не дай Аллах, если брат ваш, выписавшись из больницы, при встрече скажет: «Я думал, ты ко мне придешь…»,- представляете, каково вам будет?! Ведь в наших больницах нет халяльной еды, и, быть может, брат ваш голодает… И, если вы навестили такого больного сегодня, пусть кто-то другой придет завтра.
Это послужит прекрасным примером соседям по палате. Один брат рассказывал, что, когда он лежал в больнице, к нему приходили ежедневно по 5-6 человек, а лежал он долго. Мусульманская дружба и участие произвели глубокое неизгладимое впечатление как на больных, так и на весь медицинский персонал. «Вот это мусульмане!»,- восхищались они. Укрепляя узы дружбы, вы содействуете не только сплочению всей уммы, тем самым приближаясь к Аллаху, но и способствуете созданию положительного имиджа ислама среди окружающих.
Какая же награда нас ждет за искреннее посещение заболевшей сестры или брата?
Сообщается, что посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал: «Когда мусульманин навещает (больного) мусульманина, он собирает фрукты Рая, пока не вернется»
Передано Муслим (2568:) Награда которую получает навещающий больного приравнена к собиранию плодов.
Согласно Тирмизи (2008), Посланник Аллаха (Да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто навещает больного человека, или навещает брата в Исламе, зовущий кричит ему: «Будь счастлив, да будет благословлен твой путь, и да займешь ты величественное место в Раю».
Оценен шейхом Албани как сахих в аль Сильсиля ал Сахиха, 2504 Тирмизи (969) передал, что Али сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (Да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет Мусульманина который навещает больного Мусульманина рано утром, чтобы семьдесят тысяч ангелов не посылали ему благословления до вечера, и если он навестит вечером, то семьдесят тысяч ангелов не посылали ему благословления до утра, и что бы ему не достался сад в Раю».
Такие действия как посещение больного , распространение приветствия, по желание блага чихнувшему, принятие приглашения (в гости), помощь притесняемому и т.д ведет к укреплению братских уз. Бойтесь Аллаха, и знайте, что рука Аллаха над общиной мусульман. И держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь, и помните, что разногласия и разделения, ведут к немощности и слабости, а единство и братство, ведут к силе и мощи.
И вся хвала Аллаху, Господу миров, Всемилостивому, Всемилосердному.
Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.