Их нравы

Антитеррор и в Африке антитеррор...

Антитеррор по-казахстански: живыми не брать!

Арканкерген, Таусамалы, Аксайское ущелье, Баганашыл – предвестники чего-то большего?

Бой спецназа КНБ РК с неведомыми террористами окончился, как уже это стало у нас заведено, полным уничтожением последних. Даже несведущие в тонкостях следствия и ведения боевых операций выражают сомнения: а разве нельзя было взять кого-то живым? Почему не обнародуют фотографии «террористов» (мы вынуждены брать это слово в кавычки) с их «послужным списком», выдвигаемыми требованиями (иначе какие они террористы без требований?), источниками финансирования и так далее? Почему молчит президент?

Действительно, ведь за последние полтора года было уничтожено почти полсотни вооруженных людей, которых, так или иначе, приписывают к экстремистам и кровожадным бандитам. За это же время погибло 15 сотрудников правоохранительных органов. И те, и другие – граждане Казахстана. А если сюда добавить погибших на «Арканкергене», в Иле-Алатауском нацпарке, то это «исключениями» или простыми ЧП не назовешь. И хваленая стабильность в стране более походит на стабильное ухудшение положения, когда не знаешь, от кого можешь пострадать  от неведомых, но вполне осязаемых боевиков или тех, кто призван тебя от них защищать.

Об этом мы сегодня и поговорим с нашими респондентами, но для начала ознакомимся с видеоматериалом, появившемся на днях во всемирной сети…

«Странное» видео 

Это видео действительно странное. Оно появилось на YouTube еще в прошлую пятницу, в день нашумевшей спецоперациии, и было озаглавлено как «КНБ. Труд  освобождает. Поселок ТАН» (с припиской «казахский спецназ штурмует дом»). Пользователь под ником Atheiful, судя по всему, загрузил его с другого сайта, специализирующегося на ХХХ и различных «ужастиках».

 Однако возникли сомнения насчет того, что события, демонстрируемые в видеоролике, относятся именно к происходившему утром 17 августа в дачном поселке Тан, находящемся, напомним, практически в черте южной столицы. Во-первых, не совпадает вид дома, в «котором засели террористы». Во-вторых, пятничная спецоперация, как известно, окончилась пожаром. Есть и другие нестыковки. Коротко говоря, создалось впечатление, что автор «запостил» совсем другую операцию (скорее всего, российского спецназа). Но для чего?

 Здесь следовало бы отметить, что Atheiful специализируется на подобных видео, от которых, мягко говоря, веет пропагандой доблестного труда отечественных чекистов, осуждается ваххабизм и даже делаются некоторые выводы относительно событий на «Арканкергене» и в Аксайском ущелье. Например, одно видео (состоящее из текста) называется «Аркан Керген и Парк – это 2 провокации против КНБ». Материал изобилует провокационными тезисами, исходящими от некоего «Казахского национал-патриотического союза», который утверждает, что «враги казахского народа будут казнены». К врагам были отнесены и защита Владислава Челаха, и ряд журналистов, и многие другие…

Молчание президента 

 Но вернемся к событиям пятницы, 17 августа. В этот день горячие сообщения СМИ из дачного поселка Тан были разбавлены «президентской новостью»: глава государства Нурсултан Назарбаев встретился с казахстанскими олимпийцами, вернувшимися из Лондона с медалями. Одним из источников олимпийского успеха он назвал «дружбу всех этносов страны и единство народа Казахстана», сделав вид, что ничего в государстве не происходит. Как будто в этот день жители «Баганашыла» и близлежащей округи не были разбужены взрывами, будто в начале прошлой недели не были вырезаны 11 человек (наших сограждан) в Аксайском ущелье… Или президент опять не в курсе? Сомневаемся. Впрочем, для главы государства последние события могут показаться мелковатыми. Тем более для Нурсултана Абишевича служит уроком бойня (или все-таки бой?) на «Арканкергене», которую он опрометчиво назвал терактом.

 Удивлен молчанием президента и сопредседатель ОСДП «АЗАТ» Булат Абилов:

– Ситуация действительно тяжелая. В том числе в морально-психологическом плане: все задаются вопросами – что происходит, что будет дальше? И это понятно – безопасность граждан уже никто не может гарантировать. Ну а bulat-abilovвласть, даже те, кто по долгу службы должен информировать население, заботиться о его безопасности, предпочитает отмалчиваться. Мне лично интересно, что будет по этому поводу говорить Духовное управление мусульман, Ассамблея народа Казахстана или другие формальные органы, которые «за мир и дружбу». Мы тоже, между прочим, за мир и дружбу двумя руками, но, когда происходят такие события, мы должны требовать от властей давать исчерпывающую информацию. А глава государства делает вид, что ничего не произошло. Конечно, надо поздравить олимпийцев, это правильно, но ведь надо объяснить людям, что происходит в стране, почему у нас в мирное время гибнут люди. И естественно, что глава государства на эти темы говорить просто не хочет и делает вид, что ничего не происходит. 

