Молва в Дагестане быстрее информагентств почти на десять минут. Это слишком большой промежуток времени, чтобы отнести его на счет непрофессионализма. Трудно найти какое-либо объяснение помимо того, что эти минуты понадобились на то, чтобы различные ведомства сверяли ту версию, которую они выдали агентствам и миру. Пока они формулировали, люди за считанные секунды узнали, что шейх Саид-афанди был взорван.
Избыточность версии
Версия смертницы явилась уже после слухов – версия столь странная, не своевременная, противоречащая логике и ходу дагестанских дел, что ее спустя минуты шока никто не обсуждал.
В первые мгновения люди обменивались известием, что погибла женщина, возможно, жена шейха – слишком уж странно было наличие женщины рядом с устазом, давно болевшим, редко произносившем речи, переложившим все обязанности на своего преемника – шейха из Буйнакска.
Когда говорят шейхи, то рядом находятся, как правило, мужчины или очень близкие женщины из семьи – об этом знают в любой дагестанской семье, поскольку в любой есть хоть один верный суфий и хоть один стойкий критик суфизма.
Вот, собственно говоря, поэтому версия смертницы людям в Дагестане, хорошо знающим религиозную практику, показалась избыточной.
К чему усиление
О том, что обстановка накаляется, свидетельствовало количество машин с федеральными силовиками, которые за два дня до взрыва можно было видеть в неприметных переулках Махачкалы без каких-либо объяснений от местных и федеральных властей.
Люди здесь так привыкли к различного рода «усилениям», что задаются вопросами только тогда, когда приезжие удивляются. Я спросила, почему по городу перемещаются грузовики с военными. В ответ мне стали прикидывать, сколько за полгода в Дагестане могли успеть разместить «федералов», и называли бывшие спортивные базы и пионерлагеря, где их размещают.
Никаких вменяемых объяснений этого «усиления» так и не прозвучало от власти для народа с весны. Народ привычно питается слухами и наблюдениями местных жителей, которые обрастают часто совершенно фантастическими подробностями.
Гражданская война все никак не наступает, а концентрация силовых структур, в том числе, самых различных черных и белых «мстителей», все растет.
Преодоление травли
На фоне официальной военной эскалации религиозное противостояние непримиримых групп был усилием исламской дисциплины погашено.
Весной в Дагестане произошло примирение 20 лет враждовавших двух главных общин – салафитов и суфиев.
Это событие по дагестанскому ТВ едва упомянули, а федеральные СМИ о нем вообще промолчали, хотя это громадное и видимое достижение двух групп, которых силовики и власти упорно много лет стравливали друг с другом, искусно поддерживая обе и противодействуя обеим.
По прихоти судьбы узнала я об убийстве шейха Саида от людей, которые в эти самые минуты буквально вели дело примирения, планировали совместные дела и акции.
Проводы шейха
Шейх был похоронен до захода солнца. На его похороны, по оценкам присутствовавших, собралось от 100 до 150 тысяч мужчин – громадный отряд для любой дестабилизации, если эти люди к таковой готовы, как иной раз убеждали чиновники в кулуарных беседах.
Однако ничего не произошло – мюриды не схватились за оружие, а тихо молились, как не случилось и второго взрыва, который обычно происходит там, где взрываются реальные смертники, а не фантомы.
Силовые структуры не охраняли собравшихся, пропуск в село Черкей ограничен не был. Похороны проходили на полной самоорганизации людей.
Народ всю ночь прибывал, чтобы молиться и выражать соболезнования семье.
Нарушенная традиция
О том, что шейх в среду обратится к людям, знали только очень близкие к нему последователи. Сама церемония не предполагает, что женщина может близко подойти к шейху во время его речи. Все эти обстоятельства обсуждают как те, кто относит себя к суфиям, так и их противники, считающие суфизм отступлением от “чистого ислама”.
Как горестно заметил один из мюридов Саида-афанди, нарушена традиция – обычно религиозных людей взрывают с четверга на пятницу… А тут почему-то взорвали в среду…
Есть и несколько совершенно фантастических деталей, которые видны только “на местности”. Бросается в глаза некая нарочитая дистанцированность местных властей от событий, хотя среди чиновников, богатеев, депутатов много тех, кто исправно в течение многих лет ездили на поклон к шейху, строил мечети и медресе и старался поддерживать слух о своей к нему близости.
Власти, так долго и изощренно стравливавшие различные группы мусульман в республике, как будто и слов не нашли в такую минуту: по ТВ рассказали лишь когда шейх родился и что он написал много книг, и объявили траур на завтра, на сегодня даже не перекроив сетку местного телевещания.
А радио просто вырубили – примерно с 6 вечера в Дагестане не работала местная станция, а по остальным федеральным каналам транслировали обычный музыкально-развлекательный фон.
Еще более странными оказались действия силовиков: они брали под охрану не объекты и не улицы, а в некоем хаотическом порядке просто обозначали свое присутствие в городе.
Фоторепортаж РИА “Дагестан” с места похорон Саида-афанди Чиркейского