Дагестан переживает самые трудные времена в своей многотысячелетней истории. Нет резона перечислять все проблемы республики, они известны всем, но, похоже, общество становится свидетелем зарождения еще одной болевой точки — взаимоотношения суннитов и шиитов. Притом процесс нужно рассматривать не с точки зрения частных инцидентов, чем грешит родной официоз и бюрократия, а как проявление глобальных процессов, идущих во всем исламском пространстве.
«Темные силы»
18 августа в Хасавюрте случилось очередное резонансное преступление: вечером в так называемую шиитскую мечеть, куда на вечернюю молитву собралось около 70 человек, забежали двое неизвестных в масках и с оружием в руках. Они открыли беспорядочную стрельбу по прихожанам. С ранениями различной степени тяжести в городскую больницу были госпитализированы восемь человек, трое оказались в реанимационном отделении. На следующий день один из раненых Эмин Джафаров скончался не приходя в сознание. Тогда же поступила информация, что рядом с культовым зданием силовики нашли газовый баллон объемом 50 литров, наполненный взрывчаткой, мощность которой, по оценкам экспертов, была эквивалентна 40 килограммам в тротиловом эквиваленте. Устройство взрывотехники ФСБ Дагестана обезвредили с помощью гидродинамического разрушителя. По факту возбуждено уголовное дело, сотрудники республиканского следственного комитета сообщили, что баллистическая экспертиза выявила, что в хасавюртовской мечети применялось то же оружие, из которого совсем недавно расстреляли бывшего имама мечети селения Эндирей Хасавюртовского района Макардина Мужаидова.
19 августа в Хасавюрт прибыл глава администрации президента и правительства Дагестана Гасан Идрисов. От имени руководства Дагестана он осудил преступный акт, выразил соболезнования родственникам погибшего и посетил раненых в больнице. Через день с шиитами Дагестана и Хасавюрта встретилось руководство города, в мероприятии участвовал и министр по национальной политике, делам религий и внешним связям Дагестана Бекмурза Бекмурзаев. Высокопоставленный чиновник также осудил преступление и сообщил, что глава республики Магомедсалам Магомедов взял расследование уголовного дела под личный контроль. На самой встрече прозвучали многочисленные речи, а представители шиитских общин городов республики в числе прочих проблем озвучили версию о наличии в Дагестане неких деструктивных сил, которые «хотят внести раскол между суннитами и шиитами».
21 августа община шиитов Хасавюрта приняла заявление по факту расстрела в мечети. Подписанты документа, понимая в нужном русле злобу политического дня, вначале отдали должное руководству республики: «В это непростое время мы призываем все народы Дагестана объединиться вокруг президента Республики Дагестан… Несмотря ни на какие попытки дестабилизации обстановки в Дагестане, курс на обеспечение гражданского диалога, подавление и нейтрализацию террористических угроз будет продолжен в соответствии со всенародно поддержанными решениями III Съезда народов Дагестана». Затем предпринимается попытка персонифицировать лик вышеупомянутых «темных сил»: «Это преступление должно заставить всех задуматься об ответственности пособников и тех, кто поощряет распространение в республике идеологии экстремизма и терроризма. Хотелось бы обратить внимание руководства республики, а также Духовного управления мусульман Дагестана на недопустимость опубликования в СМИ таких провокационных материалов, вносящих раскол в исламе, какие были опубликованы в газете «Ас-Салам» в июле и августе 2012 года «Шииты и вся правда о них». Настораживает тот факт, что ни представители официальных властей, ни руководство Духовного управления, а также алимы не дали соответствующую осуждающую оценку этой провокационной статье, открыто призывающей к насилию и расколу общества. И автор — скорее всего, человек, очень отдаленный от религии — ислама, также не понес никакого наказания». Авторы заявления обращаются к главе Дагестана «с просьбой взять под свой личный контроль ход расследования этого преступления, найти и наказать виновных».
Правда о взаимоотношениях шиитов и суннитов
Чем завершится очередная криминальная история, известно лишь одному Всевышнему, хотя жители республики, эксперты в основном считают, что к расстрелу в хасавюртовской мечети могут быть причастны члены вооруженного подполья. Этой же версии придерживается духовный лидер шиитов Хасавюрта Адиль Рагимов. В интервью азербайджанскому информационному агентству АПА он заявил, что «это сделали ваххабиты. Потому что в июньском, июльском и августовском номерах близкой к ваххабитам и издающейся в Махачкале газете «Ас-Салам» распространялись идеи наподобие того, что шииты — гяуры, убивать их — благое дело».