Он, как и многие граждане РК, задался вопросом: почему не оставляют в живых кого-то из террористов?

– Нам рассказывают, что то одна, то другая банда террористов полностью уничтожена. Но сделайте так, чтобы хотя бы одного взять живым! Ведь можно дождаться, когда они выйдут на улицу, станут передвигаться по городу и так далее. Тем более, как говорят, среди них могли быть женщины и дети. В той же России, когда уничтожают террористов, всегда информируют население, что убит такой-то лидер боевиков, за ним числятся такие-то преступления, теракты. Это хоть что-то, хотя понятно, что там действуют чересчур жестко. И это понятно: у них приказ Путина – «Мочить!».  

 Булат Мукишевич заметил, что и у нас существует аналогичный приказ с самого верха, но при этом непонятно, что такого сделали те, которых у нас уничтожают:

– Что противозаконного сделали эти люди? Какие конкретно преступления на тех девяти, которые были блокированы в прошлую пятницу? Хорошо, у них было оружие, но ведь они его не применили. И против кого они собирались его применять? Впрочем, еще неизвестно – вдруг это оружие подбросили или был всего один пистолет. Разъясните это гражданам, предъявите доказательства. А так «мочить» тех, кто сидит в доме, рано утром – это, мягко говоря, неправильно. Ведь у нас не военное положение, чтобы уничтожать без суда и следствия. Почему бы не провести переговоры? Мне очевидцы рассказывали, что спецназ практически сразу стал стрелять из гранатометов. За что? За то, что они носят бороды и короткие штаны – в этом их преступление, которое карается смертью?

Без безопасности 

 Бывший секретарь Совета безопасности Балташ Турсумбаев заметил, что сложившаяся внутриполитическая ситуация в Казахстане в любом случае делает президента ответственным за все, что происходит в стране:

– Вообще, борьба с терроризмом последнюю четверть века идет во многих странах мира, в том числе и в развитых, и выходит на первый план. И для Казахстана, имеющего огромную территорию (на 1 кв. км у нас проживает всего 4,5baltash_stan.tvчеловека), это тоже важно. Если не следить за ситуацией и не принимать адекватных мер, если не докопаться до корня зла терроризма по-казахстански, то для нас это будет страшная опасность. Замечу, что в последние 10 лет вся ответственность ложится на президента. Вот вы, как журналист, озвучиваете мнение общества: почему молчит Назарбаев, почему он не принимает никаких мер? Ведь он всю ответственность вместе с властью взял на себя, и все сделали на него ставку - мол, пусть он принимает решения, а остальные (имею в виду во власти) лишь исполнители. 

 При этом г-н Турсумбаев заявил, что надвигающаяся опасность - это дело не только верховной власти и правоохранительных органов, которые лишь уничтожают преступников, но и всего общества:

- От того, что они гранатометом уничтожили дом, где сидели террористы, ничего не будет. Ведь так было и в других регионах Казахстана. Если они, например, уничтожили всех террористов в Актюбинской области, то почему это произошло в Таразе, а потом в Алматы? Значит, у нас в стране зреет почва для терроризма, и это ведь не только религиозная почва - наверное, в Казахстане есть и другие недовольные ситуацией в стране. И этим надо обеспокоиться всем нам, всему обществу…

 Особо он обратил внимание на депутатов парламента, которые тоже предпочитают отмалчиваться:

- Понятно, что парламент у нас сфальсифицированный, но ведь они - «народные избранники» и должны в первую очередь обсуждать эти вопросы. Ведь это третья власть! Думается, что если бы они и не были на каникулах, то тоже ничего от них не дождались бы.

Терроризм.кз - борьба кланов 

Глава Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков заявил по этому поводу, что в действительности власти не хотят вникнуть в суть возникшей проблемы, что грозит еще более серьезными бедствиями для страны и ее граждан:

- Ситуация усугубляется с каждым месяцем. К большому сожалению, власти не хотят смотреть правде в глаза, не murat_telebekovхотят очевидных выводов, выдавая желаемое за действительное. В итоге получается, что мы не решаем проблему, а загоняем ее внутрь, затушевываем эту проблему. В Казахстане не принимается никаких радикальных мер по этому поводу, и это может привести к тому, что мы пройдем некую точку невозврата, когда начнутся необратимые процессы, которые даже представить трудно... и страшно! И, к сожалению, все ведет к такому сценарию. 

