Казанский Международный фестиваль мусульманского кино, который в прошлом году показал фильм с известной турецкой порноактрисой Себиль Кекилли и наградил ее за лучшую женскую роль, в этом году убрал из программы фильм про турецкого исламского ученого Саида Нурси. Это решение принял Рустам Батров, который участвовал в комиссии по отбору фильмов в качестве исламского эксперта. В то же время Анастасия Логинова, руководитель пресс-центра фестиваля, отозвалась о Нурси как об «одном из самых уважаемых исламских ученых».
В эти дни из программы VIII Казанского Международного фестиваля мусульманского кино, проходящего в столице Татарстана, был изъят художественный фильм о жизни турецкого исламского ученого Саида Нурси. 2,5 - часовой фильм не прошел отбор по предложению Рустама Батрова, председателя Совета Улемов ДУМ РТ, проректора по учебной и научной работе Российского Исламского университета.
«Просматривая турецкий фильм о Саиде Нурси, я обратил внимание на специфику тех взглядов, который исповедует главный герой ленты и его последователи. Знаю, что пропагандируемое в этом кино движение запрещено в России», - сказал Батров. Об этом он сообщил организаторам фестиваля и, в итоге, было принято решение не показывать ленту на форуме.
В России в 2008 году были запрещены книги Саида Нурси и деятельность его последователей. Фильм рассказывает о событиях в Турции в 1920-1930 годах.
Ранее руководитель пресс-центра кинофестиваля Анастасия Логинова положительно отзывалась о фильме. До заявления Рустама Батрова Логинова рассказала, что «этот фильм рассказывает о жизни Саида Нурси - одного из самых известных и уважаемых исламских ученых в Турции и в тюркском мире».
Фильм рассказывает о жизни, деятельности, мучениях ученого. Также есть сцены, где главный герой дискутирует с Мустафой Кемалем. Нурси объясняет Ататюрку, насколько важен ислам для общества. Саид Нурси, курд по национальности, продвигает идею об укреплении дружбы и согласия между турецким и курдским народами.
Художественный фильм Мехмета Танрысевера «Свободный человек: Бадиуззаман Саид Нурси» был снят в Турции в 2011 году. Фильм собрал миллионы зрителей в кинотеатрах Турции, Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландов, Дании, Англии, Франции. Фильм участвовал в престижных международных кинофестивалях и завоевал награды.
11 сентября 2012 года в КРК «Пирамида» состоялось торжественная церемония закрытия, оглашения и вручения призов авторам фильмов-участников конкурсных программ VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Напомним, что Президентом фестиваля был муфтий РФ Равиль Гайнутдинов, председателем жюри — оператор и кинорежиссер Давлатназар Худоназаров, председателем отборочной комиссии — сценарист и режиссер Одельша Агишев. Также в состав жюри этого года вошли: иранский режиссер Надер Талебзадех, киргизский киновед и кинокритик Гульбара Толомушева, норвежский режиссер и монтажер Лине Халворсен, а также турецкий кинокритик и кинообозреватель Бурчин Саит Ялчын.
«Пять дней тому назад я с этой сцены обещал, что мы честно выполним свою работу. Сегодня я могу с радостью сказать, что бог сотворил такую группу жюри, что мы просмотрели много фильмов и почти все решения были приняты единогласно» - поблагодарил свою профессиональную команду Председатель жюри Давлатназар Худоназаров.
Призы Основной конкурсной программы распределились следующим образом:
«Лучший полнометражный игровой фильм»: «Крупица сахара» (Сейид Реза Мир-Карими , Иран)
«Лучший анимационный фильм»: «Жила-была мама» (Анна Артемьева, Россия)
«Лучший режиссер полнометражного игрового фильма»: Анжело Кианси («Верхний этаж. Левое крыло», Франция)
«Лучший сценарий полнометражного игрового фильма»: «Абу сын Адама» (Салим Ахмед, Индия)
«Лучшая операторская работа в полнометражном игровом фильме»: оператор Хомид Хази Абуяне, («Крупица сахара», Иран)
«Лучшая мужская роль в полнометражном игровом фильме»: актер Ахмед Мюнтаз Тайлан («Скрытая жизнь», Турция)
«Лучшая женская роль в полнометражном игровом фильме»: женскому актерскому ансамблю из фильма «Крупица сахара» (Сейид Реза Мир-Карими, Иран)
«Лучший короткометражный игровой фильм»: «Дом ЦIА» (Руслан Магомадов, Россия) и «Звук дождя» (Джалал Саедпанан, Иран)
«Лучший полнометражный документальный фильм»: «Музыкальный клуб Занзибар» (Филипп Гасни и Патрис Незан, Кения)
«Лучший короткометражный документальный фильм»: «Колыбель счастья» (Асель Жураева, Кыргызстан)
Помимо наград в основных номинациях, некоторым авторам и их картинам были вручены Специальные призы:
1. Специальный Приз Международной организации тюркской культуры «ТЮРКСОЙ»: анимационный сериал по мотивам татарских народных сказок «Золотые зернышки» (Сергей Киатров, Россия-Татарстан)
2. Специальный приз Министерства Республики Татарстан полнометражный документальный фильм «Вне зоны ответственности» (Елена Тагирова, Дагестан-Россия)
3. Гильдии киноведов и кинокритиков России: полнометражный художественный фильм «Абу сын Адама» (Салим Ахмед, Индия)
4. Специальный приз «Татаркино»: короткометражный документальный фильм «Аптека на Проломной» (Сергей Батраков, Россия-Татарстан)
5. Cпециальный приз Республиканской «Детской газеты»: полнометражный документальный фильм «Команда» (Мурад Алиев, Россия)
6. Специальный приз от Генерального спонсора фестиваля, компании «Healthy joy” игровой короткометражный фильм «Потеря» (Ильдар Ягафаров, Россия-Татарстан)
7. Специальный приз режиссеру Андрею Кончаловскому от Министерства культуры Республики Татарстан
8. Специальный приз президента Республики Татарстан «За гуманизм в киноискусстве»: короткометражные документальные фильмы «Сечкан» и «Весельчак» (Мохаммад али хазхемзехи, Иран)
Учредителями VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино являются Министерство культуры Республики Татарстан, Духовное управление мусульман Европейской части России и Мэрия города Казани. А девиз этого особенного культурного события в жизни столицы Татарстана звучал так: «Через диалог культур — к культуре диалога», ставший отправной точкой каждого представленного в программе фильма, затрагивающих вопросы нравственности, толерантности и гуманизма — актуальные в современном обществе. Справедливо будет отметить, что в этом фестивальном году он реализовал себя максимально.