Обнаружение редкого снимка Иерусалима, сделанного в 30-е годы прошлого века с «Цепеллина», стало давно разыскиваемым доказательством того, что после оккупации Старого города израильтянами в 1967 году они тайно уничтожили мечеть времен Саладина, расположенную рядом с мечетью аль-Акса.
Факт сноса мечети Шейха Ида, которая находилась в одной из самых болевых точек палестино-израильского конфликта, вновь остро ставит вопрос о продолжающихся посягательствах «Израиля» на исламские святыни, которые находятся под его контролем.
Недавно эта проблема снова попала в центр внимания из-за участившихся случаев поджогов и актов вандализма, совершаемых еврейскими экстремистами в мечетях в Иерусалиме и на Западном берегу в рамках так называемой кампании «ценник», направленной на то, чтобы убедить израильское правительство отказаться от дипломатических уступок палестинцам.
После того как две недели назад еврейские поселенцы подожгли мечеть недалеко от Рамаллы, бывший начальник генштаба израильской армии Дан Халуц (Dan Halutz) признал, что на поиск правонарушителей не хватает политической воли. «Если бы мы хотели, мы бы схватили их; когда хотим – мы делаем», – сказал он.
«Археологическое преступление»
Вопрос, дожила бы иерусалимская мечеть шейха Ида до наших дней, стал предметом горячих споров между палестинскими и израильскими учеными.
Ее обнаружение представляет не только исторический и академический интерес. Археологи признали, что строительство на участке, где раньше стояла мечеть, проводившееся несколько месяцев назад до обнаружения фотоснимков, привело к повреждению оставшейся от нее подземной части фундамента.
Главное археологическое учреждение «Израиля» – Управление древностей – произвело раскопки остатков фундамента мечети и извлекло из-под земли скелет человека, который считается останками самого шейха Ида.
Мечеть располагалась недалеко от Харам аль-Шариф (Благородного святилища) – комплекса исламских святынь, среди них мечеть аль-Акса – который примыкает одной стороной к Западной стене – месту традиционных молитв иудеев.
Израильский режим претендует на контроль над Харам аль-Шариф, утверждая, что его мечети построены поверх еврейских храмов, разрушенных много веков назад. Еврейские религиозные организации оказывают серьезное давление на правительство, требуя разрешить им молиться на территории Харам аль-Шариф, некоторые экстремисты даже угрожают взорвать мечети, чтобы построить «третий храм».
В 2000 году провокационный визит в Харам аль-Шариф Ариэля Шарона – тогда лидера израильской оппозиции – при поддержке тысячи полицейских стал причиной второго палестинского восстания «интифады аль-Аксы».
Что же до мечети шейха Ида, ее фундамент был поврежден во время раскопочных работ, которые, по сообщениям израильской прессы, производились с целью строительства туристического центра рядом с Харам аль-Шариф.
Этот проект стал частью израильского плана перестройки кварталов рядом с Западной стеной, который является одним из факторов возникновения напряженности в отношениях с палестинцами. Любые преобразования подобного рода с точки зрения международного права являются незаконными, потому что Старый город Иерусалима имеет статус оккупированной территории.
По словам вице-президента израильской Национальной Академии Наук Биньямина Кедара (Benjamin Kedar), обнаружившего старый снимок в архивах в Германии, подобное варварское отношение к мечети шейха Ида является «археологическим преступлением».
Мечеть, первоначально служившая исламской школой, была построена одним из сыновей Саладина Маликом аль-Афдилом, и считается одним из всего лишь трех зданий, оставшихся в Иерусалиме с тех времен.
О происхождении и местоположение есть упоминание в документе XV века. После того как два века спустя здесь был захоронен ее самый знаменитый священник шейх Ид, мечеть стала местом паломничества мусульман.
Кампания Рабиновича
На сегодня известно, что мечеть была разрушена во время тотального сноса квартала Муграби в Старом городе сразу же после израильской оккупации Восточного Иерусалима в 1967 году, что является военным преступлением, тяжесть которого недооценена историками.
Под покровом тьмы израильтяне отправили бульдозеры на расчистку района, за счет чего почти тысяча палестинцев лишилась крыши над головой, а перед Западной стеной возникла большая площадь для молитв.
Площадь имела центральное значение для восстановления еврейского квартала в Старом городе, который теперь постепенно теснит соседние мусульманский и христианский кварталы из-за активной деятельности поселенцев, которых прикрывают вооруженные охранники, выделенные для этой цели израильскими властями.
Туристический центр стал последним проектом давней кампании раввина Шмуэля Рабиновича. Кампания направлена на укрепление израильских позиций в районе, прилегающем к Харам аль-Шариф. Многие палестинцы считают этот план средством поддержать израильские притязания на территорию комплекса.