Он тоже выразил уверенность, что при желании можно было действовать не настолько радикальными методами, изначально направленными на уничтожение «террористов»:

- Последняя силовая акция, когда была уничтожена группа из девяти человек - яркое тому подтверждение. Какой в ней был смысл? Чем она была оправдана? Есть же множество других способов. В конце концов, ведь люди выходят из дома, ходят в магазин и так далее. Я понимаю, когда оправдана работа на уничтожение. Например, когда террористы захватывают заложников, когда под угрозой жизнь простых граждан. Но здесь ничего подобного не было. Нам говорят, что этим людям предложили сдаться. Но ведь соседи не подтверждают  информацию, что через громкоговоритель шли переговоры. 

 При этом г-н Телибеков сделал предположение, почему в стране вдруг стали усиленно бороться с террористами:

- У меня есть основание полагать, что терроризм и религиозный экстремизм используются противоборствующими группировками в борьбе за власть, которая сейчас обострилась. И она будет обостряться до тех пор, пока президент не примет кардинальное решение по передаче власти кому бы то ни было. А до тех пор ситуация будет только ухудшаться - ведь два клана, противоборствующие стороны, готовы сцепиться в смертельной схватке за этот лакомый кусок. 

 Что касается усиленной лепки образа врага из человека, носящего бороду и короткие штаны, глава СМК пояснил:

- Это на самом деле довольно старый и испытанный способ, чтобы как-то консолидировать общество, отвлечь от истинных проблем и истинных врагов. А этот образ врага начинают усиленно лепить, искусственно придавая ему устрашающий вид. Но не следует забывать, что сегодня мы живем в сравнительно открытом информационном пространстве, и людей не так-то легко обмануть, как это было за «железным занавесом». А наши власти продолжают использовать эти архаичные методы, которые совершенно не срабатывают…

 Террорист или нет? 

 Председатель Бюро по правам человека Евгений Жовтис в первую очередь отреагировал на последние события не как правозащитник, а как обычный гражданин, интересующийся политическими процессами в стране:

- Я, например, пытаюсь делать сравнения со странами, в число которых мы стремимся попасть - с развитыми государствами, где, к сожалению, участились теракты (особенно после событий 11 сентября 2001 года) иjovtisконтртеррористические операции. И кроме России, где в основном предпочитают действовать так же, как у нас, я не слышал, чтобы взрывали жилые дома в центре города, хоронили в них до десятка «террористов». И непонятно, кто были эти люди, кроме того, что они являлись нашими согражданами, неясно, какие цели (в том числе политические) они преследовали, к каким группировкам они принадлежали, если принадлежали вообще. То есть с точки зрения политической и общественной у меня возникает очень много вопросов. 

 С правовой точки зрения, как оказалось, у Евгения Александровича тоже немало вопросов:

- Получается, что ликвидируются люди, которые пока еще согласно презумпции невиновности не являются преступниками. Кроме этого, как известно, в Казахстане на смертную казнь действует мораторий, даже при том условии, что она сохранена в законодательстве. То есть даже если суд признает кого-либо виновным в терроризме, высшая мера наказания к нему не применяется. А в данном случае людей просто убивают, вместо того чтобы доказать, действительно ли они террористы, что они готовили, откуда они. Да, можно сказать, что эти люди якобы не сдаются и отстреливаются, создавая угрозу здоровью граждан и жизни сотрудников правоохранительных органов. Но я не уверен, что это до такой степени серьезно, чтобы у нашей полиции или спецназа не было других возможностей задержания и обезвреживания этих лиц. 

 При этом правозащитник предложил все те же способы: например, перехватить на улице, когда те выходят по своим делам. Кроме этого, он заметил, что с точки зрения права их надо называть «предполагаемые террористы», а не террористы как таковые:

- И теперь, боюсь, были они террористами или нет, общество не узнает, а если узнает, то косвенно. Другое, что вызывает опасение - такие финалы борьбы с терроризмом у нас уже вошли в моду. Счет таковых уже близится к десятку случаев, когда спецслужбы действуют подобным образом. Да, на Западе регистрируются единичные случаи, когда правоохранительным органам, которые исчерпали все другие возможности, приходится идти на физическое устранение того или иного лица, но когда это происходит с какой-то группой, я что-то не припомню такого. И только поэтому то, что говорит про терроризм по-казахстански официоз, у меня вызывает большие сомнения.

Автор: Мирас Нурмуханбетов
подписаться на канал
Комментарии 0