Габдулла Галиуллин – был первым муфтием Татарстана с 1992 по 1998 годы. Причем избранный народом, не «посаженный властью» на это место. Активно принимал участие в политике, возглавлял республиканскую партию «Мусульмане Татарстана», а впоследствии и «Омет» («Надежда»). Он часто оппонировал власти и всегда имел свое видение того, как должно быть. Поэтому его оценка того, что происходит сегодня в Татарстане особенно интересна
После того, как произошло нашумевшее покушение на Якупова и Файзова по всей республике идут массовые задержания, аресты мусульман. Причем хватают всех без разбора. Складывается такое ощущение, что эта настоящая «охота на ведьм» из седого Средневековья. Что Вы думаете на этот счет?
На мой взгляд, покушение на религиозных деятелей было совершено в интересах тех людей и служб, которые хотели бы, во-первых, напугать активное мусульманское население, молодых людей, обучавшихся за границей, закрыть им доступ в мечети на официальные должности. А во-вторых, нанести удар по престижу нашего президента Рустама Минниханова, прижать его ногтем, указать ему на то, что он в своей республике не может навести порядок. Это удар по новому министру МВД РТ с ясным мессиждем, что «вот ты пришел и не смог предотвратить этот теракт, у тебя под носом террористы орудуют». Это в чистом виде политический ход.
Мы прекрасно знаем состояние мусульманской общины республики, что происходит внутри нее, и убеждены, что мусульмане республики в этом деле не участвовали. Даже, когда в интернете появился видеролик, в котором некий человек, называющий себя «амиром Татарстана», берет на себя ответственность за теракт, видно, что он не татарин. Он явно не мусульманин, так как с трудом произносит шахаду и все время смотрит на бумажку. У истинных мусульман шахада отлетает от языка, это первое, что они должны знать. Это очевидная провокация каких-то спецслужб для того, чтобы нагнетать антиисламскую истерию в республике и начать «охоту на ведьм».
Сейчас этот план уже реализуется: арестовывают всех подряд, преследует тех, кто имел влияние и авторитет в умме. Наверное, была задача зачистить, напугать, остановить. Я должен сказать, что настоящих мусульман, которые служат Всевышнему – нельзя запугать.
На Ваш взгляд, это может привести к тому, что мы видели в некоторых республиках Кавказа, когда такая «работа силовиков» привела к полной утрате доверия населения к властям? И фактически народ жил сам по себе, власть сама по себе, что явилось причиной противостояния в довольно жесткой форме между ними?
Мне кажется, они хотят найти критическую точку терпения мусульман, ее продавить, вызвать противодействие и начать полномасштабную войну против мусульман Татарстана. И тогда уже можно будет под официальным предлогом произвести полную зачистку верующих мусульман, имамов, проповедников, духовных авторитетов на местах и посадить на их место не грамотных, послушных марионеток, которые бы служили верой и правдой не Богу, а органам, которые их поставили.
Весь сыр-бор в духовном управлении начался тогда, когда правительство решило его подмять под себя и при помощи МВД и ФСБ, поставить своего человека на пост муфтия, не считаясь с мнением самих мусульман. Что они в итоге и сделали. Они думали, что таким образом вопросы решатся. Но этого не случилось, поэтому до сих пор идет противостояние между официальным духовным управлением и мусульманской общиной республики.
Трудно представить, чтобы мусульмане следовали за лицом, которого они не выбирали, не уважают и не считают своим имамом. Желая того или нет, силовые структуры, которые продавили Файзова на этот пост, противопоставили его рядовым мусульманам. Одна небольшая группа, усиленная силовыми органами, – аппарат ДУМ, и вторая часть – противостоящая, не желающая видеть его во главе – это мусульманская община и часть имамов, которые выступили в открытую против такого положения вещей. И для решения задачи подчинения духовного пространства фактически назначенному муфтию, который находится во власти ФСБ и МВД, они решили убрать возможных конкурентов, оппонентов в этом поле. Стали снимать их с должностей имамов, мухтасибов, ректоров медресе. В их адрес поступали угрозы даже о возможной физической расправе, возможности применения экономического давления, если у людей имеется какой-то бизнес. Многие были вынуждены уйти, чтобы не навлекать беды на себя и своих близких.
При этом религиозная ситуация в республике не улучшилась, а ухудшилась. Ведь духовенство это небольшая каста, класс в пространстве ислама, а остальные рядовые мусульмане. Они все это видят и с этим не согласны. А не согласие, как правило, порождает противодействие. Люди вынуждены протестовать против несправедливости, проводить пикеты, митинги, писать петиции. Есть часть людей, которые не выражают свое несогласие внешне, публично, но противятся ему в душе, в сердце. Таких – большинство. В критический момент, если ситуация будет усугубляться, это «молчаливое большинство» может заявить о себе, выйти с протестом на митинги, публичные мероприятия, протестуя, против творимого беспредела.