Фонд наследия Западной стены, возглавляемый раввином, помимо собственно стены, оставшейся от древнего иудейского храма, отвечает за пролегающие здесь тоннели, которые были открыты в 1996 году во время первой каденции премьера Биньямина Нетаньяху. Их открытие вызвало протесты палестинцев, в результате столкновений с полицией, погибли десятки человек.
Фонд также пытается перенести Магрибский мост – ведущую в Аксу эстакаду, которой пользуются преимущественно немусульмане и израильская полиция. В данном случае цель Фонда – еще больше расширить площадь перед Западной стеной.
Идея строительства туристического центра рядом с Магрибским мостом была встречена протестами израильских археологов, несогласных с политикой властей. Профессор Еврейского университета Йорам Цафрир (Yoram Tzafrir) в недавнем интервью газете «Хааретц» сказал: «Можно сказать, что снос квартала Муграби в 1967 году был необходим… для того, чтобы позволить евреям массово находиться у Западной стены, а не для строительства нового туристического центра».
Фонд наследия оправдывает свою деятельность тем, что раскопки, разрушающие исламскую историю, необходимы для извлечения из-под земли более древних еврейских археологических памятников. В заявлении Фонда относительно инцидента с мечетью шейха Заида говорится: «Раскопки в районе Западной стены проводятся с целью добраться до как можно более ранних слоев. Очевидно, что это невозможно без разрушения более поздних слоев, какими бы они ни были».
Ноль баллов по степени защиты религиозных свобод
Нынешние и прошлые нарушения «Израиля» в отношении мечети шейха Ида зафиксированы международными наблюдателями, которые неоднократно ставили самую низку оценку израильским властям за обеспечение религиозных свобод населения.
В 2010 году Госдепартамент США опубликовал соответствующий доклад, в котором отнес «Израиль» к той же категории, что и Афганистан, Иран, Ирак и Судан. «Нееврейские святыни не имеют правовой защиты [в соответствии с израильским законом 1967 года о защите святынь], потому что правительство официально не признает их святынями», – говорится в докладе.
Закон 1967 года предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком до семи лет за осквернение святынь, а за блокирование доступа к святыне – сроком до пяти лет. Однако официально под этот закон подпадают лишь еврейские культовые сооружения.
Выводы Госдепартамента получили подтверждение в прошлом году, когда Университет Бингемтона присвоил «Израилю» ноль баллов по показателю степени защиты религиозных свобод.
«Государство Израиль» - главная беда
Диспут по поводу судьбы мечети шейха Ида является отзвуком более громкой полемики, которая ведется рядом, в Западном Иерусалиме, где израильские власти утвердили предложенный калифорнийским Центром Саймона Визенталя план строительства поверх древнего мусульманского кладбища Мамилла Музея толерантности. Считается, что на территории исторического кладбища находятся могилы сподвижников Пророка Мухаммада.
В 2008 году израильские СМИ сообщали, что во время расчистки участка под застройку были извлечены из-под земли в поврежденном виде более ста скелетов. В итоге строительство музея было отложено из-за финансовых проблем, вызванных мировым экономическим спадом.
Этот громкий случай широко обсуждался в СМИ, но куда меньшую огласку получают факты многочисленных нарушений религиозных свобод 1,3 миллиона палестинцев, имеющих гражданство и живущих под оккупацией.
Главной бедой для них стало создание «Израиля» в 1948 году, когда вся земля и имущество мусульманской общины в пределах новообразованного еврейского государства были конфискованы. Это имущество, которое жертвовали многие поколения палестинцев на религиозные и благотворительные цели, то есть имеющее статус вакуфа. К такому имуществу относятся не только святыни и кладбища, но и школы, общественные здания, сельскохозяйственные угодья, предприятия.
После 1948 года все имущество, находившееся в вакуфной собственности и занимавшее десятую часть территории Священной земли, было захвачено государством и вместе с собственностью более 750 тысяч палестинских беженцев, было передано в распоряжение чиновника в должности «хранителя имущества отсутствующих лиц».
После создания «Израиля» мечети действуют лишь в 120 палестинских населенных пунктах, и то под строгим надзором. Израильские власти платят зарплату сотрудникам мечетей, контролируют их назначения и содержание проповедей.
500 палестинских деревень, опустевших после 1948 года, были снесены, обычно вместе с мечетями и церквями.
В городах с почти стопроцентным еврейским населением, таких как Тель-Авив, на месте мечетей и мусульманских кладбищ попросту строят другие объекты. Одним из известных примеров этой практики стал случай с кладбищем Абдул-Наби: в 1950-х оно было передано строительной компании, которая построила на его месте пятизвездочный отель и несколько жилых комплексов для еврейских иммигрантов.
Те же мечети, которые до сих пор стоят в опустевших деревнях, давно осквернены. В 2004 году Ассоциация по правам человека в Назарете сообщила, что эти мечети, также как исламские святыни недоступны, в том числе для внутренних беженцев, проживающих в этих районах.
