Политика

«США сдали Израиль»

Происходящее сегодня в Северной Африке и на Ближнем Востоке может радовать Америку, исламистов всего мира, но не Израиль. «Арабская весна» разрушает старые, часто управляемые геронтократией, как, например, в пока еще относительно стабильной Саудовской Аравии, светские режимы, по определению не способные к большой войне и агрессии.

Здесь важно то, что США не просто поддержали, но инициировали «арабскую весну», дестабилизацию огромного региона, приход к власти исламистов. Это вкупе с массированными поставками современного вооружения арабским странам свидетельствует о том, что США сдали Израиль. Американские военные аналитики слишком хороши, чтобы не понимать этого. Иначе говоря, американская сдача Израиля происходит вполне осознанно.

При поддержке американцев к власти приходят силы, лишь внешне, имитационно соблюдающие демократические принципы. Для них демократия – скорее современная упаковка для исламского традиционализма. Их демократия имеет выраженную цивилизационную окраску, борьба идет между более и менее умеренными исламистами, так что изберут либо тех, либо других.

Изберут в условиях нарастающего мирового финансово-экономического кризиса, общества, живущего все хуже и хуже, когда многим, в том числе в Египте, не хватает денег на еду. Иными словами, «революционные массы» ничего не получили, да и не могли получить в результате своих революций в экономическом плане. Скорее потеряли, как теряет средства египетская экономика от уменьшения потока иностранных туристов.

Исламизации вяло противятся светские элиты, представленные в армии и спецслужбах. Новые «революционные» режимы, например в Египте, постараются их подчинить себе.

Что могут предпринять в отношении этого комплекса внутренних проблем революционные вожди – умеренные и радикальные исламисты, приходящие к власти? Самый простой ответ на экономические трудности и борьбу с военной частью светской элиты – перенесение проблем и общественной агрессии вовне. Велик соблазн «выиграть все» переводом острия недовольства вовне, на Израиль. Демагогически это может быть оформлено примерно так: вы учились военному делу в западных академиях, получали многомиллиардные поставки современного оружия, жили значительно лучше основной массы египтян? Так послужите родине на поле боя.

Объяснять, почему выбран именно Израиль, арабской улице долго не придется, она сама добавит свои объяснения. Еврейское государство и сегодня часто воспринимается как почти абсолютное, метафизическое зло. С идеологических позиций здесь все понятно и однозначно плохо для Израиля. Ведь мало иметь горы оружия, большие армии и большой мобилизационный потенциал. Для большой войны нужен еще и мифологический, запредельный враг, против которого все эти арсеналы можно с чистой совестью использовать.

Но, может быть, Израилю удастся сохранить военно-технологическое превосходство над арабскими странами? Но и это совсем не очевидно.

Та же Саудовская Аравия и страны Персидского залива приобретают сегодня огромные объемы западного вооружения, что не может не повлиять на баланс сил в регионе. Речь идет о поставках сотен боевых самолетов, установок залпового ракетного огня, зенитных комплексов «Пэтриот»... Этот список можно продолжать долго. Объясняется такая повышенная потребность в современных вооружениях «иранской угрозой».

Но эти горы современного оружия могут быть со временем использованы совсем не против Ирана, а против Израиля. Особенно «хороши» в этом отношении немецкие оружейные компании, готовые поставить своим арабским партнерам больше тысячи танков «Леопард-2». Мы знаем из истории, как танковые соединения генерала Роммеля рвались в годы Второй мировой войны к Каиру и Палестине. Тогда этого не случилось, английская армия удержала позиции. Сегодня геополитические противники Израиля вновь получают несравнимо лучшие, чем тогда, серии немецких танков. В этом «дурная бесконечность» – снова, на этот раз ради денег, поучаствовать в возможном новом холокосте еврейского народа.

Жадность оружейных компаний с экономической точки зрения понятна, денег в регионе много, одни нефтяные монархии зарабатывают на внешнем рынке куда больше Израиля. Сегодня они прозападны и внешне ему подконтрольны. Но как долго продлится эта лояльность Западу и, опосредованно, Израилю, не знает никто.

Потеря этой лояльности, все более вероятной в условиях «арабской весны» и последующей исламизации региона, поставит под вопрос само существование государства Израиль. И ядерное оружие, в терминологии израильских политиков «оружие последней надежды», здесь помощник слабый. Слишком маленький регион, где оружие массового поражения придется применять практически у себя дома. И встречать израильские самолеты и ракеты смогут приобретенные у США многочисленные комплексы «Пэтриот», сегодня якобы предназначенные для перехвата иранских ракет.

