Сравнение воспитания, данного для личной жизни человека мудростью Корана, и воспитания, данного философией, а также уроки, данные философией и Кораном для общественной жизни человечества.
Настоящий ученик философии – это фараон, но презренный, низкий, готовый ради выгоды поклоняться самым низменным вещам. Каждую выгодную вещь он принимает своим господом.
А также этот неверующий ученик упрям, но он нищий и жалкий упрямец, который ради одного наслаждения согласен на бесконечные унижения и ради самой мелкой выгоды готов унизиться до целования ног личностей, подобных дьяволу.
К тому же, этот безбожный ученик деспотичен и высокомерен, но поскольку он не нашел в своем сердце точку опоры, то по сути своей он является бессильным, себялюбивым, самодовольным деспотом.
Также этот ученик – влюбленный в выгоду эгоист, цель его стараний – удовлетворение своего нафса (страсти), желудка и низменных страстей.
И он – лицемер, который под прикрытием общественной выгоды ищет выгоду личную.
А искренний ученик Корана является рабом, но рабом почтенным, который не опустится до поклонения даже самым великим созданиям и не сделает целью своего поклонения даже такую величайшую выгоду, как Рай.
Также он скромен, кроток и великодушен, но без дозволения своего Творца он не преклонится, унижаясь, перед другими.
А также он беден и слаб, и осознает это, но с богатством, приготовленным для него в вечности Милостивым Повелителем, он не нуждается в милости других; и он силен, опираясь на бесконечное могущество своего Господина. Он старается лишь ради Аллаха, ради Его довольства, ради добродетели.
Уроки, данные философией и Кораном для общественной жизни человечества:
Итак, философия в общественной жизни за точку опоры принимает силу. Целью ставит выгоду.
Законом жизни признает борьбу.
Связующим элементом в обществе считает расизм и национализм.
Ее плодами являются услаждение страстей и увеличение человеческих нужд.
Между тем, делом силы является нападение. Погоня за выгодой – поскольку ни одно желание невозможно
удовлетворить полностью, и постоянно хочется большего – ведет к постоянным ожесточенным схваткам. По закону борьбы необходимо сражаться. Следствием же расизма, который вызывает желание расти, проглатывая других, является агрессия.
Таким образом, из-за этого мировоззрения человечество лишилось своего счастья.
Коран же точкой опоры вместо силы принимает истину. Его целью вместо выгоды является добродетель и Божественное довольство.
За основу жизни берет не закон борьбы, а закон взаимопомощи.
Связующими элементами в обществе, вместо расизма и национализма, принимает религию, общее дело и общую родину.
Его цель – преградить путь необузданным страстям, направить душу к возвышенным идеям, дать пищу высоким чувствам и, направив к вершинам человечности, сделать человека человеком в полном смысле слова.
Делом истины является объединение, следствием добродетели – согласие. Следствием закона взаимопомощи является стремление помочь друг другу. Религия влечет людей к братству, к сплоченности. Обуздание и усмирение страстей, освобождение человеческой души и подстегивание ее на пути к совершенству ведет к счастью в обоих мирах.