Некоторые такие мечети отданы в распоряжение еврейских иммигрантов. Например, мечеть Бушнак в бывшей палестинской деревне, а теперь богатом израильском городе Кейсарии, где находится резиденция Биньямина Нетаньяху, перестроили в ресторан.
Многие другие мечети в бывших палестинских деревнях теперь служат барами, ночными клубами, выставочными залами, магазинами, приютами для животных, зернохранилищами и синагогами.
«Слишком сложный вопрос»
В большинстве случаев с подобным осквернением бороться невозможно, потому что закон о древностях, принятый «Израилем» в 1978 году, не берет под защиту здания, построенные после 1700 года.
Между тем более старые мечети объявлены закрытыми военными зонами, из-за чего они тоже пустуют. Прекрасная мечеть Габисия на севере Палестины обнесена забором и колючей проволокой, мечеть Хитин, построенная Саладином в 1187 году в честь победы в битве при Хитине, превратилась в руины, а беженцам, живущим неподалеку, запрещено ее ремонтировать.
За последние 15 лет два отделения Исламского движения работало над тем, чтобы составить список мусульманских религиозных сооружений, которые были разрушены, либо не могут использоваться по назначению.
Движение также вступило в конфликт с израильскими властями, начав кампанию по восстановлению ряда важнейших мечетей. В 2000 году власти за одну ночь без объяснения причин снесли мечеть, восстановленную при помощи движения беженцами в бывшей деревне Сарафанд на средиземноморском побережье.
Ситуацию практически не меняют даже редкие случаи выигрыша дел в израильских судах. В прошлом году Верховный суд предписал совету Беэр-Шевы создать в недавно восстановленной центральной мечети музей исламской культуры, а не просто музей, как планировали власти.
Однако в марте правовой центр «Адалах», участвовавший в подаче иска от имени арабского меньшинства, пожаловался генеральному прокурору на то, что совет проигнорировал постановление суда и устроил в мечети выставку, посвященную временам британского и правления в Негеве. Правозащитники также сообщили, что в прошлом году власти устроили в мечети фестиваль вина и пива.
Бедуинский активист Нури аль-Укби (Nuri al-Uqbi), который давно борется за открытие мечети для молитв, сказал: «Меня ужаснуло и разозлило такое попрание святости мечети. В мечети расставлены пластмассовые фигуры в британской и израильской военной форме, некоторые из них в шортах, а также другие экспонаты, несовместимые с арабо-исламской культурой и традициями».
Совет Беэр-Шевы отказал мусульманам в предоставлении места под культовое сооружение, несмотря на то, что в городе живет около тысячи мусульманских семей и ежедневно сюда приезжает множество бедуинов из Негева.
Другие попытки правовыми методами восстановить справедливость в отношении вакуфного имущества тоже обычно заканчиваются ничем. В 2007 году палестинцы из древней Яффы, которая теперь превратилась в еврейско-арабский пригород Тель-Авива, безуспешно обращались в районный суд с целью получения информации о судьбе местного вакуфного имущества. Правительство отказалось сообщать им эти данные, заявив, что это «может нанести серьезный вред внешним связям Израиля». Подразумевается, что если «Израиль» объявит, каким именно образом эксплуатирует вакуфную собственность, пострадает его имидж на международной арене
В настоящее время дело находится на рассмотрении Верховного суда.
Впрочем, есть все основания считать, что суд вряд ли проявит сочувствие к палестинцам. В 2009 году после пятилетней правовой борьбы Верховный Суд отказался удовлетворить иск «Адалаха», который требовал включить исламские культовые сооружения в список объектов, подпадающих действие закона о защите культовых сооружений 1967 года.
Признав состояние мечетей в целом «плачевным», суд заявил, что это слишком сложный вопрос, чтобы решать его судебным постановлением.
Впрочем, по требованию суда, израильское правительство пообещало выделить на ремонт мусульманских культовых сооружений незначительную сумму в 500 тысяч долларов. Деньги будут переведены израильской Земельной администрацией, которая, по утверждению адвокатов из «Адалаха», «ничего не делает, чтобы предотвратить осквернение мусульманских святынь, а во многих случаях играет активную роль в их осквернении».
Очень похоже на то, что в будущие месяцы и годы свобода вероисповедания мусульман будет урезана еще больше. В прошлом году Нетаньяху поддержал идею принять закон, запрещающий мечетям использовать для азана громкоговорители.
Отметив, что на шум поступает много жалоб, Нетаньяху сказал: «Такая проблема существует во многих европейских странах, и они знают, как с ней справляться. Это закреплено в законодательстве Бельгии и Франции. Почему бы и нам не принять такой закон? Нам не обязательно быть либеральнее, чем Европа».
По-видимому, Нетаньяху забыл, что он не в Европе, и мусульмане, о которых он говорит, не иммигранты, а коренное население этих земель.