3. Вы известный в республике религиозный и общественный деятель, часто выступали как оппозиционный политик, отстаивали свою принципиальную позицию, за что вас часто недолюбливали власти, но уважали при этом. С Вашим мнением вынуждены были считаться. И в этой ситуации, когда большинство духовных мусульманских лидеров заняли, как говорили в советское время, «позицию враждебного нейтралитета», Вы активно протестуете против притеснения мусульман республики.
Это долг любого мусульманина, видя несправедливость, противостоять ей. Я хочу заявить, что откровенное вмешательство правительства, ФСБ и МВД в религиозные дела, богословские вопросы, в которых они не разбираются, не приемлемо. Если бы власти, силовые структуры не вмешивались в нашу работу, то мы бы сами смогли разобраться в своих проблемах, возможных разногласиях, противоречиях. Мы спокойно решили бы эти вопросы внутри уммы, приводя в качестве довода не силовые методы и принципы шантажа, как это предлагает Полпред в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, а другие разумные способы. Самый эффективный и действенный – внутрибогословский, используя Коран и сунну Пророка ислама. И все вопросы тогда можно было бы снять. А силовыми отношениями мы эти проблемы никогда не решим. Пример Северного Кавказа нам об этом достаточно красноречиво свидетельствует. И чем сильнее власти будут давить, тем сильнее будет противодействие. Закон физики еще никто не отменял: сила действия равна силе противодействия! Пока идет достаточно молчаливая фаза протеста, но если ситуация выйдет из под контроля, я боюсь, что может колыхнуть. И одной спичкой можно поджечь целый лес. Спичку легко потушить, а можно и вообще не использовать, а лесной пожар очень трудно локализовать.
Я предостерегаю, не надо играть с такими спичками, последствия могут быть плачевными.
Вот буквально на днях Госсовет Татарстана принял поправки к республиканскому закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». Реакция общественности была неоднозначная…
Скажу так: в Госсовете Татарстана нет ни одного человека, который бы разбирался в исламе, знал все его тонкости. Поэтому одновременно было смешно и печально слушать их предложения, выступления, где они давали оценку исламу, религии в жизни человека, общества, государства, будучи теми, кто находится вне ислама.
Почему, по-вашему, стала возможна ситуация, когда подавляющая часть мусульман не считаются с руководством ДУМ РТ и неодобряет проводимой им политики?
Верующие люди не просто зрители в театре, статисты, они живые участники жизни общества. Они не могут безучастно смотреть на то, что происходит вокруг них, так как это касается их непосредственно. Мы видели это на примере, когда муфтият пытался сместить имама мечети Кул-Шариф Рамиля Юнусова. Он очень уважаемый в Казани, республике, России проповедник, образованный имам, современный. Прихожане этой мечети, встали на защиту своего имама и одновременно выступили против Файзова, который сам хотел занять место Юнусова. В момент противостояния ситуация накалилась до бела. И любое неосторожное действие властей могло спровоцировать конфликт. Я думаю, что таким образом Файзов решил убрать своего возможного оппонента на следующих выборах на пост муфтия. Файзов по всем параметрам ему уступает. Об этом решили позаботиться заранее.
Татарстан ведь всегда был оплотом стабильности, мира и согласия. Сейчас же мы видим, как какие-то силы целенаправленно натравливают одних мусульман на других, мусульман на христиан, русских на татар…
Все, что сейчас происходит, первым делом бьет по престижу Татарстана как центра ислама в России, удар по престижу президента, институтов власти. Перед глазами исламского мира, международных мусульманских организаций, куда мы так хотим войти, Татарстан предстает в образе борца с самим исламом, образованием, религиозным просвещением. Что естественно не добавляет нам имиджевых очков.
Мне искренне жаль тех людей, которых незаконно посадили в следственный изолятор, преследуют, оказывают всяческое давление на них. Это надо прекратить!
Я хорошо знал погибшего Валиуллу Якупова, мы работали вместе. Ни один мусульманин не имеет право желать смерти другому мусульманину. Мы видим, что те, кто совершил это злодеяние, в первую очередь, нанес удар по мусульманской умме. Убийство стало спусковым механизмом для начала гонений на мусульман. Значит, сделать это мусульмане не могли!
История нашей республики показывает, что мы жили в мире и согласии со всеми, кто населяют нашу Родину. У нас никогда не возникали конфликты на национальной или конфессиональной почве. Мы уважительно относились друг к другу, нашим ценностям. Всегда находили общий язык. Помогали друг другу в возвращении мечетей и церквей, вместе возрождали духовность, и утраченные было за годы советской власти религиозные ценности. Ведь бездуховный народ обречен на гибель, у нет будущего.
Я прошу у Аллаха, чтобы мир и спокойствие снова вернулись в нашу республику, чтобы «охоты на ведьм» прекратились.