Дагестан переживает серьёзное потрясение. Смерть шейха Саида Афанди (к. с.) перевернула всё с ног на голову. Столь неожиданно начавшийся диалог между суфиями и салафитами несколько месяцев назад может так же резко и закончиться. Конечно, не такого конца от него ждала общественность, простые последователи ДУМД и Ассоциации учёных Ахлю-с-Сунна. Обо всём по порядку.
Как всё было
28 августа произошло убийство шейха Саида Афанди (к. с.) и нескольких его посетителей – в его доме взорвалась смертница. В этот же день на официальном сайте дагестанского подполья выходит обращение, в котором факт организации взрыва боевиками подвергается сомнению. В пятницу имам Джума-мечети Мухаммад-Расул Саадуев обращается к мусульманам с призывом к терпению, выдержке и сдерживанию эмоций, давая понять, что это позиция ДУМД и завещание покойного шейха. На следующий день на другом сайте подполья выходит письмо, присланное в редакцию, в котором некий батальон берёт ответственность за произошедшее на себя.
Удивительно, но на протяжении всего этого времени, несмотря на эти контрастирующие новости, и суфии, и салафиты единым фронтом твердят, что это провокация, направленная на то, чтобы воспрепятствовать начавшемуся между мусульманами диалогу. В группе «Площадка для диалога» на Facebook, созданной представителями ДУМД, в обсуждении новости о том, что боевики взяли убийство шейха на себя, у участников практически нет сомнений в том, что и это часть провокации. В это время российские «кавказоведы», «исламоведы» и прочие «эксперты» изо всех сил пытаются повесить убийство на салафитов, объединив их, боевиков и всех других несуфиев под старым добрым названием «ваххабиты». Но у них ничего не получается, что констатируют другие независимые журналисты. Всё меняется, когда на портале Islam.ru выходит статья Патимат Гамзатовой «”Худайбийский” “мирный” договор».
Публикация ввергает в шок всех. Комментарии тех, кто ещё вчера активно призывал не поддаваться на провокации, меняются на прямо противоположные. Риторика, забыть которую на считавшейся исторической встрече в Джума-мечети призывал уважаемый муфтий Ахмад-Хаджи Абдулаев, обретает вторую жизнь.
Я долго думал над тем, что же всё-таки произошло. Перечитывая слова Гамзатовой много раз, я не мог поверить, что это пишет та самая дипломатичная, обаятельная женщина, во многом благодаря которой этот диалог вообще стал возможным. Я нашёл на этот вопрос только один ответ.
Ответ
Патимат Гамзатова – эмоциональная женщина, для которой смерть шейха стала очень сильным ударом. Похожая реакция была у неё, когда был убит ректор исламского института Максуд Садиков. Тогда на Islam.ru тоже вышла довольно эмоциональная статья, в которой Гамзатова косвенно обвинила в убийстве конкретных людей, после чего, уже придя в себя, исправила статью и извинилась перед мусульманами за излишнюю эмоциональность.
Видимо, в этот раз Гамзатова посчитала, что в смерти шейха (к. с.) виновна Ассоциация учёных Ахлю-с-Сунна, представители которой якобы не сдержали своего обещания усмирить «лес». Однако очевидно, что такого обещания они не давали и не могли дать, поскольку это не в их силах. На протяжении всего существования Ассоциации её члены официально и неофициально всегда отрицали не только своё возможное влияние на подполье, но и вообще какую-либо связь с ним. Это можно видеть даже по обращению боевиков (истинный источник которого ещё не до конца ясен), в котором мирным салафитам досталось не меньше, чем суфиям. Я очень надеюсь, что статья «”Худайбийский” “мирный’’ договор», после выхода которой «эскадроны смерти» стали одевать зелёные тюбетейки, является эмоциональным срывом, а никак не общей позицией наших алимов и ДУМД. Для этого гораздо больше подходит обращение Мухаммада-Расула Саадуева.
Осознание и осмысление
Один из важнейших выводов, который, на мой взгляд, должны сделать из случившегося мусульмане, – это осознание и осмысление реальных целей, которые ставились перед встречей ДУМД и Ассоциации. Хотелось бы напомнить несколько пунктов из принятой на ней резолюции:
4. Необходимость строго следовать словам Аллаха: «Держитесь все верви Аллаха и не разделяйтесь», то есть в приверженности Корану, Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), согласно вероубеждениям и фикху четырёх имамов, а также словам Аллаха: «Воистину, мусульмане – братья, так примиряйте же ваших братьев – может быть, вы будете помилованы».
5. Запретно поношение мусульманами друг друга согласно словам Аллаха: «Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами», сюда же включается и поношение учёных прежних и нынешнего времён, а также простых мусульман.
6. Все участники собрания единодушно заявляют о запрещённости выслеживания и доносительства на мусульман, несмотря на приверженность различным направлениям религии, а также о том, что это является тяжким грехом.
7. Решение всех возникающих спорных вопросов путём обсуждения в научном диспуте, для чего создаётся совместный орган, состоящий из равного количества участников с обеих сторон, собирающийся раз в месяц.
Я не могу сказать, что у нас получилось исполнять эти пункты так, как этого бы хотелось. Но абсолютно точно одно: к этому был сделан огромный шаг. Я видел своими глазами, как люди, которые раньше не могли подойти друг к другу, стали слушать и пытаться друг друга понять. Я прочитал множество обсуждений спорных вопросов, в которых соблюдался адаб, о котором раньше можно было только мечтать. Я видел, как люди отказались от ярлыков и стали называть друг друга братьями. Да, это не конечная цель. Но это важный результат, который может открыть для нас огромные перспективы. Я говорю «может», потому что искренне надеюсь: несмотря ни на что, этот диалог будет продолжен.
А ситуация, в которую мы попали, гораздо больше похожа на Верблюжью битву, чем на Худейбийский договор. Ведь Худейбийский договор состоялся между мусульманами и многобожниками, и именно последние его и нарушили. А Верблюжья битва как раз состоялась после мирного договора между отрядами мусульман, в станах которых во время их сна провокаторы стали обстреливать обе стороны. Один в один наша ситуация.
Аллах говорит в Коране (смысл): «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их» (сура «Комнаты», аят 9). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, перед наступлением Часа появятся смуты, подобные кускам чёрной ночи. Человек будет утром верующим, а вечером станет неверующим, и будет он вечером верующим, а утром – неверующим. И в это время тот, кто сидит, будет лучше того, кто стоит, а тот, кто стоит – лучше того, кто идёт, а тот, кто идёт – лучше того, кто бежит. И когда наступят такие времена, ломайте ваши луки, рвите тетиву и бейте свои мечи об камни. И если войдут к одному из вас, то пусть он будет, как лучший из сынов Адама» (Ахмад, Абу Дауд, Аль Хаким).