Правда, есть и иное мнение. «Вражда между мусульманами, усугубляющая нестабильность в республике, на руку московским «ястребам» в погонах и врагам ислама, — говорит на правах анонимности один из политических аналитиков. — Такой статус для них означает очередные воинские звания, высокие зарплаты, прочие преференции. Ведь ту же хасавюртовскую мечеть гипотетически могли расстрелять и подорвать и силовики, чтобы усилить неприязнь между суннитами и шиитами. Кстати, подобный метод разжигания внутриконфессиональной вражды широко применяется на Ближнем Востоке. В частности, в Ираке в момент закладки мощного взрывного устройства у «шиитской» мечети в прошлом году был задержан сотрудник спецслужб Великобритании».
В принципе, соглашаясь с собеседником, необходимо отметить, что взаимоотношения между шиитами и суннитами всегда носили напряженный характер. И поэтому сегодняшние утверждения представителей шиитской общины Дагестана, что они «всегда жили и живут в мире и согласии с суннитами», выглядят несколько натянутыми и неестественными. В факте, наверное, сказывается шиитский принцип такии (допустимость сокрытия основ своей веры в окружении врагов), но в век интернета можно получить любую информацию, благо, что недагестанские шииты более откровенны и ведут весьма активную и агрессивную прозелитскую деятельность. И как же выглядим мы, сунниты, в глазах оппонентов? Просмотрим только один материал с официального сайта «шиитской общины города Екатеринбурга «Ахли-бейт» «Шииты и сунниты. Кто они?». Из него следует, что шииты кощунственно считали и считают трех первых праведных халифов Абу Бакра, Умара и Усмана узурпаторами и даже неверными. Именно так следует понимать утверждение, что Умар «всегда противоречил Пророку. Безусловно, он никогда не считал себя приверженцем Сунны Пророка и заявлял об этом не раз. Когда он руководил халифатом, принимал решения, противоречащие Сунне, а иногда даже его решения противоречили ясным аятам Корана. Он запрещал то, что было позволено Аллахом, а позволял то, что запрещал Аллах». Далее авторы материала приходят к выводу, что многочисленные сторонники Умара из числа «сподвижников были такими же, как он — это естественно. Его друзья, последователи и нынче живут по его несоответствующим с Кораном и Сунной законам. Современные сунниты придерживаются Сунны Омара, покинув сунну Пророка. Они не придерживаются двух основополагающих воззрений. Первое: “Дружба с друзьями Аллаха”, второе “Вражда с врагами Аллаха”».
Если отбросить в сторону демагогию и спекулятивную риторику, получается, что все современные сунниты, в том числе и дагестанцы, — неверные. Естественно, шииты убеждены, что только они находятся на правильном пути, что шиитами были все пророки, что именно шииты являются «истинными мусульманами», которые непременно, в отличие от суннитов, попадут в рай. Шииты не признают ни один труд, в том числе и в области хадисоведения, знаменитых исламских ученых-суннитов, у них свои авторитеты, открыто проклинающие все, что составляет предмет гордости и почитания для суннитов. Притом своих оппонентов шииты стараются дискредитировать любыми методами, нередко привлекая в союзники тех, кого предпочитают в прочей обстановке игнорировать полностью. В частности, «нечистоплотность» праведного халифа Умара показана через известный и достоверный хадис о последних днях Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), переданных общепризнанными собирателями хадисов суннитами, когда он попросил чернила и перо для составления завещания. Так что хасавюртовским авторам вышеприведенного заявления следовало бы сто раз подумать, перед тем как обвинять журналистов «Ас-Салама» в дестабилизации обстановки в республике и в прочих грехах.