По-видимому, трагизм складывающейся ситуации осознают и в самом Израиле, недаром многие израильтяне сохраняют и вновь получают паспорта других стран, а репатриация на «историческую родину» постепенно сменяется возвращением в страны рассеянья.

Но если Америка предала Израиль, к кому сможет «прислониться» страна, где могут быть новые центры ее геополитического притяжения? Мир сегодня не однополярен, как два десятилетия назад, когда историческая Россия в ипостаси СССР разрушилась, а Китай был еще слишком слаб для сдерживания Запада. Мир движется к биполярности. На одном полюсе – западный мир во главе с США, на другом – незападный, предводительствуемый Китаем и отчасти Россией. Так что выбор здесь небольшой, да и свято место пусто не бывает. Кинула Америка, волей-неволей придется присматриваться к потенциальному «Российско-Китайскому» союзу для сохранения страны в истории. Или к уже вполне реальным ШОС, ОДКБ, Евразийскому союзу... А какие возможности для Израиля открывает участие в Таможенном союзе – и режим между нашими странами уже безвизовый. В общих чертах понятно, почему евразийская интеграция может быть интересна Израилю.

Не столь однозначен ответ на вопрос, почему израильское участие в евразийской интеграцииможет быть интересно для России? История наших межгосударственных отношений знает различные периоды, чаще плохие, реже хорошие. СССР и товарищ Сталин сделали немало для возникновения израильского государства. Затем были десятилетия конфронтации, наши страны играли за разные геополитические команды. СССР сделал ставку на поддержку арабского мира, США – на поддержку Израиля.

Ставка СССР на арабский мир дала неожиданные, как часто бывает на Востоке, результаты. В 80-е годы Саудовская Аравия по договоренности с США обвалила цены на нефть, подорвав экономические основания существования СССР. Эта история хорошо изложена в книге экономиста-реформатора Егора Гайдара «Гибель империи». Свидетельство Гайдара, политика «прозападной» ориентации, здесь особенно ценно.

Для углубления нашего сотрудничества есть причины цивилизационные и геополитические. Израиль, например, играет на Ближнем Востоке роль «удерживающего», принимая на себя давление радикального ислама, частично компенсируя его, уменьшая в отношении Европы, России и Китая. Гипотетическое «исчезновение» еврейского государства с карты мира очень быстро приведет к росту этого давления, отвлечению значительных ресурсов на его сдерживание. И сегодня Израиль стратегически сдерживает не только Египет, но и столь «дружественные» по отношению к России Саудовскую Аравию и Катар...

Но главное в причинах внутренних, цивилизационных. Нам и надо-то сегодня совсем «немного»: исправить последствия «великой геополитической катастрофы», как охарактеризовал распад СССР наш национальный лидер Владимир Путин. Вернуть на место границы нашего политического, экономического, военного и культурного влияния. А при решении задачи такого масштаба любая поддержка будет совсем не лишней.

Известно, что еврейская диаспора продолжает сохранять серьезные лоббистские возможности в США и Европе. Если суметь заинтересовать в нашем восстановительном интеграционном проекте, условно и безусловно говоря, Ротшильдов и Морганов, банк «Джей-Пи-Морган-Чейз» (J.P. Morgan Chase & Co), дело пойдет куда как быстрее. Эти лоббистские возможности эффективно использовались в свое время против СССР, но диалектика истории снимает старые обиды, главное – настоящее и будущее.

Да и сегодняшние возможности диаспоры в России, на Украине, других странах бывшего СССР по-прежнему велики. И вышли мы все из нашего общего родительского дома – Российской империи и ее сниженного, ухудшенного варианта – СССР. У нас и долгая общая, с присоединения земель великого княжества Литовского и Украины, а затем и большей части Польши, история. В ней есть и любавические хасиды, и наша общая борьба в годы Великой Отечественной войны, и наследие СССР – Еврейская автономная область.

Словом, родительский дом он и есть дом, хотя и бывает в нем всякое. Какие бы ни были исторические обиды, когда дело доходит до главного, можно услышать и помочь друг другу.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

Автор: Сергей Гавров, философ, социальный антрополог, политолог
подписаться на канал
Комментарии 0