События

Президент Таджикистана после военной операции обратился к "высшим силам"

Ожесточенные бои, продолжавшиеся в Хороге и его окрестностях около суток, привели к большому количеству жертв

Хрупкое перемирие, установленное в Хороге — столице таджикского Горного Бадахшана — после начатой там 24 июля военной операции правительственных войск против сил местного ополчения, привело вчера к первым результатам. Ополченцы согласились начать сдавать оружие в обмен на обещание властей снять снайперов с окружающих город высот и восстановить его связь с внешним миром. Однако с основным требованием официального Душанбе выдать нескольких полевых командиров, обвиняемых в причастности к убийству начальника областного комитета нацбезопасности генерала Абдулло Назарова, они не согласились.

Ополченцы предложили таджикским правоохранительным органам самим задержать преступников, пообещав им в этом не мешать. От центральных властей в Хороге ждут гарантий справедливого и прозрачного расследования этого преступления, ставшего предлогом для вооруженного нападения на город трехтысячного правительственного экспедиционного корпуса.

Ожесточенные бои, продолжавшиеся в городе и его окрестностях около суток, привели к большому количеству жертв, в том числе среди мирного населения. По данным генпрокуратуры Таджикистана, «в ходе спецоперации обезврежено более 30 боевиков, ранено 36, задержано пять граждан Афганистана, погибло 17 сотрудников правоохранительных органов и силовых структур, еще 40 получили ранения, из мирного населения погиб один человек». Эти цифры сильно отличаются от сведений, полученных «МН» из информированных источников — как от близких к правительству в Душанбе, так и от независимых гражданских структур в самом Хороге. По их данным, среди правительственных войск потери составляют 115 человек, среди ополченцев — 15, среди мирных жителей — 11 погибших.

Столь существенная разница, как пояснили собеседники «МН» в Душанбе, объясняется стремлением властей избежать волнений и протестов в других регионах республики, откуда были призваны необученные солдаты-срочники, отправленные в Хорог. Именно эти необстрелянные новобранцы оказались основными жертвами плохо подготовленной «спецоперации». Им противостояли вооруженные и хорошо обученные бойцы сил самообороны Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО). Напомним, этот регион в течение всех двадцати лет независимости Таджикистана никогда полностью не контролировался центральными властями. А в годы гражданской войны середины 1990-х он был одним из самых надежных оплотов таджикской оппозиции.

Как утверждают таджикские аналитики, это и заставило президента Эмомали Рахмона за год до следующих президентских выборов в стране (они должны состояться в ноябре 2013 года) положить конец опасной фронде, угрожавшей его режиму. Судя по поступающей информации, провал «хорогского похода» стал неприятной неожиданностью для Рахмона. Серьезная озабоченность по поводу кровопролития в ГБАО, выраженная Россией, США, ЕС, ООН и ОБСЕ, заставила его отдать приказ о прекращении военных действий.

Как выяснилось вчера, таджикский лидер был настолько расстроен случившимся, что на несколько дней после этого отправился в местный хадж, чтобы сосредоточением и молитвами найти поддержку у высших сил. Об этом он сообщил в ходе состоявшегося в субботу совещания с руководителями силовых структур страны. Как рассказали «МН» хорошо осведомленные лица из близкого окружения Эмомали Рахмона, в последние годы его излюбленным местом «малого хаджа» стал мавзолей Хазрати Султон в горной местности Ховалинг в Кулябской области.

В происходящем ныне в Таджикистане много таинственного. Объясняется это попыткой властей перекрыть все каналы информации из Хорога, в первую очередь телефонную связь и доступ к интернету. Самое оригинальное объяснение дал начальник службы связи Таджикистана Бег Зухуров. Оказывается, «во время всем известных в Хороге событий пуля попала в провода, так как они там проходят по воздуху». Не менее изящно он объяснил, почему, несмотря на «злую пулю в проводах», до некоторых госчиновников в Хороге можно дозвониться. «Некоторые наши чиновники очень любят своих жен и купили себе дорогие телефоны, чтобы поддерживать с ними связь», — сказал главный таджикский связист.

В отсутствие надежных средств связи в медиапространство Таджикистана вчера была вброшена информационная бомба — якобы боевики готовы взорвать плотину высокогорного озера Сарез на Памире, что грозит грандиозной экологической и гуманитарной катастрофой всему региону. Однако вечером вчерашнего дня стало ясно, что это утка, в происхождении которой обе противоборствующие стороны обвиняют друг друга.
Достойно выйти из создавшейся ситуации, судя по поступающим сведениям из Хорога, хотят как власти, так и предводители местного ополчения. Если последние продолжат начавшийся вчера процесс сдачи оружия, а власти сумеют продемонстрировать свои возможности обойтись без насилия при управлении строптивым регионом, временное перемирие может стать постоянным. Но это произойдет не раньше, чем Душанбе отзовет из Хорога большую часть своего экспедиционного корпуса.

Автор: Аркадий Дубнов, "Московские Новости"
подписаться на канал
Комментарии 1
  • шатается трон врага Аллаха!
    (145)
    31 июля'2012 в 07:55