Шииты одинаково ненавидят суннитов, но особая неприязнь отмечается к так называемым ваххабитам. В частности, из статьи «Исламский взгляд на ваххабизм» на очередном шиитском сайте www.tebyan.net следует, что «с ваххабитами невозможно нормально разговаривать, они напоминают зомби, у которых напрочь отсутствует способность мыслить и воспринимать аргументы. Любой шариатский довод, в том числе аяты из Корана, они встречают грубой бранью. На их сайтах только и можно прочитать о том, как кого-то «затакфирили» — чего не делал даже сам Пророк, так как это присуще только Аллаху! Причем «такфир» выносят невежественные люди, не имеющие никакого образования, не знающие даже основ арабского языка, не прочитавшие ни одной исламской книги». По мнению автора, «бог ваххабитов напоминает такого же ваххабита, только гораздо больших размеров». Он обвиняет своих оппонентов в том, что «они проводили зверские расправы над целыми суннитскими деревнями, как это было, например, в Алжире или в Чечне». Звучат и заявления, что «по степени безблагодатности и удаленности от Бога ваххабитская секта стоит далеко впереди христианства и иудаизма, будучи сравнимой разве что со светскими тоталитарными идеологиями вроде коммунизма и фашизма». И демонизация ваххабитов объясняется не только разной интерпретацией канонов ислама и трагическими уроками прошлого, но и современным противостоянием, в первую очередь между Ираном и Саудовской Аравией.
Мечты о шиитской империи
Нужно понимать, что со дня своего возникновения шиизм не представлял собой единое целое, он подразделен на десятки течений. И различие между ними настолько кардинальное, что речь даже может идти о полном отрыве от исламской составляющей. Выше уже отмечались особенности отношения шиитов к суннитам, поэтому заметим, что первые считают, что верховная власть в исламе должна принадлежать исключительно прямым потомкам Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), сунниты предпочитают более демократический путь через выборной механизм. Из первых четырех праведных халифов шииты признают лишь Али. Его статус в глазах шиитских богословов чуть ли не равен самому Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Некоторые даже утверждают, будто Аллах сказал Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), что, мол, «Я создал мир исключительно ради тебя, но если бы не было Али, Я не создал бы и тебя».
У шиитов также есть особая категория авторитетных и «безгрешных» богословов, решения которых не подлежат обсуждению и являются истиной в последней инстанции. Самые почитаемые богословы получают звание марджаат-таклид (образец для подражания). Наиболее выдающиеся из них носят титулы худжаталь-ислам (доказательство ислама) или даже аятолла (знамение Аллаха). Есть и титул великий аятолла — им был лидер иранской революции Рухолла Мусави Хомейни.
Из-за обширности темы нет резона останавливаться на причинах разделения шиитов, просто констатируем факт, что среди них сейчас доминирует община «двунадесятников». Ее члены признают своими духовными лидерами двенадцать имамов из рода Али, причем последний имам исчез в малолетнем возрасте в 873 или 874 году. Это так называемый скрытый имам, возвращения которого в качестве махди (мессии) шииты-«двунадесятники» ожидают и поныне. Члены этой общины составляют большинство в Иране, схожая ситуация наблюдается в Азербайджане, Ираке и Бахрейне. Шиитского вероучения придерживаются по разным оценкам 27—35% населения Ливана, в Кувейте количество шиитов доходит до 30%. В Афганистане шииты составляют 15—19% населения страны. К ним относятся проживающие на западе страны фарсиваны и хазарейцы. В Саудовской Аравии шиитами являются 15% населения королевства. К исмаилитскому течению шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана — памирские народы (кроме части язгулемцев). В прочих исламских странах количество шиитов невелико, несмотря на подобный статус в Сирии алавитов (5—8% от общего количества населения), которые в течение последних 40 лет путем насилия и репрессий удерживаются у власти. Естественно, Иран сегодня как крупнейшая шиитская страна претендует не только на роль регионального и шиитского лидера, но и на то, чтобы стать властителем дум полуторамиллиардной исламской уммы. И это при том, что шииты составляют по разным данным лишь 10% от общего количества мусульман.
Начало ренессанса шиизма началось уже в далеком 1979 году, когда в Иране случилась так называемая исламская революция. В последующем Тегеран делал все возможное и невозможное для «экспорта» ее плодов, духовной экспансии и усиления собственного влияния на почти все исламские страны. Взрывоопасность ситуации станет более понятной, если знать, что из двадцати одной арабской страны сунниты находятся у власти в двадцати странах. В свое время пакистанские шииты при поощрении со стороны Ирана категорически отвергли введенные президентом Пакистана Зияуль-Хаком исламские законы, посчитав их суннитскими. Сегодня во многих странах Персидского залива шииты устраивают различные протестные акции, за которыми четко прослеживается «рука» Тегерана. Иран ввязывался и ввязывается в политические игры, где нет места никаким принципам, поэтому «духовное» и «светское» руководство страны неоднократно показывало готовность поступиться даже религиозными принципами ради политических и иных дивидендов. В частности, для усиления роли оси Тегеран—Дамаск аятолла Хомейни в свое время издал фетву (богословско-правовое заключение), что алавиты являются полноценными мусульманами, хотя любой осведомленный человек знает, что сектантское учение алавитов абсолютно не соответствует канонам ислама.
