Андерс Брейвик проведёт 21 год в тюрьме. Суд в Осло приговорил террориста к высшей по местному законодательству мере наказания. Убийцу 77 человек признали вменяемым — чем он, судя по всему, вполне доволен. Теперь Брейвик, как говорят, собирается писать мемуары. Условия для этого вполне подходящие: в его камере три комнаты, есть компьютер и спортзал.
Ему откровенно смешно. Террорист Брейвик не пытается скрыть ехидной улыбки. С ней заходит в зал, окидывает взглядом собравшихся. Все тот же парадный вид – и убийцу встречают стоя, репортеры боятся прозевать первые эмоции. Ничего нового: характерное нацистское приветствие, уже "как всегда". Судья Венке Арнтцен не тянет с оглашением вердикта. Объявляет в первые же минуты процесса – Андерс Брейвик вменяем и будет сидеть в тюрьме.
Довольная ухмылка – после вынесения приговора. Реплика о возможном досрочном освобождении – шок для многих. Ведь максимум и так — 21 год. За терроризм, за убийство 77 человек. За взрыв бомбы в центре родного города, за расстрел подростков на острове Утойя. Такое наказание казалось не просто мягким – странным еще до вынесения вердикта.
Способ оставить "норвежского стрелка" за решеткой до конца жизни, конечно, есть. Если эксперты раз за разом будут признавать его опасным для общества. Пусть так, для Брейвика главное, что признали здоровым. Больше всего 33-летний террорист боялся прослыть безумцем. Не хотел, чтобы сумасшедшими сочли его идеи. На этом, кстати, настаивала прокуратура.
Обвинение требовало перевести Брейвика в психиатрическую лечебницу, но коллегия судей угодила террористу. Это тот приговор, которого добивался он. Ведь у Брейвика далеко идущие планы: издать мемуары, выпустить книги о подробностях подготовки к двойному теракту, еще раз поговорить о правых идеях, об угрозе исламизации Европы.
Все условия для плодотворной работы у террориста есть: в тюрьме "Ила" для него пристроили отдельное крыло, камера напоминает трехкомнатные апартаменты. Таких "особо строгих условий содержания" никак не могут понять пострадавшие во время двойного теракта, выжившие на Утойе. Амель Балтик из маленького городка Эльверум в 150 километрах от Осло слушать громкий приговор даже не поехал. Он уже видел довольное лицо убийцы, ему не понравилось.
"Кажется, что он живет в отеле, а хочется, чтобы он чувствовал себя, как в железном контейнере. Первые 3-4 месяца к этому делу был огромный интерес, а теперь все происходит так, как будто ничего не случилось. Но для нас, тех, кто там, – это останется внутри навсегда", — говорит Амель Балтик.
Слушают детали приговора, в основном, журналисты. Прямая трансляция на весь мир. Меры безопасности жесткие, но все гораздо проще, чем в начале слушаний. Самое страшное, что случилось с Брейвиком за время процесса, – в него кинул ботинком один из свидетелей.
Приговор огласили, нет осознания – что дальше. У толерантной Норвегии, гостеприимно приютившей сотни тысяч беженцев и одновременно вырастившей "домашнего" террориста, теперь есть время подумать. И вместе с ней задумалась вся Европа.