В пензенском интеллектуальном парке "Академия" прошла лекция известного археолога, доктора исторических наук, профессора Геннадия Белорыбкина, в ходе которой общественности была презентована современная версия истории древнего Наровчата ( Нуриджан, Мохши, Наручадь).
- До недавнего времени все тюркологи придерживались версии, что в 1313 году хан Узбек принял ислам в качестве государственной религии Золотой Орды в городе Мохши. Но теперь выясняется, что такого города никогда не существовало. - Город всегда назывался либо Нуриджан либо Наровчат, но никогда не назывался Мокши - это название не города, а северного улуса, в русском понимании золотордынского княжества, - столицей которого был Нуриджан. Вот современная интерпретация того, что же такое Наровчат и его древняя история", - озвучил новейшую версию Геннадий Белорыбкин.
Возникает ряд закономерных вопросов: Где располагалась столица северного улуса, где хан Узбек принимал ислам и будут ли в Пензенской области проводится торжества по случаю 700 летия принятия ислама в качестве государственной религии Золотой Орды?
Что касается юбилейной даты - это мероприятие адмнистративно- политическое. Хотят его отмечать или не хотят - это дело местной власти. 1313 год в истории Наровчата известен тем, что там начали чеканить монеты, в том же году там был принят ислам. Да, такой факт есть. А уж как его использовать - этот вопрос в компетенции местных властей.. С другой стороны, когда меня просят назвать точную дату основания города, то я говорю, что не знаю. Однако могу сказать, что в 12 веке город уже существовал. Как же я могу дать дату его основания датированную 14 веком, если есть материалы 12 века.
Обращает на себя внимание тот факт, что лекция Геннадия Белорыбкина была посвещена проблемам пензенской археологии и проходила под знаком буртасского бренда. Напомним, что среди советских и российских тюркологов - исследователей средневековья, проблема буртасского этногенеза по сей день остается остро дискуссионной. Тем не менее, группа пензенских энтузиастов, поддерживаемых губернатором Василием Бочкаревым, настояйчиво проталкивает идею о том, что именно буртасы стояли у истоков колыбели древнейших народов Поволжья.
Согласно новейшей теории Нуриджан был основан буртасами еще в 12 веке, а поскольку истоки истории сурского края уходят своими корнями в домонгольскую Русь, остается в силе негативное отношение к Золотой Орде.Тезис о том, что буртасы были героическими защитниками, противостоящими монгольским варварам, приобретает в местых научных кругах все большую популярность. Но проблема в том, что домонгольская история Нуриджана тесным образом связана с сильными хорезмийскими традициями. Следовательно и исламское влияние на территоиии сурского края было более ранним.