Россия и Дагестан
В начале августа 2012 года советник по вопросам внешней политики при министре Корпуса стражей исламской революции, президенте Ирана и министре культуры и исламской ориентации Мохаммад Садек аль-Хосейни дал интервью иранскому еженедельнику «Panjere». Высокопоставленный чиновник разразился уже привычными филиппиками в адрес саудовской монархии, члены которой, оказывается, «опасаются, что ислам в толковании лидера Исламской революции имама Хомейни обнаружит ложь их проповедника Ваххаба, которого они возвели в ранг нового пророка». Мохаммад Садек аль-Хосейни мечтает, что скоро на Аравийском полуострове после объявления джихада шиитами произойдут глобальные перемены: «Тогда Бахрейн, Йемен и другие шиитские районы, объединившись с исмаилитами, которые насчитывают 75 миллионов человек, могут создать большую, с точки зрения мощи и численности населения, империю».
Естественно, предполагается, что следующими на очереди будут прочие регионы и страны. Но для суннитов, в том числе и для дагестанцев, сегодня актуально и отношение Ирана, шиитов к трагическим событиям в Сирии, где кровавый и бесчеловечный режим Башара ежедневно расстреливает десятки, а то и сотни братьев по религии. Тот же Мохаммад Садек аль-Хосейни, очертив образ некоего «треугольника зла» в форме «сионизм — ваххабизм — либерализм», предлагает шиитам и всем мусульманам «пойти по прямому пути»: «Если мы будем действовать таким образом, то образование нового миропорядка после этой судьбоносной войны, которая сейчас развернулась в Сирии, приведет к искоренению дамасского мятежа, освобождению Палестины и падению Израиля». Удивительно извращенная логика: оказывается, судьба Израиля, Палестины и даже всей религии Всевышнего находится в руках алавитского режима Дамаска. Подобная трактовка трагедии сирийского народа безо всякого сомнения будет способствовать дальнейшему росту антииранских и антишиитских настроев по всему суннитскому миру.
Исключением, конечно, не станет и Дагестан. Чтобы нивелировать негативные последствия, Тегеран сейчас проводит усиленную работу как в республике, так и по всей России. И результаты уже есть. Появились десятки интернет-ресурсов на русском языке, они агрессивно пропагандируют шиизм и показывают в негативном свете суннизм. На одном из таких сайтов говорится, что «сегодня каждый просвещенный шиит обязан использовать свое время, имущество и состояние во благо того, чтобы довести до умов Исламской общины истину. Ибо шиитские Имамы (мир им) являются путеводным маяком не только шиитов, а всех мусульман».
По устоявшейся привычке особую активность на поприще защиты Ирана и шиитов проявляет известный публицист и общественный деятель Гейдар Джемаль. В Дагестан зачастили официальные иранские делегации. Появилась информация о приобретении за огромные денежные суммы Тегераном земель, расположенных между Махачкалой и Каспийском, где уже начато возведение очередной шиитской мечети. В России и Дагестане растет количество неофитов-шиитов, есть мнение, что к последним относятся довольно-таки известные и публичные российские персоны. Они всеми возможными способами также защищают интересы Тегерана. Совершенно неожиданным союзником Ирана и Сирии на днях стал председатель так называемого российского культурно-просветительского центра «Аль-Васатыйя» («Умеренность»), кандидат политических наук Али Вячеслав Полосин, хотя он до сих пор позиционировал себя суннитом. Комментируя новость об исключении Дамаска из Организации исламского сотрудничества, Полосин заявил, что для разрешения конфликта нужны «взвешенные решения», подобные тем, за которые выступает Россия. По мнению Полосина, «вопрос нельзя решать через колено», просто отдав власть в руки суннитского большинства, поскольку ситуация может «завершиться резней». Похоже, Полосина с единомышленниками мало волнует идущая резня суннитов, для них главное — сохранить статус-кво в Сирии. При всем этом нет никакого сомнения, что дни режима Башара Асада сочтены, а его союзникам и союзникам Ирана своими действиями и заявлениями кроме прочего удалось только усилить недоверие между суннитами и шиитами, что, несомненно, еще даст о себе знать в ближайшее время, в том числе и в Дагестане…